Екатеринбурженка Александра Морозова заняла второе место в ультрамарафоне Comrades на 86 километров, который в июне прошел в ЮАР. Уралочка обогнала 17 тысяч атлетов со всего мира и вошла в тройку самых быстрых женщин за всю историю этого забега.
Александра вместе с медалью уже вернулась в Екатеринбург. Корреспондент E1.RU поговорил со спортсменкой и ее тренером Олегом Харитоновым о том, зачем люди бросают себе такие вызовы, сколько денег нужно потратить на забег и подготовку к нему и что получаешь за победу.
«Выходили на старт через суд»
Спортом Александра увлеклась еще в детстве, но всё началось не с бега, а со спортивного туризма. К этому ее привел дедушка, который работал учителем физкультуры.
В студенчестве девушка начала заниматься легкой атлетикой, бегать средние дистанции — 800 и 1500 метров. Так продолжалось два года, а потом хобби отошло на второй план: она устроилась на работу. Но спустя несколько лет всё же решила вернуться к своему увлечению — и стала бегать уже на длинные дистанции.
На свой первый большой марафон бегунья вышла в 2017 году, а состязание Comrades-2024 стало для нее уже шестым по счету (в 2020 и 2021-м пришлось сделать перерыв из-за пандемии).
С самого начала на пути спортсменки возникали преграды. Несмотря на то что она не была членом Всероссийской федерации легкой атлетики (ВФЛА), ее не хотели допускать до соревнований. Дело в том, что в 2015 году российские атлеты оказались в черном списке на международных соревнованиях из-за большого количества положительных допинг-проб.
— Первые годы было очень сложно выйти на старт из-за запретов на выдачу стартовых номеров. Мы выходили на старт через суд, — вспоминает Александра.
И это не преувеличение: в 2022 году спортсменке действительно пришлось отстаивать свое право на участие в ультрамарафоне.
— Сначала нам сказали, что россияне могут бежать, но всех, независимо от уровня подготовки, поставили в последний стартовый кластер. А это — представляете — 20 тысяч участников! Шансов выиграть практически нет. Последний участник только через 15 минут после выстрела пистолета проходит через линию старта. За это время мужчина успевает 5 километров пробежать! Но в итоге за день до старта мы через суд получили номера и право выйти на старт в соответствии со своим рейтингом, — рассказал Олег Харитонов.
После победы в суде над организаторами Александру ждала первая победа в забеге над соперниками, а вот в следующем году из-за травмы она финишировала шестой. Такой результат ее не устроил, легкоатлетка жаждала реванша.
— В этом году у меня случилось возвращение, — отметила Морозова.
160 километров в неделю
Активную подготовку к ультрамарафону Александра начала за три месяца до выхода на старт. Она ездила на сборы в Кисловодск и бегала по 150–160 километров в неделю, проводя по семь–десять тренировок. Если вам такой объем нагрузки кажется огромным, знайте, что тренер спортсменки до недавнего времени был убежден, что его подопечная бегает мало.
— Для меня 200–250 километров в неделю — это нормально. Но мы за многие годы определили, что Саше не обязательно делать те вещи, которые делал ее тренер. По достижениям в ультрамарафоне она в этом году меня превзошла: у нее есть три медали, а у меня их две. Возможно, если бы мы переложили мои нагрузки на нее, это бы не сработало, — рассуждает Олег Харитонов.
Она сокращает время на тренировки — на мой взгляд, она не тренируется. Но результаты она показывает высоченные.
Сама Александра объясняет, что в отличие от профессиональных спортсменов не может уделять так много времени тренировкам, потому что кроме спорта у нее есть работа. Приходится искать баланс, чтобы совмещать две эти сферы жизни.
— А смысл мне копировать профессиональных спортсменов, которые посвящают этому всё свое время, если я не высыпаюсь, не восстанавливаюсь и имею много разных других задач? — задается вопросом бегунья.
Она уже несколько лет работает в сети косметологических клиник. Сейчас построила свой график так, чтобы активно работать полгода, а потом уходить в длинный отпуск без содержания. Недавно легкоатлетка также начала удаленно тренировать людей.
«Наша камера хранения энергии безгранична»
Пробежать за раз 86 километров сможет далеко не каждый, а тем более на скорость. Что заставляет людей идти на такие испытания? Мы задали этот вопрос Александре и ее тренеру.
— Мое хобби превратилось в источник дохода и способ самореализации. Всем спортсменам важно признание. Мне это дает возможность посоревноваться, стать лучшей и заработать. Это один из немногих подобных ультрамарафонов, где есть хорошие призовые. Еще один мотив — в том, что это хорошее путешествие, общение с командой единомышленников, — говорит спортсменка.
Она признается, что забег ей дается тяжело.
— Для меня это сложно, потому что я соревнуюсь, мне надо показать максимум.
Это преодоление. В каком бы эмоциональном состоянии ты ни находился, тебе в любом случае нужно преодолеть 86–90 километров. Это непросто даже пешком.
Олег Харитонов считает, что бег на длинные дистанции сейчас входит в моду, даже среди тех, кто никогда не занимался спортом профессионально. По его мнению, такой страстью россияне заразились, когда начали активно путешествовать по миру и увидели, как бег любят за границей. Растет, по его словам, и интерес к спортивному туризму.
— Съездить в Южную Африку достаточно просто, визового режима нет, экономически это одна из самых недорогих поездок, сейчас там некурортный период, отели доступные. Поэтому появляется такой марафонский туризм, — объяснил опытный тренер.
У Олега Петровича большой опыт забегов на длинные дистанции. Отвечая на вопрос, насколько сложно преодолевать их, он вспомнил, как однажды бежал 100 миль (160 километров).
— Это химия, которая нам незнакома. Мне казалось, что эти страдания будут бесконечными, потому что нагрузка всё больше и больше. Казалось, в какой-то момент ты должен просто упасть, но после 150-го километра, когда оставалось еще 10, у меня появилась возможность улучшить свою позицию и что-то произошло в организме, откуда-то взялись дополнительные силы. Это нельзя объяснить просто так, — говорит Олег Харитонов.
Значит, наша камера хранения энергии безгранична, только нужно добавить в нее какой-то элемент. Этим элементом является мотивация.
Александра Морозова объяснила, откуда черпает эту мотивацию:
— В этот раз я приехала на забег в лучшей своей спортивной форме. И когда ты управляешь своим телом, ты понимаешь, что твой максимум еще не достигнут. Ты устал, но ты можешь терпеть, ты можешь бороться. Эти ощущения самые кайфовые в беге, особенно для спортсмена, который хочет соревноваться.
Первую половину дистанции Александра пробежала медленнее, чем вторую: после середины трассы ее подстегнуло то, что она увидела вдалеке спины соперниц, которые на старте сумели сильно оторваться от нее. Поначалу отставание от третьего места составляло больше пяти минут, но с восьмой–девятой позиции она смогла переместиться на вторую.
— Когда ты видишь это по ходу дистанции, это дает дополнительные силы, которые нельзя натренировать. Это действительно случается в моменте. В обычной жизни это сложно воспроизвести, — утверждает спортсменка.
Вот за этим мы идем туда — чтобы преодолеть черту своих возможностей, потому что за этой чертой еще что-то есть.
Всё про деньги
Мы попросили Олега Харитонова рассказать обо всех затратах на подготовку и участие в забеге. Стартовый взнос на ультрамарафоне составляет около 25–26 тысяч рублей. Неделя проживания в отеле обойдется примерно в 15 тысяч на человека (цена за место в четырехместном номере).
— Перелет — это всегда квест. Не припомню, чтобы мы тем же самым маршрутом, одной и той же авиакомпанией воспользовались. Сейчас это тем более сложно. В этот раз мы воспользовались «Катарскими авиалиниями» и летели через Доху. В целом на путь от Екатеринбурга до Дурбана в ЮАР мы потратили 100 тысяч, — рассказал Олег Харитонов.
Расходы на питание — около 3 тысяч в день, 20 тысяч в неделю. Иногда также приходится тратиться на трансфер до места старта. В общей сложности в этом году участие в забеге обошлось спортсменке в 170 тысяч рублей. В прошлые годы сумма была заметно меньше — 100–120 тысяч рублей. Но размер призовых с лихвой покрыл все расходы: за второе место Александра получила 20 тысяч долларов (около 1,8 миллиона рублей) — и это только сумма от организаторов, а были еще бонусы от спонсора и от южноафриканского клуба.
Бегут по пустыне среди диких львов?
Когда мы говорим про Африку, мы представляем себе бескрайние пустыни, невыносимую жару и диких зверей. Казалось бы, как бежать в таких условиях? Но это всё только мифы.
— Июнь в Южной Африке — это начало зимы, прохладный период, есть ветерок. Мы стартовали у океана, температура в пять утра была 13–14 градусов. А когда я финишировала, было порядка 20 градусов, — вспоминает Александра. — Это максимально комфортная погода.
— Трасса буквально усыпана болельщиками. Нет ни одного отрезка, где бы ты оставался один. Забег транслируется по телевидению, его снимают с вертолетов.
Это масштабный национальный праздник, к которому готовится вся страна. Для них это круче, чем Новый год.
Советы начинающим
В конце разговора Александра дала советы тем, кто только задумывается об участии в забеге на длинные дистанции и не может решиться:
— Во-первых, это должно быть ваше осознанное желание, а не дань моде. Во-вторых, найдите себе компанию и наставника, и тогда ваш путь станет безопаснее и веселее. И, в-третьих, помните, что всё возможно, было бы желание.
В Екатеринбурге тоже проходят масштабные спортивные мероприятия. Так, недавно в центре города состоялись соревнования по триатлону — посмотрите фоторепортаж с места события.
Ранее мы также рассказывали про 89-летнего пенсионера из Екатеринбурга, который играет в волейбол так, как будто ему 18. А еще мы делились историей красотки, которая стала чемпионкой мира по гиревому спорту на пятом месяце беременности.