Знаете ли вы, что в футбол можно играть на мотоциклах? Необычный вид спорта — мотобол — когда-то был очень популярен в Свердловской области. Даже девочки мечтали сесть на байк, чтобы забить гол в ворота.
Свердловская мотобольная команда занимала лидирующие места на первенствах России. Сейчас же про мотобол не знает почти никто.
Мы нашли хранителей истории этого вида спорта — спустя почти 60 лет они не оставляют надежды возродить его и привлечь к нему молодое поколение.
История мотобола
Первый мотобольный матч прошел в Свердловске в 1966 году — несколько лет уральские спортсмены в прямом смысле давали жару своим соперникам. Одним из игроков сборной был Валерий Чебыкин.
— Сам я мотоболом сначала через силу занимался, была Спартакиада народов СССР. Нам в ДОСААФ сказали выставить команду мотобольную, а у нас мотоциклов-то не было. Нам говорят: «На чем хотите, на том и выступайте — иначе всё закроем», — вспоминает Валерий Иванович. — И мы тогда на кроссовых мотоциклах играли в мотобол, ездили в Сыктывкар, в Омск, везде были.
Еще через несколько лет, после 1971-го, всё заглохло. Потом, в 1980–1981 годах, Валерий Иванович снова увлекся мотоспортом. В местном клубе «Шпагат», который тогда находился на Гурзуфской, он планировал купить несколько кроссовых мотоциклов, но денег не хватило. В кармане было только 3000 рублей.
В клубе за эти деньги Валерию Ивановичу предложили взять семь мотобольных мотоциклов, что он и сделал. Так команда возродилась вновь — спортсмен создал первый в Свердловской области мотобольный клуб «Малахит».
— И с того момента, с 1981 года, существует мотобол в Свердловске, — с гордостью говорит наш собеседник.
В 1987 году молодежная команда свердловского мотоклуба под руководством Валерия Чебыкина заняла второе место на первенстве России, а в 90-е 16-летние ребята из второй молодежки «Малахита» завоевали третье место на первенстве Краснодара.
К сожалению, после перестройки мотоклуб потерял спонсоров. Тренировок становилось всё меньше.
— В 1994 году последний раз мы сыграли в Когалыме, на первенстве России. Мы заняли бы первое место, но было условие, что победители в следующем году должны принимать игроков на своем стадионе, которого у нас нет и не было никогда. Вот куда нам деваться? — с грустью вспоминает Валерий Иванович. — И мы добровольно сдали, хотя выигрывали у всех. Заняли второе место.
Правила игры
Сам мотобол впервые появился в 1930-х годах во Франции. Его правила напоминают футбол, за одним исключением: все игроки должны ездить на мотоциклах. Команда состоит из вратаря, двоих нападающих и двоих полузащитников (не считая запасных игроков).
Для мотобола идеально подходит футбольное поле размером 100 на 50 метров или 40 на 80 метров (это минимальные параметры). Правда, в футболе у вратарей квадратная разметка, а у мотоболистов — полукруглая.
До 1974 года вратарь в мотоболе тоже ездил на мотоцикле, и, если он в прыжке за мячом отрывался от железного коня, команде выписывали 11-метровый штрафной. Это почти 100-процентный гол. Вратарской зоной считалось расстояние от штанги до штанги, радиус полукруга составлял 5,5 метра.
— Удары сильные. Скорость мотоциклиста, мощность пинка. В Омске играли, я еще играл. Вратарь тогда был с мотоциклом. И капитан с того угла поля разогнался по диагонали — как он стукнул по мячу!.. Хорошо, что во вратаря не попал. Попал он ровно в крест штанги, от этого удара мяч улетел к тем воротам по воздуху. После этого и ворота гудели долго, — привел пример Валерий Иванович.
В современном мотоболе игрок на воротах стоит без мотоцикла, а размер зоны увеличили на 1,5 метра с каждой стороны. Появилось еще одно требование: игрок не может подъехать к штанге вплотную. Если он задевает вратарскую зону колесом, его команде выписывают 16-метровый штрафной.
Мотоциклисты играют на поле особым мячом, от 45 до 50 сантиметров в диаметре — он должен быть большим и достаточно тяжелым для того, чтобы не улетать с поля: от 1 до 1,5 килограмма.
Розыгрыш мяча в начале игры ведется только с пасом. При этом игрокам во время матча нельзя пересекать центральную линию без паса: мотоболист должен или пнуть мяч в сторону противника, или сыграть со своим. Иначе — штрафной.
Мотобол идет ко дну
После 1994 года в мотобол в Екатеринбурге играли всё реже. У спортсменов возникла проблема с оборудованием, экипировкой и мячами. Но главная сложность была в том, что играть стало попросту негде.
Выкручивались как могли.
— Мотобольных мячей было не найти: они большие, и нигде не было камер таких размеров. Мы придумали заталкивать в мяч боксерскую грушу, и, когда мяч разбивался, она вылетала. Я в Москве даже был у председателя мотобола России, хотел купить мячи, но дорого: один стоил 5 или 7 тысяч. Знаете, как я выходил из положения?
Помните, у нас «Уралобувь» была? Я пришел туда и говорю: давайте мотобольные мячи нашьем. Их делали из кожи, которой обивают сиденья велосипедов.
Говорят: «Ой, у нас такой кожи нет». Придумали делать из кирзы, пошили нам 50 штук, но до того легкие они были — как воздушный шарик! Мы тогда придумали чехлы из фатина. К нам ездили и просили: «Нам дайте мячей». Правда, при ударе они в воздухе разрывались иногда, — рассказал Валерий Иванович.
В результате спортсменов стали приглашать на выступления в день рождения Екатеринбурга — много лет подряд они показывали шоу на улице 8 Марта, но лишь раз в году. Так как площадки для игр не было, мотоболистам негде было даже тренироваться.
Команда распалась, спортсмены разъехались по разным уголкам города, но тесно общаются до сих пор. Последний раз они показали класс в День строителя — 10 августа 2024-го.
А теперь и выступление в День города оказалось под вопросом. В этом году мотоболистам отказали из-за требований безопасности. От Валерия Ивановича потребовали заплатить 80 тысяч рублей — столько стоит час аренды ограждения для мотобольного поля.
— Эта безопасность всех убила. Все на нас гаркают: «Мотоциклы у вас дымят, капают» — конечно, им уже по 35 лет! Мотоциклов мотобольных сейчас больше нет. Вот эти мотоциклы, на которых мы играли, 1991 года, — возмущен спортсмен.
Ведь мотобол — это что? Трогание, остановка, трогание, остановка. Толчки. Мощность. Это зрелище!
Валерий Иванович мечтает воскресить мотобол в Екатеринбурге и привлечь к этому виду спорта подростков.
— У меня мечта-то была какая: соберу у себя маленьких в Верх-Исетском районе. Вова Волков, наш капитан, в Медном соберет. Саша Петров соберет в Октябрьском районе. И между собой устроить районные соревнования!.. — говорит Валерий Иванович.
Ведь раньше в Свердловске в каждом районе был мотокросс, мы первенство района, города, области проводили. Где это всё сейчас?
Чтобы хоть как-то возобновить занятия, мотоболистам нужно свое поле, гараж для хранения байков, новые мотоциклы или хотя бы моторы, передние и задние колеса с тормозными дисками. Тем, на которых ездят спортсмены сейчас, уже 35 лет.
Возвращать к жизни вид спорта Валерию Ивановичу помогает 55-летний Георгий Шумилов, бывший капитан сборной команды «Молодежка», и сын Георгия Кирилл.
— Вот так же пришел в 1984 году, узнал, что в «Шпагате» есть мотобол, и начал заниматься. Тогда это популярно было, даже девчонки приходили, хотя по правилам было нельзя. Раньше играли, ездили по городам, полстраны объездили — это точно. В Москве, Краснодарском крае и на Украине даже до сих пор играют.
Вся Европа играет, а у нас даже поляны нет, да и мотоциклов нормальных. В городе нас не слышат. Как об стенку горох.
В Каменске-Уральском один из руководителей города бывший мотоспортсмен, он эту тему так продвигает! Там и трасса рядом, и этапы чемпионата Европы до сих пор проводят, да и в Ирбите тоже, — рассказывает Георгий Шумилов.
Сейчас у мотоболистов одна надежда — найти спонсоров, которые помогут вернуть мотоболу былую славу.
А еще в Екатеринбурге живет самая необычная чемпионка России: Настя Потапова — одна из немногих девочек, увлекающихся шахбоксом. В этом виде спорта соперники сначала сражаются за шахматной доской, а потом на ринге, нанося удары по боксерской груше или по сопернику.