В Санкт-Петербурге построили самый большой ледовый дворец в мире. «СКА Арену» открыли 9 декабря Матчем звезд Континентальной хоккейной лиги. Через год и в Екатеринбурге будет свой огромный стадион — для местного «Автомобилиста». Корреспондент E1.RU побывал на открытии петербургской громадины и сравнил ее с будущей «УГМК-Ареной».
Господи, вот это громадина! Эти слова приходят на ум, как только впервые видишь «СКА Арену» своими глазами. Она стоит, затейливо опутанная нитями железных опор, между двух проспектов — Космонавтов и Юрия Гагарина, на границе с парком Победы.
Место намоленное, ведь именно здесь был легендарный спортивно-концертный комплекс «Петербургский», где выступал Элтон Джон и десятки других мировых звезд. Его собирались только реконструировать к чемпионату мира 2023 года. Но всё пошло не так.
В 2020 году при демонтаже крыши подрядчик не сумел аккуратно убрать конструкцию и она обрушилась, забрав жизнь рабочего, который не успел убежать. Здание в итоге снесли и на его месте построили новое — по дизайн-проекту австрийского архитектурного бюро Coop Himmelblau. А права на проведение чемпионата мира в Санкт-Петербурге Россию лишили после начала спецоперации на Украине. Как тут не вспомнить, что работы в Екатеринбурге идут на месте снесенной телебашни, которая тоже была своего рода достопримечательностью.
Каркас петербургской арены — та самая паутина. Она символизирует движение человека, который катается на коньках по стадиону. Создатели вдохновлялись работами Владимира Татлина, основателя конструктивизма. Кстати, в этом же архитектурном стиле выполнены главные памятники Екатеринбурга, построенные в XX веке.
Зрители могут добраться до арены без проблем, хотя она и не в центре города. Например, на машине сюда можно доехать примерно за 20 минут с Невского проспекта, а дорога на метро из этого же района заняла 50 минут с учетом приятной прогулки по большому парку Победы.
Внутри арены всё ослепительно белое. Это не преувеличение: поднявшись по лестнице, попадаешь как будто внутрь сугроба из свежевыпавшего питерского снега. Необычайная белизна режет глаз, но постепенно понимаешь, насколько это удобно: в такой интерьер впишется любое мероприятие, будь то концерт или спортивный матч. Надо только соответствующим образом оформить стены.
А еще «СКА Арена» напоминает екатеринбургский Veer Mall, внутри которого также много «воздуха».
Пестрая толпа болельщиков наполняет большие холлы арены незаметно. Главная развлекательная зона находится на втором ярусе, там хватает места всем. Тесно разве что там, где активности собирают больше всего людей. Так, метров на 50 растянулась очередь за автографами звезд медиафутбола (очень неожиданно на хоккейном матче). Еще комнаты с играми от спонсоров были набиты желающими развлечься и получить подарок.
Даже если купите билеты на места около льда — сначала поднимитесь на шестой этаж, который ведет на самый верхний ярус. Там, когда захватит дух и закружится голова, вы поймете, насколько велика эта арена, вмещающая 21 500 человек. Верхний ярус поднимается практически вертикально, а игроки внизу выглядят муравьями. Впрочем, обзор прекрасный и вся игра видна как на ладони. Но если у вас боязнь высоты — выбирайте места пониже.
Над центром катка висит огромный медиакуб размером с хороший частный дом. На него выводят крупные планы, повторы и графику.
После игры люди разъехались довольно быстро, и на дорогах вокруг арены пробок не возникло.
«УГМК-Арена» уступает в масштабах, но вряд ли нашему городу нужен еще один двадцатитысячник, ведь для масштабных концертов есть Центральный стадион, а для хоккейных матчей «Автомобилиста» 12 тысяч зрительских мест должно хватить с избытком. Всё-таки в Екатеринбурге и жителей в разы меньше, чем в Санкт-Петербурге. Пока потенциально самым слабым местом «УГМК-Арены» выглядит транспортная проблема. На нижнем ярусе будет работать парковка, но она вместит сотни машин, тогда как потребуются тысячи машиномест.
Справится ли с нагрузкой обновленная инфраструктура пятачка земли на Декабристов — 8 Марта? Сможет ли справиться с пассажиропотоком станция метро «Геологическая»? Как власти и инвестор решили эти задачи, узнаем через год. Закончить стройку планируют 30 декабря 2024-го.
«СКА Арена» проблем с подъездом и разъездом зрителей не испытывает. Но есть другая: там некому играть. Руководство титульного клуба отказалось переезжать на новый стадион в середине сезона под предлогом того, что это «плохая примета». Более чем странный аргумент, когда речь идет о значительном увеличении выручки. С «Автомобилистом» таких сюрпризов возникнуть не должно: спорткомплекс «Уралец», где сейчас играет команда, давно устарел. Новую арену строит основной спонсор «Автомобилиста» специально для клуба.
И еще: итоговая стоимость «СКА Арены» составила 60 миллиардов рублей. Во сколько обойдется ледовый дворец Екатеринбургу, пока неизвестно: из-за санкций бюджет несколько раз пересматривали. Еще в 2020 году его оценивали в 23 миллиарда рублей, но к моменту постройки он, несомненно, значительно вырастет.
Как сыграли?
«Автомобилист» в этом матче представлял Евгений Аликин, голкипер «шоферов». В полуфинале он вышел во втором периоде — и помог партнерам отыграться и выиграть на последних секундах.
В финальной игре звездного уик-энда сошлись команды дивизионов Тарасова и Харламова. На этот раз Аликин вышел в стартовом составе. А счет в этом матче открыл... Андрей Аршавин. Второй тренер харламовцев вышел на лед, и голевое футбольное чутье его не подвело, он грамотно выбрал позицию и поразил правый угол после передачи партнера из-за ворот.
Однако первый период закончился вничью — 2:2. Дивизион Тарасова после перерыва захватил лидерство, а за три минуты команда Харламова сравняла счет: 5:5. Команды забросили еще по две шайбы и перешли к буллитам, где удачливее оказались игроки дивизиона Харламова. Так голкипер «Автомобилиста» Евгений Аликин стал победителем звездного турнира.
«УГМК-Арена» уже имеет почти законченный вид, на фасаде участками монтируют подсветку. Окрестности стадиона тоже благоустраивают, например, там делают новый пешеходный мост. В 2022 году мы гуляли по будущей арене с фотоаппаратом и подробно объясняли, как она устроена.