Екатеринбургский музыкант и путешественник Михаил Лузин продолжает рассказывать о том, куда можно отправиться за новыми впечатлениями на Урале. Он уже рассказал об уральской Черногории и Швейцарии. На этот раз путешественник отправился в поселок Павда, что на севере Свердловской области. В свое время это была застава на единственной дороге между Сибирью и Центральной Россией, там добывали золото и платину, а сейчас это деревня дауншифтеров.
Места, где началось освоение Урала
Удивительная деревня Павда расположилась на восточных склонах Уральского хребта в окружении тайги и горных вершин, в четырёх часах езды на север от Екатеринбурга.
Когда-то здесь проходил Бабиновский тракт — единственная дорога в XVII–XVIII веках, связывавшая Сибирь и центральные области России. По ней текли сибирские богатства, шли переселенцы, ссыльные, отряды казаков и гонцы с царскими указами. В начале ХХ века в этих краях добывали золото и платину, а перед Гражданской войной даже чеканили собственную монету, которая в 20-е годы ходила по Екатеринбургу.
Застава перед перевалом
Вплоть до начала XVIII века наш суровый край не интересовал ни переселенцев, ни российское государство — все взоры были устремлены в Сибирь, к её необъятным землям и богатствам.
Сибирские товары, стекавшиеся в тогдашнюю столицу региона — Тобольск, доставляли по воде до верховьев реки Туры, в Верхотурье, где с них взимали пошлину за провоз. За счёт этого транзита город и разбогател. Дальше через Бабиновский тракт караваны шли перевалами Уральских гор к притокам Камы, по которым через Каму и Волгу можно было сплавить груз до самого Нижнего Новгорода или Твери. Вот такая логистика эпохи, в которую функцию дорог выполняли реки.
В XVIII веке через Екатеринбург был проложен южный «почтовый» тракт — и он окончательно добил транзитную экономику севера. Напоминанием о «золотом веке» остались каменные соборы Верхотурья и деревянные постройки Павды.
Сама Павда была основана в 1599 году к западу от Верхотурья как застава на Бабиновской дороге. Дальше начиналась горная часть тракта. Она уже давно поросла лесом, функционирует сейчас только участок, который соединяет Верхотурье с Павдой. Дальше только тайга и горы.
«Павда — одно из самых укромных мест Урала, где понимаешь, что Уральские горы — это действительно горы, а не одно только название»
Что посмотреть в Павде
Над посёлком возвышается громадина горы Павдинский Камень, а неподалёку отсюда расположены ещё несколько вершин Сухогорского хребта — Серебрянский, Тылайский, Казанский Камни и, конечно, знаменитый Конжаковский Камень — Конжак.
На все вершины можно подняться, договорившись с местными жителями о заброске, — и это целое приключение, ехать по непроходимым горным дорогам на раскачивающемся из стороны в сторону ГАЗ-66 несколько часов, а потом пробираться через тайгу, карабкаться по курумнику (каменные остроугольные глыбы. — Прим. ред.).
Также в окрестностях Павды есть потрясающе красивый пруд, который местные называют просто «водоёмом» — он был создан в 1960-е годы как место отдыха работников местного леспромхоза. Говорят, здесь была даже собственная танцплощадка, от которой сегодня не осталось и следа. Но здесь очень здорово купаться.
В Павде, за счёт её расположения на краю цивилизации, сохранились интересные архитектурные сооружения. Например, здание заводоуправления когда-то существовавшего здесь медеплавильного завода. Его давно уже нет, а деревянный двухэтажный дом со стрельчатыми окнами стоит уже больше 270 лет.
Вообще, старинных двухэтажных домов здесь много — их в своё время ставили местные хитники-золотоискатели. И ещё в Павде я увидел подход к декорированию домов, который до этого не встречал нигде и никогда — облицовка срубов деревянными брусочками «под кирпич». Это очень трудоёмко, но очень красиво.
О золотоискателях стоит сказать отдельно. В начале XX века в окрестностях посёлка были открыты россыпные месторождения золота и платины. Пик добычи пришёлся на 1915–1917 годы, в то время в посёлке и начали строить двухэтажные дома. После спада добычи некоторые дома так и остались недостроенными, и до сих пор в них используются только первые этажи. Добыча драгоценных металлов не остановилась и поныне, но масштабы уже не те, да и занимаются этим видом деятельности только специализированные предприятия.
Чеканка собственной монеты
Еще здесь чеканились собственные деньги, а точнее, редкие денежные суррогаты — монетовидные жетоны Николо-Павдинского рабочего кооператива.
В 1915–1916 году, в связи с нехваткой мелких денег, по разрешению пермского губернатора здесь были выпущены денежные знаки «Общества потребителей служащих и рабочих Николо-Павдинского имения наследников Воробьева». Были напечатаны номиналы 5, 10, 15, 20, 50 копеек и 1 рубль. Все — из светлой бронзы, круглой формы и только рубль — шестигранный.
Дизайн всех монет был одинаковый: на аверсе в центре номинал, на реверсе — две руки в рукопожатии, с двух сторон обрамлённых лавровыми ветками и надпись «Единенiе сила кредитная марка».
По мере углубления кризиса общество отпечатало монеты номиналом 3, 5 и 10 рублей, но уже без ведома властей, после чего весь тираж монет изъяли. Он так бы и канул в Лету, если бы не Гражданская война и последовавшая за ней разруха. Эти монеты всплыли в 1922-м году в Екатеринбурге и находились в нашем городе в обращении вплоть до 1924 года, пока их не заменили советские дензнаки.
На реверсе всех монет, кроме номинала 10 рублей, была произведена надпечатка «НПО 22» (Николо-Павдинское Общество 1922 год). Сейчас эти монеты — нумизматическая редкость: они стоят до полумиллиона рублей!
Где остановиться и чем заниматься в Павде?
На окраине посёлка находится база отдыха «Таёжная Рось». Обнесённая деревянным частоколом, она внешне напоминает казачий острог времён покорения Урала. На территории — несколько удобных деревянных домиков, общая кухня-столовая и баня. А за территорией есть несколько кемпинговых домиков. Цены вполне демократичные: от 1450 рублей в сутки, включая питание.
Пару раз в год на базе проходит фестиваль Elves Dance, на который можно приехать поучиться различным танцевальным техникам, актёрскому и вокальному мастерству у преподавателей из Екатеринбурга. Для удобства участников сделан зал для занятий со специальным покрытием и противомоскитной сеткой вместо стен. Следующий заезд намечается с 21 по 28 августа. В программе — не только танцы, но и подъем на одну из близлежащих горных вершин.
Ещё Павду называют «деревней дауншифтеров» — сюда переехали несколько семей, уставших от городского ритма. Среди новых поселян есть писатель, художница, организатор детских праздников из Екатеринбурга, а также пара, занимающаяся изготовлением полезных и вкусных продуктов из даров уральской тайги.
Расскажу о них подробнее. Александр родом из Минска, вместе с женой Радой они много лет прожили в Хургаде в Египте. Но, устав от жаркого климата, теперь живут здесь. Что они только не делают своими руками! Таёжный Иван-чай, мёд, кремы из кедровой живицы, стельки и туески из бересты, тыквенное масло на деревянном прессе и многое другое — всё это можно заказать в инстаграм-аккаунте Рады. А ещё у них есть хаски и якутские лайки — зимой их запрягают в упряжку, и можно кататься с ветерком!
Ещё в поселке невероятно вкусные вода и хлеб, и в эту деревню хочется вернуться хотя бы для того, чтобы снова почувствовать этот вкус. Ну и, конечно, здесь постоянно возникает ощущение, что ты находишься в каком-то безвременье. Местные жители на мотоциклах с люлькой в белых косынках едут на сенокос, молодёжь рассекает на дедовских мопедах и скрипящих велосипедах, на мосту через речку пасутся коровы — здесь всегда дует спасающий от жары и оводов ветер, перед домами с богато украшенными наличниками припаркованы старые «Нивы» и тракторы, ремонтируются 66-е ГАЗы. На пригорке красуется бывшее заводоуправление со стрельчатыми окнами, рядом школа и ДК с баннером в честь Великой Победы, через два дома — магазин, в который раз в несколько дней привозят свежий хлеб из райцентра, а на горизонте в дымке — горы. Такая вот уральская вечность.
Если вы соберётесь в Павду, имейте в виду: из сотовой связи здесь работает только «Мотив» и Tele2. А добраться сюда очень просто: по Серовскому тракту на север от Екатеринбурга. Когда доберётесь до поворота на Верхотурье — поворачивайте не направо, на Верхотурье, а налево — на Павду. И дальше 70 километров по старейшей дороге Урала — фрагменту того самого Бабиновского тракта.
Поехали бы отдохнуть в уральскую глубинку?
Михаил Лузин уже рассказывал про уральскую Черногорию, места, которые невооруженным взглядом нельзя отличить от Европы. И это всего в паре часов от Екатеринбурга. Он также путешествовал по уральской Швейцарии — в Челябинской области, что под Верхним Уфалеем на берегу озера Чусовое.