О похудении люди чаще всего задумываются с приближением и приходом лета, потому что наступает время купальников, а тело для них еще не идеальное.
Артём Диянов, фитнес-менеджер и тренер высшей категории в клубе «Bright Fit Успенский», чемпион мира и многократный чемпион России по классическому бодибилдингу, в своей колонке для E1.RU уже объяснял, зависит ли результат тренировок от того, в какое время суток заниматься, а сейчас рассказал, почему люди переедают и как этого избежать.
— Нейрогастрономия или гастрофизика — это новая область прикладной нейронауки, изучающая влияние сенсорных раздражителей на вкусовые ощущения. Она основана на осознании того, что всё, что мы пьем или едим, проходит через все органы чувств.
Сам термин происходит от слияния слов «гастрономия» и «психофизика», а основная задача — изучить, как разные факторы влияют на все наши чувства одновременно, а не только отдельно на вкус, обоняние или зрение.
В сентябре 2014 года вышла книга Чарльза Спенса (он и ввел термин «нейрогастрономия») «Идеальное блюдо: мультисенсорная наука еды», в которой ученый описал ряд экспериментов, а в 2019 году была опубликована еще одна книга того же автора: «Гастрофизика. Новая наука о питании».
По данным Спенса, только правильное понимание того, как устроен вкус, позволит составить такие диеты, которые наконец будут нормально работать, и поможет нам питаться по-настоящему здоровой пищей. Как показывают некоторые работы, ежедневная доза положительных эмоций, которые мы получаем, съедая что-то вкусное, очень важна для ощущения счастья.
Примеры сенсорных раздражителей в гастрономии:
✔️ Звук флейты усиливает сладость блюда;
✔️ Кусочек сыра становится в нашем мозгу «более соленым», если к нему прибавить аромат другой традиционно соленой еды, например консервированных сардин;
✔️ Кусок пирога на белой тарелке кажется слаще;
✔️ Звуки прибоя улучшают вкус блюд из рыбы или морепродуктов;
✔️ На конце ножа пища кажется более соленой;
✔️ Пластиковая ложка умозрительно повышает густоту продукта;
✔️ Вкус нескольких долек шоколада кажется изумительнее, чем целой плитки (аналогичный закон работает со всеми сладостями);
✔️ Степень удовлетворения едой не зависит от порции съеденной пищи. И это можно использовать в диетическом питании;
✔️ Чем больше контраст между цветом продукта и тарелкой, тем более сытной покажется еда. Так можно бороться с лишним весом;
✔️ Вкус еды во многом зависит от столовых приборов. Этот принцип могут использовать рестораторы. Например, белые и круглые тарелки «поддерживают» сладкие вкусы, а черные прямоугольные — соленые. Чтобы сохранить сладкий вкус блюда без лишнего сахара и не пересаливать суп, стоит использовать этот лайфхак. А вот усилить сладкий вкус кофе без лишнего сахара поможет прозрачная или синяя чашка.
Так как же превратить брокколи в шоколад? Нейрогастрономия как прикладная наука развивается очень активно и уже проникла в сферу высоких технологий. Разработчики создают гаджеты, которые меняют и усиливают вкусы через взаимодействие с рецепторами. Так, уже сегодня доступна вилка, которая создает соленый вкус у несоленой еды, а также устройство, превращающее любую еду в десерт.
Кроме звуков готовящейся еды и шумов, ассоциирующихся с процессом еды и питья, звук упаковки продукта тоже явно воздействует на наше восприятие вкуса. Вы считаете, что чипсы продают в таких шуршащих пакетах случайно? Конечно, нет. С самого начала маркетологи интуитивно чувствовали, что звук упаковки должен гармонично сочетаться с сенсорными свойствами содержимого. Это справедливо в наши дни, так было и в 1920-х, когда картофельные чипсы упаковывали непосредственно перед доставкой потребителю в свежую фасовочную тару.
Даже компания Pringles, чья упаковка менее шумная, чем у большинства других, предприняла некоторые шаги для усиления звука своего тубуса из фольги.
Исследование показало, что чем громче шуршит упаковка, тем более хрустящими кажутся людям чипсы. Эффект, конечно, был не настолько велик, как при изменении звука хруста, но всё равно был значительным. Другими словами, нашему мозгу нужно потрудиться, чтобы отличить вкус продукта от того, что навязывает упаковка.
«Если фоновый шум во время трапезы является фактором, увеличивающим потребление этой самой еды, это значит, что он стимулирует и переедание»
Хрустящие продукты, например чипсы или даже низкокалорийный сладкий перец, возбуждают аппетит. Кто пробовал скушать посреди ночи хрустящий сладкий перчик, тот понимает, что на перчике остановиться потом будет очень и очень сложно!
А шуршащие обертки конфет? Особенно посреди ночи! Вы тоже прятались посреди ночи в ванной, чтобы слопать одну конфетку и никого не разбудить шуршащей оберткой? А потом уходили в ванну со всей коробкой...
Кстати, возможно именно с этим связан эффект переедания перед телевизором, а также ухудшением качества самой еды!
Громкие звуки могут уменьшать и другую способность — определять уровень алкоголя в ваших напитках. С потерей чувствительности рецепторов к алкоголю есть вероятность употребить больше граммов этилового спирта на килограмм вашей сухой мышечной массы, чем вам нужно. Еще исследование семейных трапез показало, что громкий фоновый шум приводит к увеличению потребления выпечки.
Так что совет простой: не хотите переедать — не создавайте факторов, этому способствующих. Телевизор, музыка и «шумные» продукты вам в этом не особо помогут.
Прочитайте о том, как офисный работник резко изменил свою жизнь и превратился в красавчика, как 40-летняя екатеринбурженка скинула 25 килограммов и научила худеть подруг, как свердловчанка стала фитнес-моделью, скинув 40 килограммов, или как стоматолог из Екатеринбурге сбросил 40 килограммов и забился татуировками.
А в этом материале — подборка сразу нескольких историй с рецептами красоты от бывших толстяков.