В Екатеринбурге старейший туристический клуб «Рифей» выселили из здания на улице Тургенева. Дело в том, что у Уральского федерального университета оказались совершенно другие планы на помещение: теперь вместо спортсменов здесь будет комната звукозаписи.
Такое решение в вузе объясняют тем, что в клуб просто никто не ходит, лодки, весла и другой инвентарь не задокументированы, а самодельный скалодром, где занимались сотни студентов, нужно снести из соображений пожарной безопасности.
В «Рифее» E1.RU рассказали, что целых два года туристам не давали собираться вместе и приглашать к себе новых студентов: возникли сложности с допуском в помещение турклуба. В 2022 году в вузе не дали возможность выполнить работы по устранению замечаний, озвученных администрацией.
— Помещение очень понравилось другим людям в университете, куратору, [поэтому] велась работа по замедлению процесса документации, — рассказал E1.RU председатель туристического клуба Александр Мельников.
«Нам сказали: до 1 ноября выносите все вещи. Всё остальное мы, условно говоря, выкинем»
— Мы не опускаем руки. С начала 2022 года мы начали набор в традиционную ежегодную водную школу. Было размещено объявление на сайте Университета, но его быстро удалили. Почти каждые две недели с начала апреля и до сентября идут соревнования, в которых мы принимаем участие, — добавил он.
Члены турклуба на свои деньги покупали всё оборудование, в том числе сами делали скалодром под руководством старшего преподавателя скалолазания и спортивного ориентирования на кафедре циклических видов спорта. Университетская команда занимала призовые места на соревнованиях, а скалодром регулярно проходил проверки.
Студенты на свои стипендии покупали всё оборудование, которым могли безвозмездно пользоваться «новички». Своими руками они под руководством опытных туристов занимались ремонтом спортивного инвентаря и делали косметический ремонт в помещении.
— Поддержка от УрФУ как бы была, мы выигрывали гранты на проведение мероприятий последние три года, в том числе на проведение туристических слетов, но так, чтобы выделили деньги на новое снаряжение или сделали ремонт в нашем помещении, — нет, это всё силами членов турклуба делалось многие годы, — продолжил Александр Мельников. — Нам ставят в упрек, что студентов стало мало, но у нас нет возможности вести активную деятельность в сложившейся ситуации.
Почему же закрыли клуб?
Представители университета отрицают, что был какой-то запрет на доступ в помещение или на приглашение новых участников. В вузе уверены, что в турклубе вообще нет никого из УрФУ.
— В составе туристического клуба «Рифей», несмотря на отсутствие запрета принимать в него студентов и сотрудников университета, не состоят ни те, ни другие. «Рифей» не вызывает интереса у студентов, превратившись в сообщество людей, которые не имеют отношения к вузу, — в отличие от туристического клуба «Романтик», также осуществляющего свою деятельность в УрФУ, — рассказали в университете.
Прекратить безвозмездное предоставление помещения в вузе решили, учитывая многочисленные нарушения пожарной безопасности и пропускного режима, нежелание выполнять требования законодательства (например, демонтировать самодельный несертифицированный скалодром) и потерю связи с университетом.
Однако эти данные немного не совпадают с тем, что указано в служебной записке, которую получил турклуб.
Турклуб «Рифей» был основан в 1971 году. Изначально он был частью спортклуба университета и располагался в подвальном помещении на Чапаева, 16, а в 1975 году переехал в пристройку на Тургенева, 4. Здесь студенты и педагоги занимались водными видами спорта, лыжами, пешим туризмом, проводили семинары. В клубе состоят примерно 50 человек.
Легенда туризма
За всё время существования турклуба в походы с любителями ходили квалифицированные спортсмены, здесь занимались известные туристы региона и обычные студенты. Многих с этим местом связывают теплые воспоминания.
— Хоть я нахожусь в клубе лишь с марта этого года, с набора водной школы, воспоминаний уже накопилось достаточно, — рассказала E1.RU студентка УрФУ Кристина Коломоец. — Я уже успела побывать на майском сплаве по Нейве, сходить на Иремель в июне и даже была на Алтае в середине июля, на сплаве по Катуни. Ну и, наверное, я по пальцам смогу пересчитать выходные дни, когда я просто сидела дома, потому что мы постоянно ходим в походы или участвуем в соревнованиях. Несколько новичков вместе со мной уже оформили третий спортивный разряд. Я нашла в турклубе новых друзей, ведь ничто не сближает сильнее, чем походы!
Бывший преподаватель УрФУ, член маршрутной квалификационной комиссии и старейший спортсмен Николай Пластинин годами водил студентов в походы. Многие из них после этого становились мастерами спорта и даже чемпионами страны.
— Сложные реки на чемпионате России нами пройдены. Каждый год мы набирали новичков: осенью — горников и пешеходников, весной — водников, — говорит Николай Пластинин. — Клуб — это место концентрации специалистов и место, где молодежь может собраться в поход, получить консультацию. Чтобы они знали основы медицины, знали, как одеваться, как подготовить группу, все моменты по безопасности, как костерок развести в случае чего.
— На лыжах в тундру ходили неоднократно, — продолжает Николай. — Каждый поход имеет свою прелесть и запоминается практически на всю жизнь. Я могу по памяти подряд рассказывать байки.
«Я за сезон по десятку походов хожу — а хожу я 30 лет. Вот вы и считайте: это 300 походов! И я их все люблю»
— Мы переворачивались, ломались, спасались. Большую воду пережидали в одном из походов, приключений было много. Спасали каких-то москвичей — детишки-пешеходники 15–16 лет решили по большой воде перебираться на плотах. Мы приехали и всех спасли — сняли их, перевезли на правильный берег, — добавил он.
Часть приключений туристов «Рифея» описана в книге Николая Рундквиста «Сто дней на Урале». Турклуб тесно сотрудничал с журналом «Уральский следопыт», помогал организовать водный этап фестиваля «Майский экстрим».
Ирина Бахтина, учитель и мастер спорта, инструктор международного класса по спортивному туризму, начинала свой путь в этой сфере именно с турклуба «Рифей».
— Мастером спорта я стала в этом клубе, чуть позже — инструктором международного класса. Я была еще студенткой, маленькой девочкой, которая поступила на исторический факультет. У меня был научный руководитель — Вячеслав Михайлович Морозов, он был председателем клуба туристов в то время. Я пришла в турклуб, ездила с ним в экспедиции, увлекалась лыжными походами, — рассказывает Ирина. — В память о нем я несколько раз водила студентов по тундре, по побережью Ледовитого океана. Он был моим учителем, он был замечательным спортсменом, археологом, руководителем клуба.
«Пока он был жив, клубу под его крылышком жилось очень спокойно. После его смерти начались организационные проблемы»
В то время на Тургенева, 4 был пустой подвал, студенты вместе с педагогами делали всё своими руками и сами покупали оборудование.
— Всё сделано руками самих туристов, и скалодром, конечно. Ничего не было в готовом виде. Для многих на долгие годы это помещение стало вторым домом, местом, куда можно было прийти, встретиться с друзьями, поговорить, — продолжает Ирина Бахтина. — Я всё понимаю, УрФУ кажется странным, что там два клуба: «Романтик» и «Рифей». Мы с «романтиками» дружили, мы с ними ходили в поход, они — с нами.
«Вуз очень большой, ему не хватит одного клуба. Тем более традиции разные у УПИ и у УрГУ»
А вы на чьей стороне?
Если вы любите сплавляться по реке и вообще увлекаетесь водным туризмом, прочитайте несколько советов о том, как спастись от ледяной воды. Ранее мы рассказывали, что в Екатеринбурге закрывают единственный стрелковый стенд, где занимались чемпионы.