В Екатеринбурге на фоне западных санкций подорожала косметика, а вслед за ней выросли расценки на стрижки, маникюр и другие бьюти-процедуры. Всё дело в том, что косметические товары почти полностью состоят из импортного сырья. Некоторые зарубежные бренды решили уйти с российского рынка, а местные магазины столкнулись с проблемами в логистике.
Подробнее о том, стоит ли ждать дальнейшего роста цен, читайте в обзоре E1.RU.
Что в магазинах?
В Екатеринбурге расположен завод концерна «Калина», принадлежащий ООО «Юнилевер Русь» (дочерняя фирма британской компании Unilever). Здесь выпускают средства по уходу брендов «100 рецептов красоты», Axe, Dove, Rexona, «Бархатные ручки», «Лесной бальзам», «Черный жемчуг», «Чистая Линия» и другую химическую продукцию. Из-за санкций ассортимент косметики пришлось сократить.
— Производственные предприятия Unilever продолжают снабжать потребителей средствами личной гигиены, товарами для дома и пищевой продукцией. Ввиду сокращения импорта сырья и упаковочных материалов нам предстоит столкнуться с рядом операционных трудностей, — рассказали E1.RU в пресс-службе Unilever. — Потребители могут увидеть в перспективе изменения в нашем ассортименте, но качество продукции не изменится. Компания нацелена на то, чтобы сохранить свою операционную деятельность в России, а также сохранить поставки продукции потребителям. Мы прилагаем все усилия, чтобы продолжать снабжать российских потребителей товарами повседневного спроса. Мы также приостановили расходы на медийное продвижение, рекламу и иные коммуникационные активности.
Компания ООО «Юнилевер Русь» была основана в 1998 году, по данным «Контур.Фокус», выручка в 2020 году составила 81 миллиард рублей. Сам британский гигант Unilever основали в 1930 году, косметику этого бренда продают в 190 странах мира.
А вот другой пример. Несмотря на кризис, сеть магазинов «Золотое яблоко» планирует открыть в Екатеринбурге свою аптеку. В магазине Imagine также продают импортную нишевую косметику из Франции, Испании, Великобритании, Италии и США. К счастью, санкции отразились только на логистике. Пока никто из партнеров сети поставок не прерывал.
— Нам всё отгружают. Немного поменялась логистика, но перебоев с поставкой косметики и парфюмерии не было. Где-то с российскими номерами машины не пускают, в остальном товар есть. По США не было отгрузок, но и не было необходимости, я затарилась еще перед 8 марта, — рассказала E1.RU владелица магазина Ольга Яблокова. — У нас есть товары по новой цене, но что-то осталось и по старой, всё зависит от курса на момент покупки, сейчас он нормальный, и цена адекватная.
Ольга Яблокова пояснила, что российская косметика дорожает из-за своего состава. Всё держится на импортном сырье.
«Даже российские бренды, композиции в парфюмерии — они все импортные. То же самое у кремов: они созданы на основе корейских формул»
Еще один местный магазин косметики — компания «Кедровый мир», производство у которой находится полностью в Екатеринбурге. В условиях санкций они открыли новую линию средств BeautyBalance. Но и здесь не обошлось без импорта.
— Мы используем природные компоненты, алтайские травы, косметика основана на коллоидном золоте. Составляющие российские, но фолиевую кислоту мы заказывали у наших производителей, она из Италии. Фолиевая кислота обязательно нужна в косметике для формирования аминокислот, например, в кремах, — рассказали E1.RU в компании.
О закрытии магазинов в России, в том числе и в интернете, объявил французский производитель косметики L'Occitane. В Екатеринбурге один из магазинов сети находился в ТЦ МЕГА и в «Гринвиче». Приостановила продажи своей продукции и британская косметическая компания Lush.
В России также есть несколько своих известных брендов — например, косметика Natura Siberica и «Рецепты бабушки Агафьи» (производство находится в Москве), а лаки для волос «Прелесть» делают в Ставропольском крае. Шампунь «Дегтярный» выпускает компания «Невская косметика» в Иркутской области, а вот российский бренд Estrade «прописан» в Испании.
Когда теперь на ноготочки?
Стоимость косметики, в том числе лаков для ногтей, шампуней и краски для волос, в первую очередь отразилась на услугах в индустрии красоты. Юлия Силина, вице-президент Ассоциации малого и среднего бизнеса Свердловской области, объяснила E1.RU, что повышение цен на косметические услуги — вынужденная мера.
— Конечно, мы испытываем некоторые проблемы, потому что в основном работаем на импортных материалах. Красители для волос, многие косметологические средства, прививки красоты на 90% — это зарубежное производство, — пояснила E1.RU Юлия Силина.
«Сейчас мы многие вещи пересматриваем, потому что всё подорожало от 30 до 80%, а порой и до 100%, особенно когда выросли в цене евро и доллар»
Откат в курсе валют на цене не сказался: поставщики объясняют, что они уже всё закупают по новым курсам, а логистика стала дороже, — уточнила эксперт. — Руководители не хотят поднимать цены для клиентов, чтобы их не потерять, но небольшой подъем будет. Мы смотрим, чтобы на клиентах это не сильно отразилось, около 10–15% будет подорожание для конечного потребителя.
Особенно сильно по рынку ударит рост цен на краску для волос.
— У нас единственный краситель для волос — Estel, но он полностью на импортных пигментах, все составляющие его покупаются на Западе, хотя завод находится здесь, — продолжила Юлия Силина. — Они сначала на 100% подняли цены, потом опустили до 50%. В основном на нем работали эконом-парикмахерские. В косметологии появляются аналоги препаратов, но не все. Подорожали одноразовые материалы. Прибыль от этого не увеличивается.
«Абсолютно все поставщики, и неважно, маникюр это, парикмахерский сегмент или оборудование — все подняли цены минимум на 30%»
«Люксовым салонам красоты придется сложнее»
С экспертом согласна и основательница салонов красоты JK Beauty Studio и «Кума» Юлия Куманяева. По ее опыту, салоны красоты используют около 15% импортных материалов. Ситуация на рынке же уже стабилизируется.
— Скорее всего, салоны красоты среднего ценового сегмента не пострадают от санкций. Зарубежные компании, продукцию которых мы используем, продолжают работать на российском рынке. В конце февраля произошел резкий скачок цен на их продукцию, но сейчас, когда курс доллара стабилизировался, цены немного снизились, — поделилась с E1.RU Юлия Куманяева. — Кроме этого, сейчас хорошо развивается российский рынок. На нем представлена косметика и средства, которые могут заменить импортные. Например, паста для шугаринга, воск для бровей.
«Люксовым салонам красоты придется сложнее. Они используют примерно 25–30% импортной косметики и материалов»
Скидки возвращаются?
Бьюти-блогер Мария Смордовская рассказала E1.RU, что успела закупиться косметикой, но рост цен всё же отметила.
— Косметика — это то, что не заканчивается за один вечер, и надо сказать, я как никогда этому рада. Всё необходимое у меня есть впрок, чтобы не закончилось внезапно посреди рабочего дня, — рассказала блогер. — Я заметила, что был сильный скачок цен и ажиотаж, но сейчас наблюдаю скорее откат. Вижу, как многие магазины и бренды устраивают клиентские дни, акции, скидки, и продукты можно купить чуть дороже, чем было раньше. Не столкнулась пока с тем, что какой-то бренд прямо окончательно ушел с рынка и его совсем не достать. Пока у меня всё есть — искать аналоги не собираюсь.
В Екатеринбурге уже закрылись магазины французской косметики «Иль дэ Ботэ», а вот одна из торговых точек Natura Siberica закрылась еще до санкций из-за скандала с захватом бизнеса. Знаете ли вы, какую еще косметику делают в России? Мы составили для вас небольшой тест.
А еще мы прошлись по магазинам с бытовой химией и попробовали выяснить, что происходит с ценами на стиральные порошки и капсулы для стирки.