— В Екатеринбурге открывается много тату-салонов. Студии часто создают молодые и неопытные мастера. Чтобы быть мастером тату, нужно этому долго учиться. Лучший вариант — идти к профессионалам, набираться опыта, а затем уже открывать что-то своё. Сейчас из молодых мастеров, которые уже набивают тату года четыре, я могу выделить в нашем городе пять-семь человек, работающих на хорошем уровне.
31-летний Руслан Мифтахов о татуировках знает многое. Он делает их уже около десяти лет, а впервые думать о своей профессии начал ещё в детстве, когда увидел у родного деда якорь, наколотый на запястье. Мастер рассказал E1.RU, сколько сейчас стоит набить тату, меняют ли такие рисунки судьбу и как не попасться на нерадивого мастера.
— Я начинал работать дома, как и многие из моих коллег. Потом стал общаться с мастером из студии, которая была недалеко от дома. Он меня подтолкнул к работе в оборудованных кабинетах, — рассказывает Руслан.
— Странно, что у тебя почти нет татуировок. Казалось бы, это ведь твоя жизнь.
— У меня одна на спине (грифон), а одна на руке, которую я сейчас осветляю, чтобы набить новую. Да, многие удивляются, что у меня очень мало тату, ведь в основном, конечно, мастера «забиты». Но все эти работы зачастую некачественные, потому что мы в те времена только начинали, только учились друг на друге. А я просто не отдал себя под машинку, потому что знал, что мы будем делать лучше. Сейчас планирую набить себе новые татуировки, только стану свободнее.
— В каких стилях ты работаешь?
— В основном я работаю в реализме, мультиреализме (художник должен с максимальной точностью нанести на кожу клиента исходный портрет, рисунок или фотографию. — Прим. ред.) и японском стиле. Но иногда отхожу от привычных стилей, если мне нравится идея для будущей татуировки. Готов к экспериментам, лишь бы татуировки, которые я делаю, были интересны и гармонировали с телом.
Руслан объясняет, что реализм — это такой стиль, в котором не каждый может работать.
— Сейчас в тренде old school (самые популярные в этом направлении — рисунки черепов, сердец, лент, ангелов, крестов, огня, цветов и якорей. — Прим. ред.). Если я иду по городу, то встречаю тату только в этом стиле. Даже судя по прошлогоднему фестивалю — среди участников было очень много олдскульных мастеров.
— Ты говорил о тренде. А что сейчас в моде у тех, кто приходит набивать татуировку?
— О каком-то определённом тренде говорить сложно. Надписи и иероглифы, например, ушли на второй план. Сейчас многие делают мандалы (сакральное схематическое изображение либо конструкция, используемая в буддийских и индуистских религиозных практиках. — Прим.ред.). Я вообще не люблю работать с людьми, которые следуют моде. Мне это неинтересно, потому что мода проходит, а классика всегда актуальна. Взять тот же олдскул, который до сих пор существует, эволюционирует и процветает. Объёмные тату тоже всегда были в моде, а пик пришёлся на 2008 год. Мне заказывают их не очень часто, но делаю без проблем.
Мастер поясняет, что мода приходит и на определённые сюжеты. Так, после премьеры фильмов, например, люди набивают себе портреты главных героев — Дарт Вейдера, Бэтмена, Аватара.
— А много клиентов, которые верят, что татуировка меняет судьбу?
— Среди моих клиентов больше людей, которые оценивают тату именно как предмет искусства. Если человек верит, что татуировка меняет судьбу, это произойдёт. А если относиться к этому как к украшению тела, то ничего сверхъестественного не случится.
— Среди твоих клиентов много знаменитостей?
— Если честно, я сейчас всех не вспомню. Лена Летучая была в нашем салоне, когда приезжала в Екатеринбург, но мастером у неё был мой коллега. Ведущая набивала себе тату на запястье. Также ко мне приходили спортсмены, диджеи, музыканты — Витя Ака 47, например.
— А о чём с тобой говорят люди во время сеансов?
— Люди во время сеанса говорят обо всём. Иногда приходится успокаивать человека, который делает тату впервые: «Не волнуйся, всё будет хорошо». Когда я начинаю набивать рисунок, говорю, что проведу маленькую линию, чтобы стало ясно, какие это ощущения. В основном на первом сеансе разговаривают о тату. А потом как пойдёт — могу и психологом побыть.
— Мастера работают с неуверенными клиентами?
— Человек, который приходит в студию с вопросами о татуировках, так или иначе готов или готовится к процессу. Задача мастера — помочь определиться с картинкой, размером и местом для нанесения. Если я чувствую сомнения, то советую не торопиться, ведь татуировки никуда не денутся. Дело достаточно серьёзное, и ходить с этим всю жизнь! Поэтому я объясняю, расширяю кругозор в плане тату и даю домашнее задание — изучить различные стили. Если человек готов к тату, ему не нужно много времени, чтобы определиться.
— А тату в наше время — удовольствие дорогое?
— Нет. Зависит от сложности, размера рисунка, времени, которое я потратил. Цветное тату на руке у Лены (смотрите на фотографии ниже. — Прим.ред.) стоит примерно 70–80 тысяч за всю работу. А обычная роза небольшого размера — в районе шести тысяч. И это средний ценник, возможно, даже ниже, чем средний.
— Кризис на ваш бизнес не повлиял?
— Кризис больше влияет на мастеров, нежели на клиентов. Мы заказываем оборудование из Штатов и Европы, и теперь тратим на это много денег (процентов на 20 больше, чем раньше). Клиентов меньше не стало.
— А в Екатеринбурге, по сравнению с другими городами, много мастеров? Вообще, у нас в городе этот бизнес развит?
— Татуировка популярна во всей России, Екатеринбург не отстаёт от других городов. Но Москва, Санкт-Петербург, Казань, Новосибирск, например, нас опережают и по количеству-качеству мастеров, и по популярности самого направления. Но сейчас оборудование достаточно легко заказать, поэтому многие работают на дому. Накопил 10 тысяч, купил себе дешёвую китайскую машинку и работаешь в комнате, считаешь себя татуировщиком. В таких случаях все последствия остаются на совести мастера. Зачастую молодые даже об антисептиках не знают.
— Люди часто страдают от неопытных мастеров. К тебе приходят переделывать татуировки?
— Перебивать тату приходят часто, но мне больше нравится работать с «чистой» кожей. Татуировщик ограничен в выборе красок, делая перекрытия, и не всегда можно выполнить желание клиента, потому что старое тату сложно перекрыть.
— А что делать человеку, который хочет набить качественное тату?
— Если хочешь сделать тату, нужно идти к мастеру, общаться, посмотреть его работы, эскизы. Убедиться, что это сделал именно он. Оценить, адекватен ли он, потому что в нашей профессии много интересных кадров. Если есть сомнения, надо смотреть других мастеров. И лучше идти в студии, а не домой. В нашем городе мест, которые бы я посоветовал, очень мало. Самое правильное — смотреть отзывы, советоваться с друзьями, которые уже бывали у этого мастера.
— Ты когда-нибудь набивал тату на лице?
— Нет. И если меня попросят сделать это, я откажу, мне это неинтересно. Интимные тату я тоже не делаю.
— А анестезию клиенты часто просят?
— Анестезию часто спрашивают, но у меня её нет.
— А кто чаще приходит — парни или девушки?
— Татуировка интересна как девушкам, так и молодым людям, но, думаю, девушки не боятся смелых больших работ. Кстати, девушки лучше терпят боль.