Клубника в этом году поспела на две недели раньше — спасибо за это теплой весне и началу лета. И, хоть погода испортилась на неопределенное время, можно купить лето в стаканчике за 200 рублей. Мы по традиции объехали места, где торгуют дарами лета бабушки, посмотрели, что поспело, спросили, почем нынче ягоды, цветы и первые тепличные овощи.
Пожалуй, главная точка, где пенсионерам разрешают торговать легально, — рынок на Фрунзе — 8 Марта. Что у нас сегодня здесь? Зелень, редиска, огурчики, жимолость, первая душистая земляника и клубника. И много-много пионов.
— Двести рублей, свежайшая, на две недели раньше поспела, — рассказывает одна из продавщиц, показывая свою клубнику. Она стесняется камеры, говорит, что торговать заставила маленькая пенсия — 11 тысяч рублей. Если бы не это, сидела бы дома и читала Коран — наша собеседница живет в поселке Рудном и время от времени приезжает сюда поторговать. Говорит, что хлопоты с садом-огородом ей в радость.
— Коз держу, — рассказывает бабушка. — Хлопотно? Ну, если кто сидит, тому Бог ничего не дает. А у меня сейчас будто приемная дочка еще есть, соседка, я с собакой гуляю, она со мной просится, а мне только того и надо.
Пионы — радость и гордость начала уральского лета. Один цветочек — от 50 до 100 рублей, зависит от сорта.
— Самые красивые — «сарочка», сорт называется «сара бернар», смотрите, какая красота!
— А не боитесь коронавируса, вы даже без маски… — осторожно интересуемся у женщины с пионами.
— А я слежу, что ВОЗ говорит: сегодня одно говорит, завтра другое. Сейчас говорят, что маски даже опасно носить, на улице вообще смысла нет.
— Вы вот эти сфотографируйте, — просит нас ее соседка. — Вот видите, какие яркие, это сорт «кэрол», по 100 рублей.
Тут же нас просят сфотографировать букет ромашек. Пока наш фотограф настраивает объектив, хозяйка букета рассказывает:
— У меня внучка вот так же их на телефон снимает — так красиво, близко-близко, 150 рублей у меня букетик.
Чемпион по обалденному запаху на этом рынке сегодня — садовая земляника. Маленькие ягодки — сладкие, пахнут как лесные. За полулитровый стаканчик просят 250 рублей. Продавец Любовь Сергеевна приезжает сюда из Бобровки. На ней — медицинская маска, говорит, что раньше даже перчатки брала, но в них очень неудобно.
— Ягоды хорошо берут, цветы, — рассказывает Любовь Сергеевна. — Но когда как, сегодня вот мало продала, может, холодно.
— Рано поспели ягоды?
— Апрель теплый был, вот и поспели раньше, — объясняет Любовь Сергеевна. Клубника поспевает, сейчас тепла бы, но вот похолодало, потихоньку зреет, конечно. Вот земляника, потом пойдет виктория, потом смородина, крыжовник, вишня. В этом году яблони и сливы так цвели — очень много будет в августе-сентябре яблок и сливы.
— Люба, вы торговлей занимаетесь ради прибавки к пенсии?
— Да не только это. Это, знаете, как болезнь, я это так называю. Вроде думаешь — отдыхать бы, а огород видишь — ну, надо ведь что-то делать, нельзя же просто сидеть там. Излишки остаются, а куда их? Жалко.
В других традиционных точках, где торгуют садовыми ягодами и цветами, торговлю в этот день бойкой было не назвать. В основном на рынках сидят с лотками торговцы с овощебазы. Бабушки стоят чуть поодаль, говорят, что те не пускают их.
— Жимолость — по 200 рублей, а это вот базилик, по 60 рублей продаю, — показывает свой товар женщина на углу Космонавтов — Индустрии, возле «Белки». — Все свое, укропчик вот 30 рублей. Ягод нет пока, пока сами едим, только-только поспевать начали.
Наша следующая точка на ВИЗе — угол Татищева и Заводской. Здесь тоже в основном торгуют южными овощами-фруктами, но если немножко пройти, то вот они — наши бабушки. Они немного пугаются камеры, думают, что мы из Роспотребнадзора, эта точка не вполне легальная, тут их, бывает, гоняют, а на легальных местах для торговли все занято, их не пускают.
У этой женщины мы сегодня последние покупатели, взяли немного сладкой уральской клубники. Остальную уже продали, говорят, что хорошо сейчас ягоду берут, да и цветы тоже.
— Это вот сорт «даренка», у нас дом в Сысерти, возим оттуда, — говорит женщина. За полулитровую баночку просит 250 рублей.
— Не дороговато ли?
— А труда знаете сколько? — вздыхает. — Ну, и эта первая, самая ароматная, дальше подешевле пойдет.
Для сравнения мы обходим ряды с южными овощами-фруктами. Очевидно, что там клубника дешевле и, кажется, уже тоже вполне съедобная. Сейчас продается ягода из Сербии, Азербайджана, с Кубани, цена — от 340 до 480 за килограмм. Но мы уверенно набираем цветов, ягод и зелени у бабушек — потому что, во-первых, свое, родное, а во-вторых, хочется их поддержать, ведь сезон на Урале такой короткий и любая прибавка к пенсии будет кстати.
Мы отметили на карте места, где обычно торгуют уральские садоводы. Пишите в комментариях, какие еще места вы знаете, мы добавим их в нашу народную карту.
Кстати, в лесах в окрестностях Екатеринбурга тоже начала поспевать ягода, ее пока совсем мало, но при желании можно набрать.