Вчера пассажиры Екатеринбургского метрополитена были приятно удивлены, некоторым из них удалось в числе первых прокатиться на новеньком поезде, который уже в мае начнет курсировать в подземке на регулярной основе. Производитель — компания «Трансмашхолдинг» — досрочно передал городским властям два новых состава по четыре вагона в каждом, которые будут перевозить уральцев следующие 30 лет.
Все пути метрополитена начинаются здесь — в электродепо «Калиновское» на Эльмаше. Составы ночуют в огромном ангаре, к которому ведет сразу 21 путь. Развилки сходятся и пересекаются в причудливых узорах, чтобы в конце концов превратиться в два ровных пути, которые исчезают под землей.
В следующем году у большинства составов екатеринбургского метро закончится предусмотренный производителем срок службы, составляющий 30 лет. Власти города задались вопросом: «Что делать?». По их словам, в такой ситуации остается два варианта: либо модернизировать имеющиеся вагоны, либо покупать новые. Прикинув все плюсы и минусы, муниципалитет решил использовать оба варианта.
Новенькие составы от российского производителя сразу привлекают внимание. Бока блестят свежей краской, а кабина машиниста удивляет принципиально новым видом: закругленный нос поезда, который профессионалы называют «маской», делает его похожим на картинки из фантастических фильмов. «Маска» разделена на две части, одна из которых представляет собой откидывающийся аварийный трап — дополнительный элемент общей системы безопасности, позволяющий машинисту и пассажирам выбраться из вагона в случае чрезвычайной ситуации.
— Кабина машиниста в этой серии стала заметно просторнее, — отмечают сотрудники метрополитена. — Здесь появился кондиционер. Это сделано для комфорта машиниста, ведь он проводит под землей много времени.
Внутри вагонов, которые отличает современный дизайн, большое внимание уделено комфорту и безопасности пассажиров. Например, двери автоматически откроются, если между ними окажется человек или предмет, в салонах мягкие сиденья, удобные вертикальные и горизонтальные поручни из нержавеющей стали, а также специальные места для колясок и маломобильных групп граждан.
Как отметил генеральный директор «Трансмашхолдинга» Кирилл Липа, в вагонах также установлены видеокамеры, системы пожаротушения и принудительной вентиляции. В интерьере использованы прочные и устойчивые к внешнему воздействию материалы.
Сегодня «Трансмашхолдинг» — крупнейший в России производитель железнодорожного и городского рельсового транспорта и третий по величине в мире производитель вагонов для метро.
— Мы изготавливаем в год более 600 таких вагонов, — отметил Кирилл Липа. — Для Екатеринбурга, например, построили вагоны серии 81–717.6 / 714. 6. Это полностью отечественная разработка, которая хорошо зарекомендовала себя в работе в метрополитенах России, стран СНГ и городах Восточной Европы.
— А почему они синие? — допытываются журналисты у городских властей.
— Можем сделать их хоть красными! — отшучиваются те после подписания акта о передаче состава на баланс метрополитена. — Дизайн не окончательный. Возможно, проведем конкурс на их внешний вид и тогда перекрасим в любой понравившийся цвет.
Представители производителя вагонов, в свою очередь, подчеркивают готовность продолжать работу с метрополитеном Екатеринбурга.
— Если оценивать перспективы дальнейшего сотрудничества, то мы намерены участвовать в любых конкурсах на поставку вагонов, — заявил замгендиректора «Трансмашхолдинга» Андрей Васильев. — Очень надеемся, что будем их выигрывать.
Пока же звучит сигнал поезда, и новый состав отправляется в первую пробную поездку — от депо до станции метро «Ботаническая» и обратно. Представители власти, метрополитена и журналисты ненадолго остаются хозяевами состава. Уже на станции «Проспект Космонавтов» поезд принимает обычных горожан.
— Ой, а где реклама? Новый вагон, что ли? — спешит занять место пожилая женщина.
— Ничего себе! — следующим входит парень с наушниками, который тут же достает смартфон и начинает снимать вагон.
Люди удивляются и с интересом осматриваются. Ощупывают сверкающие поручни, обивку сидений и проверяют подошвами кроссовок, сапожек и ботинок напольное покрытие глубокого синего цвета.
— Ну как вам? — отвлекаем от созерцания красивого вагона симпатичную девушку.
— Мне нравится, — делится впечатлениями она. — Всё выглядит очень современно и даже стильно. Хорошо, что тут использованы разные оттенки синего. Безликие старые вагоны давно пора заменить.
В вагоны заходят другие пассажиры, и вот уже новый поезд несется под сердцем уральской столицы — Площадью 1905 года. По словам представителей метрополитена, пока составы будут работать на коротких маршрутах в режиме обкатки, а уже в мае начнут ходить по стандартному графику с полной загрузкой.
Вместе с тем, по осторожным предположениям городских властей, до конца года будет обсуждаться вопрос о строительстве второй ветки метро. Среди уже прозвучавших идей — дать городу новые станции к 300-летнему юбилею в 2023 году.
Фото: Артем УСТЮЖАНИН / E1.RU