
Королевская ночь с зубной пастой, тайные свидания после отбоя и первая любовь, — это то, чем запоминаются смены в летних загородных лагерях. Мы попросили екатеринбуржцев в телеграм-канале и «ВКонтакте» поделиться своими историями из «лагерного» детства. Тут и жуткие рассказы о травмах и отвратительных условиях, и теплые воспоминания.
«Выбили зуб железной тарелкой»
У многих от детских лагерей остались не самые приятные впечатления: строгий режим, плохие условия проживания, подколки ребят.
— Всё детство — в лагере «Волна» на Таватуе, все три смены на протяжении нескольких лет у меня там дед работал. И вот как-то у всех появились вши. Намазали всех скипидаром, помыли, и потом еще неделю по лагерю этот запах стоял, но вшей вывели. Теперь смешно, — вспомнила Ксения Владимировна.
— Единственную в жизни поездку в лагерь вспоминаю с содроганием. Поехала с подругой за компанию. Рядом стрельбище, нас водили туда на экскурсию, учили ходить строем, любимым развлечением было ходить по территории лагеря и собирать гильзы — привезла домой мешок, — рассказала Елена.
«К воротам лагеря постоянно подходили шизики из дурдома, что находился рядом. Пялились на нас, потом кидали листки с портретами наших ребят голышом»
— Пару раз нас водили купаться на местный пруд с пиявками. Туалеты с дырками в полу, полностью открытые для всех, рукомойники на улице с холодной водой. Короче, ревела первые две недели, потом привыкла. Под конец смены меня укусила мошка так, что заплыл глаз и щека, — добавила Елена.

— Ездила в лагерь каждый год, уже всё там знала. В корпусе первого и второго отряда были палаты по четыре кровати. Всегда было важно занять палату № 4 (она самая дальняя от вожатых, у окна). Как-то заехали в лагерь, автобусы остановились на плацу. Двери открыли — и все давай со своими чемоданами, сумками ломиться быстрее — всем надо занять козырную палату. Я из автобуса тоже со всеми выпрыгнула, только чемодан свой сразу же в кусты выкинула. Прибежала самая первая — и давай прыгать на этой панцирной кровати от радости. Допрыгалась до того, что разбила башкой круглый плафон, — рассказала читательница Марина.
— Тубсанаторий каждый сезон. Летом он становился пионерлагерем и мама в нем работала. Когда мама работает там, где ты отдыхаешь, это... Ибо все твои залеты сдаются каждую ее смену. Сбегали к железке — залет. Убежали прыгать по гаражам — залет. Курили самокрутки из листьев — залет, — рассказал Алексей.
— Шаровую молнию ночью в грозу увидел, это было в 90-м году, когда массовая истерия про НЛО и «контакты» была на пике. Мой внутренний уфолог испытал гамму острых ощущений. А вообще местные пионерские лагеря были неким подобием армии в миниатюре: режим, строевая подготовка, пионерская форма, телевизор и развлечения по расписанию, «зарница», палаты-казармы и дедовщина, куда ж без нее. Хорошего в них было только то, что «трава в детстве зеленее», — поделился Владимир Бабицкий.
«Как-то раз мне выбили в лагере зуб железной тарелкой (случайно, если что), но было смешно. Зуб не коренной»
— Раньше мы сами передвигались по территории лагеря, без надзора вожатых. В этом году своих детей впервые отправила в лагерь. Приехали и жалуются, что даже попить в столовую не пускали, так как самим идти нельзя, а вожатым некогда было. Тюрьма строгого режима, а не лагерь, — пишет читательница E1.RU Кристина.
«Однажды обнаглели и намазали пастой даже вожатых»
Конечно, трогательных рассказов оказалось куда больше. Даже жуткие туалеты в лесу не затмили воспоминания екатеринбуржцев об играх, уловках вожатых, походах и первой любви.
— Помню ночные страшилки в палате, от которых мурашки с кулак бегали по спине, диверсионные вылазки к девчонкам — мазали их пастой. Однажды обнаглели и намазали пастой даже вожатых — во крику-то было утром! — поделился читатель. — Намазать себя не позволяли, оставляли дежурного. Помню, как десантники приезжали к нам на «зарницу» и катали нас на БТР, помню «охоту на лис», кружки по интересам, походы. Печенную на костре картошку, которую мы «воровали» на ближайшем поле под «крик неодобрения» вожатых (они ели ее с нами).
«Помню зарядку, дискотеки вечерами, королевскую ночь и прощальный костер, который был размером с дом»
Помню «дежурства» на КПП у ворот, когда по громкой связи на весь лагерь мы называли фамилию ребенка, к которому приехали родители. Потом начали баловаться, приглашая какого-нибудь выдуманного «Василия Сметанкина», это нам казалось смешным. Получили за это от директора — оказывается, он это всё у себя в кабинете слушал.

— В одиннадцать или двенадцать лет мы с другом пошли в один отряд зимнего лагеря. Мы там были неделю, и на первую ночь не спали. Где-то во втором или третьем часу ночи раздается тревога: якобы начался пожар в здании. Понятное дело, мы вышли в коридор и спросили у вожатых, что нам делать дальше. Они нам сказали заполнять какие-то бумаги. Там были вопросы: сколько тебе лет, чем ты увлекаешься. Оказалось, это вожатые специально включили пожарку, чтобы нас познакомить друг с другом, — рассказал пользователь с ником Lauper.
— Недалеко от Кургана, в «Островке» и «Островском», ходили разного содержания легенды о белой девочке и черном мальчике, обитавших на территории соседнего заброшенного лагеря «Чайка». Одна, например, гласила, что она стала призраком, когда на карусели-тошнилке раскрутилась так, что лишилась головы, — вспомнил другой читатель E1.RU. — Как-то нам показалось, что мы ее увидели, а это был колышущийся на ветках мусорный пакет. И, конечно, как же без разговоров по ночам! Один раз вошел вожатый, включил свет и заставил нас приседать. Или, например, битва подушками во время сон-часа...
«ОМОН к нам приезжал! О себе рассказывали, оружие с машинами показывали, всё вертеть и разбирать можно было. Было очень круто»
— Всё свое детство провела в лагере «Восток». Он был неблагоустроенный, туалеты с дырками и рукомойник на улице — с холодной водой. Так разве это проблема? Было очень весело! Мы везде и во всем участвовали, а скучно тем, кому неохота развлекаться. Ходили в походы с палатками на Смолинские пещеры, на Ревун. Красота! А иногда после отбоя был костер за территорией лагеря. Брали в столовке хлеб и картошку и пекли на костре. Очень нравилось дежурить в радиорубке! Став еще чуть взрослее, опять поехала в «Восток», но уже вожатой, — поделилась Наталья Хмелевская.
— Вожатые провели игру «Любовь с первого взгляда»: выиграет та пара, которая выбрала друг друга. Было семь мальчиков и семь девочек, как помню. И вот я выбрала того, кто выбрал не меня. При том что остальные шестеро выбрали меня. Это было забавно и досадно. Мне лет десять было. Еще была в другом лагере, помню: смена закончилась и нам каждому дали по огромному пакету с шоколадными конфетами, вафлями, мандаринами. А это время небогатое, дефицитное. Вот счастье-то было! И еще картинка такая: сели по автобусам, чтобы ехать домой, и вижу в окно, как наши вожатые обнимаются и прыгают от радости, что смена кончилась, — рассказала Лаура Баженова.
Ранее родители из ХМАО-Югры пожаловались на детский лагерь «Медная горка» (находится под Екатеринбургом), они утверждают, что там били их детей.
В этом году в уральских загородных лагерях особенно много случаев отравления — их фиксировали в лагере «Волна» на Таватуе, в лагере имени А. Гайдара под Первоуральском, в школьном лагере в Верхней Пышме (недавно суд закрыл ту столовую), под Курганово, а также в лагере «Спутник» под Арамилем.