— Один кокошник я делаю не меньше месяца. Расшиваю бисером, необычными бусинами, камнями. Часто использую вышивку, разноцветные лоскуты, бахрому, тесьму и кружево. Вот этот, например, можно даже на шею надевать, как нагрудное украшение. А этот идёт в комплекте с корсетом и браслетами. Условное название образа — «Птица Сирин». Кажется, в последнее время у меня развилась «гигантомания» — хочется делать нарочито объёмные и сказочно красивые вещи, а потом использовать их в творческих фотосессиях.
28-летняя Люба Михалёва может говорить о своих работах долго, смотрит на них горящими глазами. Кажется, будто каждый раз она видит их впервые и не может поверить, что всю эту красоту создала собственными руками. Она декорирует одежду в народном стиле, делает кокошники и браслеты-манжеты, ожерелья и ободки, картины из блестящего бисера и декоративные игрушки.
Каждое украшение — в единственном экземпляре, с уникальным узором и историей. Работы у Любы получаются сказочные, можно даже сказать диковинные. Их сложно описать словами — лучше поразглядывать в нашем фоторепортаже.
Мастерская Любы находится в Первоуральске, в цокольном этаже местного дворца культуры. Здесь она создает украшения ручной работы, занимается с детьми хореографией и проводит мастер-классы по собственной технике вышивания. Говорит, ей важно передавать опыт другим и видеть, как радуются ученики, когда работа у них получается.
— Моё творчество — это приятная патология. Меня радует мысль, что это может принести пользу людям и вдохновить кого-то на творчество, — говорит Люба.
Сама она, кстати, ещё лет семь-восемь назад и не думала прикасаться к ниткам и иголкам. В школе мечтала рисовать и играть на музыкальных инструментах, но время оставалось только на танцы — репетиции в разных коллективах были до 12 раз в неделю.
— Когда получила профессию, появилось время для творчества, которого всегда требовала душа. Решила попробовать вышивку крестиком. Оказалось — не моё. В раскрашивании цветными нитками готовых схем творчества как такового оказалось немного. На канве хотелось создать уникальный рисунок. Так я стала использовать смешанную технику и брала разные материалы: шерсть, мулине, металлик, валяные элементы, тесьму, декоративные шнуры. Позже от канвы я перешла к декорированию одежды и работе на искусственной коже.
Люба по образованию хореограф и культуролог. Она хорошо разбирается в истории мировой культуры и искусства, а вот премудрости дизайна постигает опытным путём. Но, говорит, что в работе это ей приносит пользу: если не знаешь канонов, то и не загонишь себя в рамки.
— С детства я очень любила фольклорные мотивы. Мне нравилась история костюма, да и сама я носила необычные этнические вещи, которые находила в магазинах и на ярмарках. Однажды я решила сделать браслеты на искусственной коже, которые, к моему удивлению, стали очень популярны. Их сначала заказывали артисты, а потом московские стилисты. Мне это очень польстило, придало уверенности в себе и подтолкнуло к дальнейшему развитию моего увлечения. Я поняла, что такие работы нравятся не только любителям, но и профессионалам.
После московских дизайнеров на работы Любы обратили внимание фотографы. Именно с ними девушка сотрудничает теснее всего — отдаёт свои костюмы и украшения для фантазийных съёмок на фоне уральской природы и русских изб. В некоторых работах Люба позирует сама. Например, для собственной свадьбы она сделала красивое белое платье с двойной юбкой, декорированное бисером и бусами.
— Моё свадебное платье, наверное, самый сложный и любимый экспонат. Я хотела сделать наше торжество произведением искусства, хотела шикарные фотографии, поэтому придумала костюмы для себя, жениха и гостей. Основа моего платья — моделирующий корсет. К нему вручную пришивала лиф, каждую бусину и каждую рюшу. Смешала европейский, русский и восточный образы, такая эклектика должна была быть со мной в этот важный день.
Действительно, в работах Любы нет ничего чисто русского. Она сочетает славянские, балканские, цыганские, восточные мотивы. Правил не придерживается — вдохновляется образами, документальными фотографиями, книжными описаниями, а затем рождает что-то своё.
Интересно, что за все семь лет творчества Люба практически не делала вещи на заказ. Как оценивать дизайнерские вещи, она тоже не совсем понимает. На наш вопрос о том, сколько, например, может стоить пара браслетов-манжет ручной работы, сначала задумывается, а затем называет условную цифру 3 000–4 000 рублей. Говорит, пока не занималась продвижением своей студии, поэтому в Свердловской области о ней практически не знают.
— Это для меня, конечно, затратное дело. Порой, когда я еду в магазины закупать материалы для украшений, у меня выходят двухметровые чеки на 20 тысяч рублей. Ручной труд в принципе очень дорогой. Но я больше беспокоюсь не о том, как это продать, а о том, как это красиво преподнести людям, оставить у них приятные ощущения и живой интерес.
— А ты следишь за работой потенциальных конкурентов?
— Конкурентов на Урале я не знаю. Смотрю на топовые работы польских американских дизайнеров, которые тоже создают вещи в фольклорном стиле. В России, если честно, я не знаю модельеров, которые меня бы сильно впечатляли. Но меня притягивают именно сценические и театральные, фольклорные и этнические мотивы, которые не часто встретишь в повседневной одежде.
— Пытался кто-нибудь повторить твой стиль?
— У нас была фотосъёмка в русской избе с образами, которые придумала я. Практически сразу после этого появилась такая же фотосессия в Чебоксарах. А после, к моему удивлению, наши образы повторила группа «Фабрика»! Они сделали из нашего фото официальную концертную афишу, подставили туда свои лица и даже поленились изменить украшения! А их-то я всегда узнаю.
— И как-то старались восстановить справедливость?
— Маргарита Карева, талантливый фотограф и моя подруга по творчеству, пыталась. Но юристы намекнули, что защитить авторские права в данной ситуации невозможно.
Люба хочет сделать собственную коллекцию для подиума, думает и о детской, и о взрослой. Сейчас она может больше времени уделять любимому делу, потому что работает в студии (раньше все материалы девушка хранила дома). Ещё в планах — создать маленький семейный театр.
— Направление своего творчества я считаю ультрамодным. Они интересны иностранцам, а ещё сейчас в тренде «антикризисная программа» — многие мои костюмы и украшения участвуют в съёмках корпоративных календарей в русском стиле. Это возвращение к корням, к истории. Красота минувшего в современном прочтении. Мне нравится выдумывать новые сказки! И здорово, что это можно возрождать самостоятельно. Я не призываю всех подряд носить кокошники и расшитую одежду. Это было бы довольно странно. Однако знать и ценить свою культуру, иметь возможность соприкоснуться с ней в XXI веке как минимум интересно!
Видео: Лиза ШВЕЦОВА