Стиль и красота Маленький, но гордый бизнес истории Запустили секонд-хенд за 10 тысяч рублей: как екатеринбуржцы сделали бизнес на одежде из 90-х

Запустили секонд-хенд за 10 тысяч рублей: как екатеринбуржцы сделали бизнес на одежде из 90-х

Винтажный бутик назвали «Шувакиш» в память о легендарной барахолке

Никита Литвиненко — сооснователь магазина винтажной одежды «Шувакиш»

Пандемия для комиссионок стала неожиданно прибыльным временем. Екатеринбуржцы на каникулах не теряли времени зря и спешили освободить шкафы от старой ненужной одежды. Вещи из прошлого нашли новое место — вешалки винтажных магазинов. Один из них работает на втором этаже Ельцин Центра. В шоуруме «Шувакиш» собирают варёнки, олимпийки и кожаные куртки из 80-х и 90-х годов.

Как в Екатеринбурге возродили легендарную барахолку

Призрак барахолки времен СССР витает среди магазинов с уральскими сувенирами и кожаными рюкзаками. На прошлое указывает вывеска, сделанная в стиле дорожного знака.

— В 2016-м я жил в Питере, туда приехали с гастролями друзья из Екатеринбурга, группа LOVANDA — Паша и Лала, — рассказывает сооснователь барахолки Никита Литвиненко. — Нас объединяла любовь к винтажной одежде, мы зашли в музей кроссовок (его хозяин всю жизнь коллекционирует старую обувь) и решили, почему бы не сделать винтажный магазин в Екатеринбурге? Когда искали для него название, вспомнили о Шувакише.

В 80-е годы около поселка Шувакиш под Свердловском открылся вещевой рынок. На нем можно было достать то, что официально в СССР не продавалось: джинсы Levi's и Montana, спортивные костюмы Adidas, импортную косметику, сапоги и кроссовки, сигареты и жвачку, зарубежные виниловые пластинки (хотя ими чаще менялись).

Рынок работал по воскресеньям. На барахолку приезжали из Москвы, Питера, других городов. В электричку, следующую из Свердловска до станции Шувакиш, набивались толпы молодых людей. Из-за большого скопления народа рынок еще называли Тучей.

Видеоэкскурсия по винтажному шоуруму
Вывеска сделана в стиле дорожного знака
Интерьер помогает с головой окунуться в атмосферу прошлого
Наверняка у вас или у ваших друзей была такая кепка
Помните журналы «COOL» с обязательным постером в середине и комиксами про отношения на последних страницах?

Сейчас друзья Никиты, а заодно партнеры по бизнесу, живут в Москве и занимаются музыкой, но тогда вместе с ним они вложили немало сил в «Шувакиш». Впервые он появился во дворе Центра современного искусства на Добролюбова в рамках «Ночи музеев» как арт-объект. Собрать коллекцию одежды помогли знакомые.

— Мы начали целенаправленно собирать вещи, чтобы их выставить, — вспоминает Никита. — Тогда еще можно было что-то найти в секонд-хенде, не было такого, чтобы всё сметали.

Тут был пост из социальной сети,
признанной экстремистской организацией на территории РФ

Небольшая капсула вещей из прошлого принесла ребятам широкую известность: о возрождении Шувакиша загудели все городские СМИ.

— Мы прям видели, как растет интерес к теме. Но оказалось, что сам Шувакиш (как барахолка. — Прим. ред.) известен не всем, только тем, кому уже за 50. А молодежь даже не слышала об этом.

«Представьте: на задворки города съезжаются тысячи людей и предлагают друг другу джинсы за какие-то сумасшедшие деньги, это звучит как фантастика»

— Такой полузаконный черный рынок в СССР. Мы поэтому решили рассказать эту историю, она того стоит, — говорит Никита.

Открыли собственный магазин за 10 тысяч рублей

Первое время Никита, Паша и Лала тесно сотрудничали с ГЦСИ, речь о собственном магазине зашла уже в 2017 году, он открылся в рамках уральской биеннале в здании Приборостроительного завода. Ребятам бесплатно предоставили помещение и благодарную публику. Вещи достались тоже практически даром: их собирали в секонд-хенде и с помощью сарафанного радио.

Эту куртку сшили на свердловской фабрике
Сейчас в коллекции десятки вещей из разных эпох и стран
Коллекционировать значки было модно в 80-х
Такие сувениры времен СССР активно раскупали футбольные болельщики в 2018 году, когда в Екатеринбурге проходили матчи чемпионата мира
Головных уборов набралась целая коллекция
Надели бы такую кепку?

Когда биеннале закончилась, ребята нашли новое помещение — в «Колизее». После бутика на выставке оно казалось огромным: там можно было не только продавать вещи, но и устраивать перформансы.

— У нас было 10 тысяч рублей — весь наш бюджет. Мы их отправили в Питер, парню из музея кроссовок, и он нам выслал мешок такой ерунды, что мы даже вывешивать не стали. Так что всё вышло за рамки бизнес-плана.

«Мы и не относились к этому делу как к бизнесу, это был прикол. Никто не был уверен, что это дело взлетит».

За аренду помещения в центре города платить практически ничего не пришлось — ребята договорились с «Колизеем» о сотрудничестве. Они не просто открыли магазин, но и стали проводить там кинопоказы, вечеринки, творческие встречи и даже модные шоу.

— На открытие мы потратили еще около шести тысяч рублей. Но почти ничего не покупали, разве что огромный электрокамин во всю стену за 500 рублей с мини-баром и зеркальными полочками. Он грел и светил, — вспоминает Никита. — Стены покрасили с друзьями, краску тоже они дали.

Посмотреть на модные показы в духе 90-х приходили сотни зрителей 
Пиджаки с широкими плечами снова вернулись в моду

Спустя полтора года после открытия магазина друзья поняли, что это не просто хобби, но и бизнес.

— Мы поняли, что это может быть бизнесом, когда заработали на командировку, — рассказывает Никита. — В 2018 году мы поехали в Прибалтику, в европейскую сеть секонд-хендов, их магазины есть в Милане, в Барселоне, но появилась сеть в Литве. Мы специально выбирали день, когда все супердешево. У нас было 200 или 300 евро, на них мы купили порядка 100 килограммов одежды.

Костюм Puma ждет нового хозяина
По этикетке можно понять, подлинная ли вещь
Из Европы в первый раз ребята привезли порядка 100 килограммов одежды
Атмосферные вязаные вещи Никита тоже выкупает, важно, чтобы изготовлены они были 30–40 лет назад

Всё, что ребята зарабатывали в «Шувакише» в первое время, они вкладывали в новую одежду.

«Основа нашего бизнеса — это джинсы»


Сейчас в «Шувакише» можно найти как вещи, привезенные из Европы, так и те, которые екатеринбуржцы нашли на бабушкиных антресолях.

— Основа нашего бизнеса — это джинсы, как и в 80-е на Шувакише, — объясняет Никита. — Это наше главное преимущество перед всеми современными магазинами. Джинсы больше не выпускают, их перестали делать в 90-е. То, что сейчас в магазинах, это какая-то тряпка хлопчатобумажная, которая теряет вид после стирки.

Джинсы разлетаются как горячие пирожки
Подлинные брюки из 90-х можно отличить с закрытыми глазами — на ощупь
Олимпийки — на втором месте по популярности

Олимпийки — тоже на пике спроса. Причем покупают как оригинальные фирменные, так и китайские подделки. Главное, чтобы произведены они были в прошлом. Часть клиентов просит куртки в прокат — на тематическую вечеринку в стиле 90-х, а потом так проникается ностальгией, что выкупает насовсем.

В пандемию ассортимент бутика серьезно пополнился — екатеринбуржцы несли Никите старую одежду пакетами.

— Люди сидели дома и начали прибираться в шкафах, находить старые ненужные, но хорошие вещи, начали писать в Instagram. Каждый может найти у себя на даче какие-то кофты, старые джинсы, которые никто и никогда уже не будет носить, а здесь эта вещь найдет нового хозяина, — объясняет Никита.

Никита платит за винтажные вещи, но внимательно оценивает каждую. Важна оригинальность бренда, состояние и цена, по которой одежду могут купить.

— Если очень крутые новые джинсы с этикеткой, я могу их купить вообще задорого. Даже не заработать на этом.

— Дорого — это сколько? Тысяч пять?

— Ну... три. Договоримся?

Половину вещей в бутике никогда никто не носил
В винтажных магазинах тоже бывают распродажи
Обуви в «Шувакише» очень мало
Практически все вещи больших размеров
Яркие цвета очень любила мода 90-х

Джинсы Levi's и олимпийки Adidas в барахолке найти можно часто, но иногда в коллекции появляются настоящие сокровища.

— Однажды мне принесли коллекцию тренчей новых, супермодных. Ими на заводе отцу одного гражданина платили зарплату в 1993 году, и все эти годы они пачками лежали у него в шкафу. Нам принесли около восьми штук, — вспоминает Никита.

Самым дорогим экспонатом барахолки оказалась лыжная куртка.

— Это была теплая лыжная куртка с узором на всю спину. Я купил ее примерно за тысячу рублей, а продал за восемь тысяч. Но это не значит, что я всё в восемь раз умножаю. Некоторые вещи приходится отдавать по себестоимости или даже дешевле, — признается Никита.

Например, брюки Hugo Boss лимонного цвета сейчас купить можно всего лишь за 500 рублей.

Брюки подлинные
Но они никак не найдут нового владельца

В Ельцин Центре бутик работает с тех пор, как «Колизей» закрылся. Никита уверен, что это не случайность:

— Есть такая легенда, что открытие Шувакиша [барахолки в СССР] было одним из первых распоряжений Ельцина на посту главы Свердловской области (секретаря Свердловского обкома КПСС. — Прим. ред.). Якобы с его подачи появилось такое место, так что с Ельциным мы связаны напрямую.

Во время пандемии барахолка понесла потери: все продавщицы из-за простоя уволились. Так что сейчас за вещами присматривают сотрудники других отделов и сам Никита.

Даже декор в бутике винтажный
В «Шувакише» есть дутые куртки и легендарные варёнки
Чемодан Никите подарили, теперь он украшает магазин

Шувакиш. 2.0

Если до недавнего времени в бутике продавали только старинные вещи в идеальном состоянии, то теперь Никита покупает и вещи с изъянами. Им здесь дают вторую жизнь: вместе с дизайнерами он придумывает, как превратить две рваные толстовки в одну целую или как совместить жилет рыбака с теплой курткой.

— Мы открыли новое направление upcycle, здесь мы дорабатываем вещи. Если у нее порван рукав, мы можем пришить на его место штанину. А джинсы с пятном иногда отбеливаем отбеливателем, раньше бы их варили, но теперь смысла в этом нет, есть реагенты.

Новую линейку Никита разрабатывает совместно с художниками и дизайнерами. Например, с основателями бренда Urals (кстати, мы писали, как появился их магазин) и дизайнером Миша Low123.

— Миша — музыкант и дизайнер. Он сам шьет, я приношу ему вещи, и вдвоем смотрим, что с ними можно сделать. Миша несколько лет работал оценщиком в «Мегахенде» (сеть секонд-хенда. — Прим. ред.). Он просто фанат, — делится Никита.

В направлении upcycle старым вещам ищут новое применение
Над вещами работают дизайнеры
Кожаная куртка сменила цвет
Комбинезон перешили до неузнаваемости

Но Никита признается, что заработать на этом деле миллионы не получится. Около трети выручки уходит только на аренду. Впрочем, винтажные магазины создают в основном для души.

— Если подходить к этому с точки зрения выгоды и сравнивать деньги и трудозатраты, лучше заниматься чем-то другим. Продавать чехлы для телефонов, например. У меня, помимо «Шувакиша», есть другие места работы, — признается Никита.

Но в магазин он по-прежнему верит. Говорит, мода на 90-е в России только набирает популярность.

Мода 90-х сейчас вызывает у нас не только ностальгию, но и улыбку. Посмотрите, как одевались в лихие годы читатели E1.RU. А если и сами готовы поделиться образами того времени, присылайте снимки на почту irina.shutko.e1@mail.ru.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE1
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
77
Форумы
ТОП 5
Мнение
«Нам говорят: вы плохо учите». Что не так с образованием детей мигрантов в российских школах
Екатерина Кириченко
Мнение
«Думают, я пытаюсь самоутвердиться»: мама ученицы объяснила, зачем заваливает прокуратуру жалобами на школу
Анонимное мнение
Мнение
«Мясо берем только по праздникам и не можем сводить детей в цирк»: многодетная мать — о семейном бюджете и тратах
Анонимное мнение
Мнение
«Любителям „всё включено“ такое не понравится»: почему отдых в Южной Корее лучше надоевшей Турции
Анонимное мнение
Мнение
«Надеюсь, это волшебный пендель, который подействует». Главред E1.RU — о внезапно пришедших снегопадах
Александр Ашбель
Главный редактор E1.RU
Рекомендуем
Знакомства
Объявления