В противовес попсовому пляжно-алкогольному отдыху стоят, возвышаясь на много километров вверх, восхождения к российским вершинам. Стоит это удовольствие почти столько же, сколько и поездка в Таиланд. Но такие выходные позволят понять, насколько вы тертый калач и какова ваша сила духа. Путешественник Дмитрий Глагольев поделился с E1.RU опытом восхождения к старому доброму дедушке Эльбрусу — самой высокой горе России и Европы. Почитайте его рассказ о восьмидневном восхождении и борьбе со своими слабостями.
Поездку на Эльбрус я начал планировать ещё в марте. Но в связи с известными событиями пришлось её отложить на несколько месяцев. Как только 10 июля открыли Приэльбрусье, сразу купил восьмидневный тур.
Наша группа состояла из 11 человек: ребята из Перми, Москвы, Краснодара, Нижнего Новгорода, и, помимо меня, был ещё один мужчина из Екатеринбурга. Возраст участников от 28 до 39 лет. Еще к нам присоединили пять стажёров, из которых фирма на конкурсной основе выбирала себе нового фотографа. Люди были различной подготовки, для кого-то это был чуть ли не первый поход, а кто-то уже успел побывать и на Камчатке, и в Непале, и взойти на Килиманджаро. Некоторые приехали с огромными рюкзаками со всем или почти всем необходимым для восхождения. Другие же прилетели чуть ли не в одних шортах, им пришлось ощутимо раскошелиться на прокат необходимого снаряжения. Две подруги-путешественницы из Краснодара уже пробовали попасть на вершину Эльбруса в прошлом году, но из-за плохой погоды их группа развернулась на высоте 5350 метров. Спустя год они решили закончить.
Я же частенько бываю в различных походах, но в таких горах ещё ни разу не был. Моим потолком на тот момент была гора Юрма в Челябинской области — 1003 метра. Пытался взойти на наш Косьвинский камень — 1519 метров — с коммерческой группой, но тогда в марте нас доставили туда слишком поздно, и до темноты мы уже не успевали подняться.
Сбор был в аэропорту Минеральных Вод. Нас встретили, проверили справки об отсутствии коронавируса и доставили в гостиницу в посёлке Терскол на высоте 2200 метров в Приэльбрусье. Затем мы совершили акклиматизационные выходы на гору Чегет и пик Терсол. Потом посетили живописный водопад Девичьи Косы и прогулялись мимо местной обсерватории. Кушали больше, чем обычно, гид пообещал нам, что к концу тура все похудеют. Лично я скинул ровно один килограмм.
На четвертый день мы покинули гостиницу и по канатной дороге поднялись на южный склон Эльбруса, на высоту 3700 метров, где заселились в наш базовый лагерь. Он представлял из себя три строительных вагончика: два — жилых и один — кухня. Из удобств — двухъярусные кровати с матрасами, электричество и обогреватели.
Пару раз видел лисичек. Они там частые гости — не агрессивные, питаются объедками с помойки, некоторые едят из рук туристов. Так как в этом году путешественников было мало, еды для них тоже было немного. Лисички выглядят голодными и тощими.
В этот же день мы совершили акклиматизационный выход до высоты 4100 метров, где находится памятный камень погибшим альпинистам и когда-то был «Приют одиннадцати», который позже сгорел. На следующий день уже поднялись на высоту 4700 метров на Скалы Пастухова. Там-то и появились первые «жертвы» горной болезни: девушка из Москвы стала терять зрение, ещё несколько человек почувствовали общее недомогание. К счастью, после возвращения в лагерь, ближе к вечеру, все более-менее пришли в себя.
На южном склоне есть услуга: специальный горный трактор, ратрак, он может доставить восходителей на высоту 4700 или даже 5100 метров. Стоит это удовольствие соответственно 5 и 10 тысяч рублей с человека. Спуск дешевле — 3000–3500 рублей. Но в этом случае восходителю не полагается значок «Альпинист России» в отличие от тех, кто идёт пешком. В итоге накануне восхождения наша группа разделилась на четыре подгруппы: те, кто идёт пешком, — «пешеходы»; кто едет на ратраке до 4700 метров; кто едет до 5100 метров. Одна девушка из Москвы вовсе отказалась от восхождения. Однако позже владелец ратраков сообщил, что на высоту 4700 набралось мало людей, поэтому туда он трактор отправлять не будет. Часть группы оказалась перед нелёгким выбором: подниматься бесплатно пешком с 3700 метров или же платить аж по 10 тысяч рублей и ехать до 5100 метров. В этом случае, конечно, шансы добраться до вершины существенно увеличиваются. Большинство решили переплатить. Сергей и Надежда из Перми изначально планировали ехать до 4700 метров. В итоге же Сергей решил отправиться с 3700, а свою подругу отправил на тракторе на 5100 метров, где они потом и встретились. Я же колебался, идти ли пешком или ехать до 4700 метров. Но после отмены этого «рейса» все сомнения рассеялись: отдавать 10 тысяч рублей за час езды на тракторе уж точно не хотелось.
Шестой день оказался днём тотального отдыха: ели и отсыпались, набираясь сил перед восхождением. Уснуть мне так и не удалось. Возможно, выспался ночью заранее, а может, и от волнения.
На штурм вершины мы отправились в 22:00: гид и семь «пешеходов» — четыре туриста и три оставшихся стажёра-фотографа. Выходили в полной амуниции: двойные альпинистские ботинки, кошки, каски, налобные фонарики, ледорубы, трекинговые палки, усы самостраховки и рюкзаки с термосами и перекусом. Женская часть группы решила ехать на ратраке. Провожали нас словно на войну.
На высоте чуть выше пяти километров, а было на тот момент уже около пяти утра, первая потеря: один из стажёров решил сойти с дистанции и отправился вниз. Воздух там уже ощутимо разряжен, компенсировать нехватку кислорода приходится более глубоким и частым дыханием. В седловине на высоте 5350 метров нас догнали участники, ехавшие на ратраке. Пара из Нижнего Новгорода там же решила закончить восхождение. Кислородное голодание, сутки без сна и изнурительный ночной подъём оказали своё влияние и на меня: усталость буквально валила с ног. А впереди были, как мне казалось, самые тяжёлые триста метров и три часа подъёма. Я всерьёз задумался о том, чтобы уже поворачивать вниз.
Однако кружка горячего чая, пара энергетических батончиков и полторы минуты сна на рюкзаке привели меня в чувство, я, стиснув зубы, пошёл наверх. В половине десятого утра мы достигли заветной вершины самой высокой горы России и Европы — 5642 метра. Радовались, плакали, фоткались, валились с ног и пили чай. В итоге из 11 туристов до вершины дошли восемь, плюс два стажёра-фотографа. К сожалению, из-за облачности не удалось насладиться головокружительной панорамой: говорят, в ясную погоду с вершины Эльбруса открывается вид на 200 километров. Пробыли там 10–15 минут, подошла следующая группа, и мы отправились вниз. До лагеря шёл уже на автопилоте, примерно четыре часа. В голове было единственное желание: сбросить тяжеленные ботинки и упасть в кровать. По возвращении ожидал сюрприз: нам сказали, что через час в хижины заселяется новая группа и нам нужно срочно собирать вещи и спускаться к канатке. Собирались на нервах и впопыхах. Еще и дождь пошел.
При спуске на канатной дороге испытал самые страшные ощущения за весь тур. На высоте примерно 3600 метров вагончик резко остановился и закачался на канате. Началась небольшая паника, но контролёр, ехавший с нами, поспешил всех успокоить. Он сказал, что во время грозы такое часто случается. Полчаса болтались в воздухе, ожидая, когда электрики исправят поломку.
Вернувшись в Терскол, получили от организаторов сертификаты о восхождении и тут же принялись отмечать гору свежими фруктами, местным вином и песнями под гитару.
Штурм вершины, безусловно, тяжелейшее испытание, как физически, так и морально. На многих интернет-ресурсах пишут, что если человек способен в любом темпе пробежать 10 км, то он без проблем взойдёт на Эльбрус. Могу точно сказать, что это не так. Полумарафон я пробегаю вполне успешно, но восхождение на 5642 метра оказалось для меня, пожалуй, самой тяжёлой авантюрой всей жизни.
При сильном желании подняться на вершину может абсолютно каждый. Правда, это потребует больших финансовых затрат: за 10 тысяч рублей можно доехать до 5100 м на тракторе, за 12,5 тысячи вам дадут кислородный баллон, за 20 тысяч можно нанять персонального гида.
Пока что я не решил для себя, был ли это мой первый шаг на пути к Эвересту или же просто новый экспириенс. Нужно какое-то время, чтобы всё переварить. Но я определённо рекомендую каждому посетить старого доброго дедушку Эльбруса. В период закрытых границ это особенно актуально. Сейчас много различных компаний организуют подобные туры. Их стоимость в совокупности с арендой снаряжения и билетами до аэропорта в Минеральных Водах сопоставима с путёвкой, например, в Таиланд. Но разве попсовый пляжно-алкогольный отдых позволит вам узнать свой внутренний потенциал и испытать себя на крепость силы и духа? Решайте сами.
Помимо Кавказских гор есть и родные Уральские. Про них можете почитать в колонках путешественника Егора Волкова. Он рассказывал, как изоляция в пандемию коронавируса оставила людей без магии восхождений, и о том, как круто пройтись по горам Южного Урала.