Волонтеры из Екатеринбурга продолжают тушить полыхающий лес в окрестностях Первоуральска. Очаги природных пожаров разгораются там с середины августа. С огнем на Волчихе до сих пор борются, в основном добровольцы. Оказалось, что одна из главных проблем — нехватка обычной воды для тушения. Рассказываем, в каких условиях приходится спасать уральские леса.
— Волонтеры одни работают круглые сутки: и днем, и ночью, когда плюс два градуса, — говорит екатеринбурженка Мария Штань. — Увидела в чате волонтеров, что они для тушения лесного пожара подвозят воду в пятилитровых бутылях. Я как себе это представила...
Мария руководит центром благоустройства, который занимается газонами и зелеными насаждениями. Вместе с прорабом на рабочем грузовике, в котором стоит пятитонная бочка для воды, они отправились к Волчихе. На точку, рядом с которой волонтеры тушат открытые возгорания.
— Позвонила сотрудникам МЧС. Понимаю, что у них распоряжение не говорить, что они не справляются. Нам разрешили набрать воду в пожарке в Ревде, — рассказывает Мария. — Они были настолько удивлены, что вообще кто-то приехал и набирает у них воду. Все шустро сделали, сами поблагодарили, что им кто-то помогает.
Пока одни волонтеры работают в лесу и тушат возгорания, другие на квадроциклах подвозят им воду в пятилитровых бутылках, чтобы наполнить ранцевые огнетушители.
Третьи возят добровольцев из Екатеринбурга к месту тушения и обратно. В чате волонтеров можно найти сообщения вроде «Скиньте 200 рублей на бензин, везу четырех человек на Волчиху, нет денег доехать».
— Ребята приезжают, выгружают квадроциклы и на них возят по лесу туда-сюда воду. Там такая ситуация, что большие машины не могут вглубь леса к очагам проехать, — объясняет Мария. — Мы остановились на обочине, переливали воду из емкости в КАМАЗе в небольшую тару.
Изредка приезжают добровольцы на «газелях», в которых стоят кубовые баллоны с водой, и так же наполняют маленькие емкости. Но чаще всего наполнять пятилитровки некому. Волонтерам приходится возить их в багажниках самим.
В других случаях водой из пятилитровок наполняют «куб» в прицепе квадроцикла и везут тушить огонь.
— Я не представляю, как они это делают. Берут и из этих пятилитровок набирают воду в кубовые емкости, на которых везут к очагам. Это смешно же, — говорит Мария.
Многие проезжающие мимо автомобилисты останавливаются и объясняют добровольцам, где видели очаги. Туда сразу же выезжают.
«Ребят-волонтеров много: и на Range Rover, и на "Ладах". Кто-то с детьми мимо едет из сада и захватывает воду, оставляют вдоль дороги на обочинах»
Екатеринбуржцы, которые добровольно тушат пожары под Первоуральском, продолжают находить в пепле очагов газовые баллоны. Их, по словам волонтеров, оставляют поджигатели.
— При нас ребята нашли эти газовые баллоны, которыми, предположительно, поджигают лес, — рассказывает Мария.
Из-за пожаров, кстати, завели три уголовных дела, на очереди еще двадцать. Общая сумма ущерба от огня на Урале оценивается более чем в 52 миллиона рублей.
— Ехала с прорабом — оба плакали, когда на этот лес смотрели. Там ничего не осталось живого, — делится Мария.
«Прораб говорит: "Лес не наш, земля нам не принадлежит. На кой черт мы это делаем, если государству это не надо? Мы-то зачем в это впрягаемся?"»
Волонтеры стараются держаться на полянах. Долго оставаться в выгоревшем лесу опасно — от любого дуновения ветра может рухнуть дерево, корни которого сгорели.
— Ночью там вообще опасно, — объясняет Мария. — Корни сгорают, и ты не можешь предположить, какое дерево упадет в следующий раз. Ребята держатся на поле, чтобы рядом с лесом не стоять. При нас падали деревья. Страшно. Холодно. А внутри горячо.
К людям из сгоревшего леса выходят животные, которые лишились дома и пропитания.
— Девчонки мерзнут, сами друг другу пекут хлеб, пирожки, картошку отваривают — хоть как-то поддержать ребят, которые там работают. Отвечают: никто не приезжает. Такое смятение у меня, — говорит Мария. — Заправить наш КАМАЗ — 15 тысяч. Да, это деньги. Но если пособирать по 100–200 рублей... И есть фонды, которые этим могут заняться. Никто им не помогает — ни одного официального лица.
«Есть военные, которые могут хотя бы покормить ребят-волонтеров. Ну разверните полевую кухню, чего вам это стоит?»
— Волонтерам респект большой. На каком таком энтузиазме они работают — я не представляю. Эмчеэсникам респект — у них не хватает сил, техники, потому что очагов много, — резюмирует Мария.
Евгения Куйвашева попросили создать добровольческие отряды для тушения пожаров. Ему указали на нехватку кадров в МЧС, однако губернатор ответил, что так просто это сделать нельзя.
Почитайте наш текст о том, почему в России все сильнее бушуют лесные пожары. Спасатели борются с ними встречным палом, но остановить распространение огня пока не получается.
Также мы рассказывали истории людей, которые добровольно помогают пожарным бороться с огнем в лесах под Екатеринбургом.