Необычный забег прошел в субботу в Екатеринбурге. Два спортсмена-любителя — руководитель сети фитнес-клубов «Ратиборец» Александр Скаредин и блогер Алексей Лихарев — пробежали вокруг города по ЕКАД. Они стартовали в шесть утра и преодолели 96 километров.
Изначально бежать планировали для привлечения внимания губернатора к ограничению на проведение групповых занятий в фитнес-центрах. Потом необходимость в этом пропала, но спортсмены решили не отказываться от своих планов. О том, как это было, — в нашем репортаже.
Шесть утра. Над дорогой утренняя дымка, под ногами грязь вперемешку с мелкими камнями и дорожным мусором, рядом шуршит все еще сонная, пока не оживленная автотрасса. Александр Скаредин и Алексей Лихарев разминаются перед забегом по ЕКАД. Незадолго до старта я подошел к бегунам с вопросом.
— Групповые занятия в фитнес-центрах разрешили уже после того, как вы придумали этот забег. Цель достигнута. Зачем сейчас вам бежать эти 96 километров?
— План есть, и пока мы его придерживаемся. Как у самураев — у нас есть только путь вперёд, мы выйдем и финишируем, — улыбается Александр.
Ранее он преодолевал дистанцию в 42 километра на московском марафоне. Но сегодняшняя трасса в 96 километров обещает быть ещё интереснее. Кольцо ЕКАД ещё не закончено, и один из участков трассы пройдет по грунтовой дороге. В общей сложности забег должен занять около 12–13 часов.
Сопровождает спортсменов целая команда: два водителя, пилот квадрокоптера, оператор и журналист Е1.RU. Прямой эфир в нашем Instagram (кстати, подписывайтесь, если еще этого не сделали) запустился без проблем: в начале трассы хорошо ловит мобильная сеть.
Оба спортсмена успевают работать сразу на три камеры: на нашу, на камеру своего оператора и на экшн-камеру, с которой обычно бегает Алексей. Но разминаться перед дистанцией им это не мешает. Парочка перекатов в приседе, бег на месте, бодрые закидывания ног на колеса стоящих машин — и вот бегуны уже на старте.
И вот Александр и Алексей уже мчатся вперед. На бегу они еще и переговариваются, успевают что-то обсуждать. Рассаживаемся по машинам, даем спортсменам время чуть оторваться и начинаем медленно их нагонять.
— Как у них дыхалка не сбивается на ходу что-то обсуждать? — спрашивает мой сосед по машине — оператор Антон.
— Вдвоем бежать психологически легче, тем более если успеваете переговариваться. А в одиночку 96 километров пробежать — нереально сложно, — поясняет Евгений Савостенок. Изначально он тоже хотел бежать, но Александр товарища отговорил. Евгений недавно восстановился после операции, поэтому сегодня он за рулем.
В машине суперхолодно, а на улице еще холоднее. Туман все еще не развеялся. Впрочем, бегунам на холод жаловаться не приходится. Больше 10 километров они уже преодолели. И если присмотреться, видно, как от них поднимается едва заметный пар. Но полтора часа спустя говорить они стали гораздо меньше. И бежать им стало чуть тяжелее.
Многие водители, проезжая мимо, успевают сигналить и махать бегунам рукой. Новости о забеге разлетелись быстро.
Периодически мы притормаживаем, тогда спортсмены принимаются за перекус. Во время марафонов нужно вовремя давать подпитку своему организму. А сегодняшняя дистанция в два раза больше марафона.
Все заднее сиденье завалено едой: энергетические батончики, специальные гели, бутылки с колой и питьевой водой, бананы… А еще арбуз и две коробки доширака. Вопрос о заваривании лапши отпадает сразу при взгляде на здоровенный трехлитровый термос.
Мы по очереди передаем ребятам через окно все, что они попросят. Временами начинали чувствовать себя кассирами в общепите. А спортсмены высасывают пакетики геля, зажевывают бананами, запивают и мчат дальше.
На одной из заправок задерживаемся: мышцы у спортсменов уже забились, приходится разминаться. К этому моменту парни уже пробежали больше 42 километров.
Александр Скаредин, подойдя к машине, вытаскивает из рюкзака большую банку, зачерпывает из нее ложкой какую-то порошковую добавку и пересыпает в бутылку. Туда же отправляется содержимое нескольких пакетиков с другими активными добавками.
— Аминокислоты, — поясняет он, заливая «коктейль» водой из термоса. — Углеводы мы съедаем, когда останавливаемся перекусить, но мышцы тоже разрушаются. Нужно и их подкормить. Вот же ж... Весь устряпался этим порошком! — сокрушается руководитель сети фитнес-центров «Ратиборец».
И действительно теперь вся одежда бегуна в белесых пятнах порошка.
— Мышцы пучками просто, я их руками разминаю и чувствую, насколько они напряжены, — сетует он, закинув ногу на мусорку. Даже через беговые штаны видно, что икры у него буквально сводит в комок.
Рядом разминается Алексей Лихарев. Хотя супермарафонец жалуется на усталость, бежит он пока чуть бодрее — легко, будто не напрягаясь, не делая никаких лишних движений. И параллельно успевает подбадривать Александра.
— Поздравляю,— кричит он, хлопая товарища по спине, — ты теперь супермарафонец! Больше 42 уже прошли!
Радоваться Александр не спешит. Прошли чуть меньше половины, а дальше бежать будет сложнее — постепенно копится усталость. Хотя во многом помогает с ней справляться поддержка — за время забега нам поступало множество добрых слов для спортсменов. И даже на дорогах люди находили способ подбодрить их.
— Люди едут по встречке, сигналят, пишут в мессенджерах, что верят в нас, отмечают в историях. Признаюсь, мне внимание в соцсетях не в новинку, но чтобы так массово сигналили и отмечали — такого у меня даже на МКАД не было! — восклицает гость из Москвы Алексей Лихарев.
На середине пути спортсмены устраивать привал не стали. Они все еще хотят перекусить, но остановиться поесть пока негде. Впереди эстакада, позади эстакада, и нет никаких свороток с трассы на лесные поляны.
До следующего привала мужчинам пришлось пробежать еще около 10–12 километров. В одном месте трассу пришлось пересекать на машине — перебежать ее пешком нереально, движение оказалось очень оживленным.
Но вот долгожданный обеденный перерыв настал! Евгений раскрывает багажник автомобиля, а мы с Антоном ищем в салоне кипяток и коробки с лапшой. Завариваем здесь же, в багажнике. Несколько минут — и спортсмены с аппетитом швыркают на фоне какой-то стройки, параллельно просматривая комментарии в социальных сетях.
— Мы прошли чуть больше середины, а я уже сжег 6100 калорий! — сокрушается Александр, глядя на смарт-часы. — Я норму еще на 10-м километре выполнил!
А впереди, буквально за ближайшим поворотом, — самый сложный участок ЕКАД. Дороги там нет, машина не проедет. Потому, пробежав за компанию с нашими атлетами метров 500, садимся в авто и едем по объездной дороге к строящемуся мосту.
Ждать встречу пришлось долго. И за 2 часа ожидания многое произошло. Нашего пилота квадрокоптера развернула под одним из строящихся мостов Росгвардия. Снимать с коптера его модели на объекте, где ведутся строительные работы, можно, по их словам, только по спецразрешению. А Макс Пономарев, заместитель руководителя сети фитнес-клубов «Рать», успел съездить за художниками, которые решили приготовить сюрприз для наших бегунов.
К 16:00 всех начало вырубать. Многие встали в 4 утра, а то и раньше. Поэтому за время стоянки многие успели вздремнуть. Ожидание затягивается. На горизонт смотрим по очереди, выглядываем, не появятся ли наши спортсмены. Мимо промчался пассажирский поезд, а их все нет...
Оказалось, что бегуны каким-то образом проскочили нас. Их кроссовки покрыты толстым слоем глины и мелкого щебня, на шнурках болтается репейник. Участок с бездорожьем оказался самым сложным. Времени на него ушло гораздо больше, чем планировалось, потому что на некоторых отрезках нашим спортсменам было сложно пройти даже пешком.
Тем временем трансляции сделали свое дело — нашим бегунам с завидной периодичностью сигналят встречные машины. Некоторые люди даже начали специально искать спортсменов, узнав о забеге из соцсетей. И вот Алексей с Александром уже бегут не одни, а с двумя «адептами».
— Чего они к ним с расспросами лезут? Видно же, что им уже говорить не хочется, — восклицает Евгений, глядя на новых знакомцев покорителей ЕКАД.
И действительно, и Скаредин, и Лихарев выглядят усталыми и не сильно разговорчивыми. Но словоохотливые поклонники вскоре сделали селфи, поболтали еще немного и сбежали. Зато их сменил еще один «инстаграмный шпион». Он тоже отследил Александра и Алексея через интернет, купил им специальные питательные гели и искал их 6 часов по всему ЕКАД.
До конца забега остается 7 километров. Оба супермарафонца присели в машину минут на 15. Кому-то может показаться, что 7 километров — это мелочь. Но после 89 километров этот отрезок кажется особенно изматывающим.
— У меня температуры нет, я не мерзну, но меня колотит, — жалуется другу Александр.
— Это у тебя просто мышцы забились, — отвечает ему Алексей, — ты ж еще на 10-м километре всю норму дневную перевыполнил?
— Ага. Может, ну его? — шутит новоиспеченный супермарафонец, — Я умираю. Побежали обратно?
— Тогда ползи в лес и рой себе умиральную яму. Надо добежать, немного совсем осталось…
Стекла в автомобиле стремительно запотевают. Не спасает даже открытая настежь дверца автомобиля.
— Кот от моего запаха с балкона выйдет, — смеется Скаредин.
— Я тоже уже перегнил на плесень с липовым медом. Но тут осталось-то всего 7 километров! — восклицает неугомонный Лихарев. Как выяснилось, на следующий день после 96-километрового забега у него назначена «дуэль» по кросс-фиту со знаменитым гроулером Александром Шиколаем. Поэтому оставшуюся дистанцию — опять же в шутку — Алексей предлагает закончить исключительно выпадами в приседе.
— Все, я настроился, песня доиграет — и побежим! — обещает Алексей.
…Закончился забег так же, как начался — в сумерках, но уже не утренних, а вечерних. Солнце почти скрылось, и бежали спортсмены в свете фар автомобилей.
В начале августа мы рассказывали о судьбе другого забега. Евгений Куйвашев отменил марафон «Европа — Азия», хотя незадолго до этого подписал указ о его проведении. О последствиях этого решения мы говорили с организатором забега Андреем Уткиным.
17 августа исполняющий обязанности губернатора Свердловской области Алексей Орлов смягчил режим повышенной готовности в регионе из-за коронавируса. Вместе с юристом мы разобрались, что теперь можно, а что все еще под запретом.