Пандемия для комиссионок стала неожиданно прибыльным временем. Екатеринбуржцы на каникулах не теряли времени зря и спешили освободить шкафы от старой ненужной одежды. Вещи из прошлого нашли новое место — вешалки винтажных магазинов. Один из них работает на втором этаже Ельцин Центра. В шоуруме «Шувакиш» собирают варёнки, олимпийки и кожаные куртки из 80-х и 90-х годов.
Как в Екатеринбурге возродили легендарную барахолку
Призрак барахолки времен СССР витает среди магазинов с уральскими сувенирами и кожаными рюкзаками. На прошлое указывает вывеска, сделанная в стиле дорожного знака.
— В 2016-м я жил в Питере, туда приехали с гастролями друзья из Екатеринбурга, группа LOVANDA — Паша и Лала, — рассказывает сооснователь барахолки Никита Литвиненко. — Нас объединяла любовь к винтажной одежде, мы зашли в музей кроссовок (его хозяин всю жизнь коллекционирует старую обувь) и решили, почему бы не сделать винтажный магазин в Екатеринбурге? Когда искали для него название, вспомнили о Шувакише.
В 80-е годы около поселка Шувакиш под Свердловском открылся вещевой рынок. На нем можно было достать то, что официально в СССР не продавалось: джинсы Levi's и Montana, спортивные костюмы Adidas, импортную косметику, сапоги и кроссовки, сигареты и жвачку, зарубежные виниловые пластинки (хотя ими чаще менялись).
Рынок работал по воскресеньям. На барахолку приезжали из Москвы, Питера, других городов. В электричку, следующую из Свердловска до станции Шувакиш, набивались толпы молодых людей. Из-за большого скопления народа рынок еще называли Тучей.
Сейчас друзья Никиты, а заодно партнеры по бизнесу, живут в Москве и занимаются музыкой, но тогда вместе с ним они вложили немало сил в «Шувакиш». Впервые он появился во дворе Центра современного искусства на Добролюбова в рамках «Ночи музеев» как арт-объект. Собрать коллекцию одежды помогли знакомые.
— Мы начали целенаправленно собирать вещи, чтобы их выставить, — вспоминает Никита. — Тогда еще можно было что-то найти в секонд-хенде, не было такого, чтобы всё сметали.
Небольшая капсула вещей из прошлого принесла ребятам широкую известность: о возрождении Шувакиша загудели все городские СМИ.
— Мы прям видели, как растет интерес к теме. Но оказалось, что сам Шувакиш (как барахолка. — Прим. ред.) известен не всем, только тем, кому уже за 50. А молодежь даже не слышала об этом.
«Представьте: на задворки города съезжаются тысячи людей и предлагают друг другу джинсы за какие-то сумасшедшие деньги, это звучит как фантастика»
— Такой полузаконный черный рынок в СССР. Мы поэтому решили рассказать эту историю, она того стоит, — говорит Никита.
Открыли собственный магазин за 10 тысяч рублей
Первое время Никита, Паша и Лала тесно сотрудничали с ГЦСИ, речь о собственном магазине зашла уже в 2017 году, он открылся в рамках уральской биеннале в здании Приборостроительного завода. Ребятам бесплатно предоставили помещение и благодарную публику. Вещи достались тоже практически даром: их собирали в секонд-хенде и с помощью сарафанного радио.
Когда биеннале закончилась, ребята нашли новое помещение — в «Колизее». После бутика на выставке оно казалось огромным: там можно было не только продавать вещи, но и устраивать перформансы.
— У нас было 10 тысяч рублей — весь наш бюджет. Мы их отправили в Питер, парню из музея кроссовок, и он нам выслал мешок такой ерунды, что мы даже вывешивать не стали. Так что всё вышло за рамки бизнес-плана.
«Мы и не относились к этому делу как к бизнесу, это был прикол. Никто не был уверен, что это дело взлетит».
За аренду помещения в центре города платить практически ничего не пришлось — ребята договорились с «Колизеем» о сотрудничестве. Они не просто открыли магазин, но и стали проводить там кинопоказы, вечеринки, творческие встречи и даже модные шоу.
— На открытие мы потратили еще около шести тысяч рублей. Но почти ничего не покупали, разве что огромный электрокамин во всю стену за 500 рублей с мини-баром и зеркальными полочками. Он грел и светил, — вспоминает Никита. — Стены покрасили с друзьями, краску тоже они дали.
Спустя полтора года после открытия магазина друзья поняли, что это не просто хобби, но и бизнес.
— Мы поняли, что это может быть бизнесом, когда заработали на командировку, — рассказывает Никита. — В 2018 году мы поехали в Прибалтику, в европейскую сеть секонд-хендов, их магазины есть в Милане, в Барселоне, но появилась сеть в Литве. Мы специально выбирали день, когда все супердешево. У нас было 200 или 300 евро, на них мы купили порядка 100 килограммов одежды.
Всё, что ребята зарабатывали в «Шувакише» в первое время, они вкладывали в новую одежду.
«Основа нашего бизнеса — это джинсы»
Сейчас в «Шувакише» можно найти как вещи, привезенные из Европы, так и те, которые екатеринбуржцы нашли на бабушкиных антресолях.
— Основа нашего бизнеса — это джинсы, как и в 80-е на Шувакише, — объясняет Никита. — Это наше главное преимущество перед всеми современными магазинами. Джинсы больше не выпускают, их перестали делать в 90-е. То, что сейчас в магазинах, это какая-то тряпка хлопчатобумажная, которая теряет вид после стирки.
Олимпийки — тоже на пике спроса. Причем покупают как оригинальные фирменные, так и китайские подделки. Главное, чтобы произведены они были в прошлом. Часть клиентов просит куртки в прокат — на тематическую вечеринку в стиле 90-х, а потом так проникается ностальгией, что выкупает насовсем.
В пандемию ассортимент бутика серьезно пополнился — екатеринбуржцы несли Никите старую одежду пакетами.
— Люди сидели дома и начали прибираться в шкафах, находить старые ненужные, но хорошие вещи, начали писать в Instagram. Каждый может найти у себя на даче какие-то кофты, старые джинсы, которые никто и никогда уже не будет носить, а здесь эта вещь найдет нового хозяина, — объясняет Никита.
Никита платит за винтажные вещи, но внимательно оценивает каждую. Важна оригинальность бренда, состояние и цена, по которой одежду могут купить.
— Если очень крутые новые джинсы с этикеткой, я могу их купить вообще задорого. Даже не заработать на этом.
— Дорого — это сколько? Тысяч пять?
— Ну... три. Договоримся?
Джинсы Levi's и олимпийки Adidas в барахолке найти можно часто, но иногда в коллекции появляются настоящие сокровища.
— Однажды мне принесли коллекцию тренчей новых, супермодных. Ими на заводе отцу одного гражданина платили зарплату в 1993 году, и все эти годы они пачками лежали у него в шкафу. Нам принесли около восьми штук, — вспоминает Никита.
Самым дорогим экспонатом барахолки оказалась лыжная куртка.
— Это была теплая лыжная куртка с узором на всю спину. Я купил ее примерно за тысячу рублей, а продал за восемь тысяч. Но это не значит, что я всё в восемь раз умножаю. Некоторые вещи приходится отдавать по себестоимости или даже дешевле, — признается Никита.
Например, брюки Hugo Boss лимонного цвета сейчас купить можно всего лишь за 500 рублей.
В Ельцин Центре бутик работает с тех пор, как «Колизей» закрылся. Никита уверен, что это не случайность:
— Есть такая легенда, что открытие Шувакиша [барахолки в СССР] было одним из первых распоряжений Ельцина на посту главы Свердловской области (секретаря Свердловского обкома КПСС. — Прим. ред.). Якобы с его подачи появилось такое место, так что с Ельциным мы связаны напрямую.
Во время пандемии барахолка понесла потери: все продавщицы из-за простоя уволились. Так что сейчас за вещами присматривают сотрудники других отделов и сам Никита.
Шувакиш. 2.0
Если до недавнего времени в бутике продавали только старинные вещи в идеальном состоянии, то теперь Никита покупает и вещи с изъянами. Им здесь дают вторую жизнь: вместе с дизайнерами он придумывает, как превратить две рваные толстовки в одну целую или как совместить жилет рыбака с теплой курткой.
— Мы открыли новое направление upcycle, здесь мы дорабатываем вещи. Если у нее порван рукав, мы можем пришить на его место штанину. А джинсы с пятном иногда отбеливаем отбеливателем, раньше бы их варили, но теперь смысла в этом нет, есть реагенты.
Новую линейку Никита разрабатывает совместно с художниками и дизайнерами. Например, с основателями бренда Urals (кстати, мы писали, как появился их магазин) и дизайнером Миша Low123.
— Миша — музыкант и дизайнер. Он сам шьет, я приношу ему вещи, и вдвоем смотрим, что с ними можно сделать. Миша несколько лет работал оценщиком в «Мегахенде» (сеть секонд-хенда. — Прим. ред.). Он просто фанат, — делится Никита.
Но Никита признается, что заработать на этом деле миллионы не получится. Около трети выручки уходит только на аренду. Впрочем, винтажные магазины создают в основном для души.
— Если подходить к этому с точки зрения выгоды и сравнивать деньги и трудозатраты, лучше заниматься чем-то другим. Продавать чехлы для телефонов, например. У меня, помимо «Шувакиша», есть другие места работы, — признается Никита.
Но в магазин он по-прежнему верит. Говорит, мода на 90-е в России только набирает популярность.
Мода 90-х сейчас вызывает у нас не только ностальгию, но и улыбку. Посмотрите, как одевались в лихие годы читатели E1.RU. А если и сами готовы поделиться образами того времени, присылайте снимки на почту irina.shutko.e1@mail.ru.