В Свердловской области разрабатывают план создания «чистых зон». По задумке, попасть в них можно будет только владельцам QR-кодов (вакцинированным или недавно переболевшим COVID-19). В список мест, где начнут действовать такие правила, рискуют попасть рестораны, музеи и спортзалы.
Владелец крупной сети фитнес-клубов Bright Fit Алексей Романов рассказал, как эти ограничения скажутся на клиентах и бизнесе. И предложил свои варианты решения проблемы с заболеваемостью. Публикуем его колонку.
О мерах борьбы с пандемией
Буквально всю последнюю неделю в сфере услуг напряжение. Если говорить про мою отрасль, то фитнес-клубы только оправились от первых ударов прошлого года, но волны пандемии не спадают. В частности, все обсуждают введение QR-кодов. Считаю правильным высказаться о ситуации с пандемией и мерами борьбы, которые власти принимают.
Начнем с утверждения, что работа чиновников и всех, кто облечен властью, крайне ответственна. От решений властей зависят судьбы сотен тысяч людей. Именно поэтому такие решения должно принимать максимально взвешенно и максимально привлекая к этим решениям специалистов, основываясь на значимых аргументах. Именно это выделяет наиболее компетентных чиновников.
Что мы видим с эпидемиологической ситуацией у нас в регионе, да и, если признаться, в большинстве регионов? В июне пошумели насчет вакцинации, но ближе к сентябрю успокоились. Не видно масштабных программ по поддержке вакцинации, не видно, что контролировали требования РПН в ТЦ, в общественном транспорте, не видно разъяснительной кампании среди населения — давно бы уже тонны роликов сделали по ценности вакцинации.
К чему пришли?
На сегодня только треть (!) населения вакцинирована, а для популяционного иммунитета нужно 70–80%. И это при том, что «Спутник» — самая первая вакцина в мире. Что говорить, понятно: в этом деле полный провал.
Смотрим дальше. Начинается четвертая волна, меры нужно принимать, и срочно. Главный санитарный врач нашей области принимает решение об обязательной вакцинации сотрудников наиболее контактных сфер. Причем в самом начале постановления много цифр и аргументов, показывающих обоснованность принимаемых мер, дано время на проведение вакцинации до 1 декабря. Признаюсь, документ высокого уровня. Своевременное и правильное решение. Хотя в этой эпидемиологической ситуации недостаточное. Промышленные предприятия, строительство и многие другие сферы, где трудятся тысячи людей, постоянно контактирующих друг с другом, которые, несомненно, также должны быть привиты... Но всё равно у меня уважение к такому решению.
Потом читаю в СМИ выступление вице-губернатора. Конкретно о мерах и механизмах не сказано, но всех напугали QR-кодами. Может, какое-то обсуждение было, может, разрабатывали механизм контроля? Нет, этого еще нет. Может, сначала пригласить эпидемиологов, бизнес, общественность и поговорить на предмет того, что ввести можно быстро, наименее болезненно, но при этом эффективно? Нет, так не делаем. Зачем?
Мое личное мнение заключается в том, что объявленные меры не отвечают всей сложности общественных отношений, упрощая задачу до «надо что-то предпринять».
«Вот, к примеру, введение QR-кодов в фитнес-клубах элементарно приведет к падению выручки клубов на 70% (ровно на количество невакцинированных)»
При этом клубам надо платить аренду, заработную плату, производить коммунальные платежи. Но главное — в фитнес в среднем в стране вовлечены 3% населения (данные РБК), в крупных городах — 5–7%. И вот, разоряя фитнес за счет этих ничтожных процентов, мы хотим победить пандемию?
В общественном городском транспорте скученность людей зашкаливает, пользуются им ежедневно 42% населения страны. Сфера образования и дополнительного образования также не войдет в список тех, где нужен QR-код. Только в школах у нас в области обучается полмиллиона человек! Но QR-кодов не надо, зачем?
Как сохранить экономику и здоровье?
Возьмусь предложить решения, которые можно принять, но при этом сохранить экономику, поступления в бюджет и, главное, доверие людей к властям. Это никогда не поздно!
Первое. Разработать программу мер (со сроками и условиями их введения). Когда общество понимает, что будет приниматься в будущем и какие для этого есть условия, то доверие увеличивается.
Второе. Программу обсудить с эпидемиологами, бизнесом и общественностью. Общественный консенсус необходим не только для поддержки решения властей, но и для того, чтобы решения были приняты обществом и быстро реализовались, не саботировались.
Третье. Привлечь известных общественных деятелей, ведущих бизнесменов с целью объяснения принятых сообща мер для всего населения во всех СМИ и средствах коммуникаций. Губернатор мог бы еженедельно делать специальные прямые линии с сообщением цифр о вакцинированных, об эффективности принятых мер (как это делал Рузвельт во Вторую мировую войну — и тем самым заслужил большое доверие как лидер).
Четвертое. Исходить в мерах нужно из стимулов, а не из одних только запретов.
Пятое. Основная цель мер — максимально быстрое достижение популяционного иммунитета, что позволит существенно снизить нагрузку на систему здравоохранения и впоследствии отменить большинство ограничений.
«Я лично согласен, что стимулировать к прививкам надо 100% населения и это лучше, чем закрывать отдельные сектора экономики, принося их в жертву»
Уверен, это бы больше объединяло людей перед лицом пандемии, а не злило.
Согласны с автором?