Разглядывая фотографии екатеринбурженок, отдыхающих на пляже, наши читатели редко удерживаются от комментариев относительно внешности загорающих. Зоркие горожане сразу подмечают и целлюлит, и сколиоз, и, разумеется, силиконовую грудь. Между тем далеко не всегда можно отличить грудь с имплантами от натуральной. Конечно, пластический хирург с многолетним опытом, вероятнее всего, разницу заметит, но обычный наблюдатель — нет.
Наталия Нудельман — пластический хирург Центра косметологии и пластической хирургии — делает такие операции каждый день. Мы попросили ее рассказать, как отличить натуральную грудь от ненатуральной, а заодно и поделиться, с какими запросами приходят пациентки и как им живется с новым телом.
— Пациенткам обычно хочется, чтобы при прикосновении грудь была максимально естественной. За полувековую историю увеличения груди импланты, которые используют доктора, конечно, изменились. Появились новые формы, изменилось их наполнение, покрытие — качество имплантов непрерывно улучшалось. Импланты делают в основном из силикона, внутри находится силиконовый когезивный гель, он может быть разной плотности — более мягкий, более плотный, способный держать определенную форму. Более мягкий гель менее предсказуемый в отношении формы, и эстетический результат не такой длительный.
— Вообще, когда женщины приходят с пожеланием увеличить грудь, насколько хорошо они представляют, что их ждет?
— Мало кто понимает, что поскольку имплант — инородное тело, уже только поэтому сделать такую операцию — это не раз и навсегда. И наша задача — объяснять это. Решившись на увеличение груди, женщине следует понимать, что эта операция не последняя, что впоследствии придется еще оперироваться, например, делать коррекцию формы. Потому что молочная железа — гормонозависимый орган, и с изменением гормонального статуса (беременность, лактация, менопауза) форма и размер груди меняются. Молоденькой девушке говорю, что новые операции, возможно, понадобятся еще дважды, трижды.
«Но в 20 лет девушка думает, что в 50 эстетика для нее будет уже не так важна. Но мы-то знаем, что это не так»
У нас есть пациентки и в 60, и в 70, которые хотят хорошо выглядеть.
— Вы отговариваете от операций?
— Бывает и такое. В любом случае мы предупреждаем обо всех последствиях и рисках — это очень важно. Причем не только устно, но и письменно. Вот только перед операцией нередко преобладает доминанта «я хочу». И все, что говорит доктор, женщина может плохо воспринимать, будто не слышать. Конечно, мы говорим и о рисках, и о реабилитации в послеоперационном периоде, но у каждой это происходит по-разному. Несмотря на обсуждение всех вопросов и на то, что подписаны все согласия, у некоторых женщин вызывает удивление, что они чувствуют боль и дискомфорт после операции: почему мне никто не сказал, что будет больно? А некоторые, наоборот, спрашивают: а где обещанная боль?
— Чаще всего сейчас увеличивают грудь или уменьшают? Или корректируют форму?
— Самая востребованная операция — увеличение груди, так было, и так есть. Но когда эти операции только начинались (в России — в начале 90-х, а в Америке, в Бразилии — несколькими десятилетиями раньше), пациентки в основном ставили целью только увеличение и были не очень притязательны в эстетике. Импланты поэтому нередко устанавливались не те, которые лучше всего подходили, а имеющиеся в наличии. Сейчас больше выбор моделей имплантов и больше внимания уделяется эстетике и естественности результата.
— О натуральности: вы всегда можете отличить силиконовую грудь от естественной?
— Хирурги это видят, наверное, в 99% случаев.
«Но грудь может выглядеть очень естественной, настолько, что окружающие не замечают даже на пляже, что грудь “сделанная”»
Особенно если своя грудь была не очень маленькая, скажем, полноценного второго размера, и ее увеличили не до пятого, а на один-два размера. В этом случае мы ставим небольшие импланты, и своя грудь прикрывает имплант сверху, нащупать, что там под ней, не так уж легко. Однако пациентки все-таки не должны питать иллюзий, что никто даже не подумает.
— Как вы замечаете, что грудь силиконовая? По каким признакам?
— Большая грудь без импланта — достаточно мягкая, немножечко опустившаяся, у нее не очень высокий верхний склон, нет эффекта пуш-апа. На ощупь грудь с имплантом более плотная. Если своя грудь была маленькая и имплант, так скажем, нечем прикрыть, края импланта могут быть заметны в виде неестественных, выраженных очертаний, как на фото Виктории Бэкхем. Нередко очень заметна грудь с имплантами у спортсменок.
— Бодибилдерши на подиуме?
— Да, они подсушиваются, что не очень хорошо для груди.
«Большая шарообразная грудь у девушки с минимальной жировой прослойкой — это естественно? Сразу видно, что нет»
Даже у обычной худощавой девушки, не спортсменки, грудь с имплантами заметна по резкому, будто ступенька, переходу под ключицей. Обычно так бывает, когда пациентка настаивает на слишком больших для ее телосложения имплантах в ущерб естественности результата.
— Бывает такое, что пациентки приходят с запросом на какую-то конкретную форму груди, например, хочу, как у какой-нибудь известной звезды, модели?
— Часто пациенты не вполне реалистично представляют то, что могут получить. Например, приходит девушка с определенными анатомическими особенностями (асимметрия размера и положения молочных желез, тубулярная форма, широкое межгрудное расстояние) и показывает фото из интернета, как то, чего она хочет — некую абсолютно идеальную грудь. Я объясняю, чтобы не было иллюзий, а потом разочарований, что в каждом случае будет свой результат. Он может быть приближен к желаемому, но он будет свой. Когда пациентка приносит чужие фото, ей кажется, что она похожа на модель и у нее получится такая же грудь. Но фото не передает пропорции фигуры (рост, объем грудной клетки, форму), эластичность тканей.
«Я ни разу не видела совершенно симметричные тела и лица, ни разу»
И эта часть тела, о которой мы говорим, чаще всего имеет асимметрию, которую просто не замечают. А после операции пациентки очень пристально рассматривают грудь, и это не шутка, что с линейками измеряют. И начинают эту асимметрию видеть. Поэтому на запрос сделать идеальную грудь я объясняю: я поняла, что вам это нравится, я постараюсь максимально приблизиться, но с вами будет своя история.
«Моя задача — сделать вашу грудь красивой, а не “как у….”. Так не бывает, у нас не фотошоп»
— По поводу уменьшения или изменения формы груди часто обращаются?
— В процентном соотношении таких пациенток в несколько раз меньше, чем желающих увеличить грудь. Но вот именно у меня их много. Женщины хотят вернуть грудь в «юное» состояние, хотят исправить форму после грудного вскармливания. Это абсолютная норма, что после лактации или просто с возрастом грудь становится менее наполненной, часть железы замещается жировой тканью, грудь опускается.
Иногда, наоборот, увеличившаяся во время беременности и лактации грудь не уменьшается до прежнего размера.
«Многие заблуждаются, думая, что обвисшую грудь («ушки спаниеля») можно исправить имплантами»
На самом деле в этом случае нужна подтяжка, а не увеличение. Либо, если размер не устраивает, совместить подтяжку и импланты. А чрезмерно большую — уменьшить и подтянуть. Для женщины очень важно чувствовать себя привлекательной, а грудь, так уж исторически сложилось, воспринимается как символ женственности.