Сергей Ашихмин подхватывает пудовые гири и поднимает над собой — раз, два, три… Несколько дней назад он толкнул их 159 раз за 10 минут, потом 222 раза сделал рывок и выиграл первенство Европы по гиревому спорту, которое проходило в Германии. Сейчас он толкает гири в саду своего дома в Истоке, надев специально для фото футболку с надписью Russia на спине — в ней он стал чемпионом.
В ноябре 68-летний Ашихмин собирается на чемпионат мира в Сербию, а пока ходит на работу в Водоканал и тренируется дома. У него около 100 медалей, они аккуратно собраны над кроватью. Сколько из них с национальных и европейских первенств, он даже не считал, а вот количество мировых знает точно — шесть: из Латвии, Германии, Южной Кореи, Казахстана, две из Ирландии. Они — самые ценные.
Деревянная штанга
В пять лет мама повела Сережу Ашихмина в парикмахерскую, которая находилась в клубе. Пока ждали очередь, он носился по коридорам и вдруг услышал звон из-за одной из дверей. Заглянул — там шли соревнования по тяжелой атлетике. Мальчик смотрел, пока мама не увела его подстригаться, а вечером принес деду чурку и попросил сделать штангу.
— С этого времени я практически сам и занимаюсь, — рассказывает Сергей.
Серьезно тренироваться он начал в 15 лет, когда после восьмилетки пошел работать монтером связи, а потом электриком. В армии попал в спортроту, после службы поступил в техникум физической культуры, по распределению отправился работать методистом физкультуры в Сухой Лог — «пропагандировать спорт среди условно осужденных». Но быстро вернулся в Свердловск. Говорит, жилья не давали, зарплата небольшая, а он недавно женился, так что пошел работать обратно электриком. А спорт оставил как хобби — занимался сам и стал на общественных началах тренировать ребят в клубах.
— Потом вышел указ Минспорта о том, что, если человек не выполняет норматив на мастера спорта до 23–25 лет, он считается неперспективным, — вспоминает Ашихмин. — А я этим жил, но не был мастером спорта, и кто знает, когда бы его получил. Вот и пошел в гиревой спорт, с которым уже был знаком.
В 28 лет Сергей стал первым в Свердловской области мастером спорта СССР по гиревому спорту.
Падение с крыши
Сергей и его жена живут вдвоем в большом трехэтажном доме. Они думали, что под одной крышей соберутся и дети, и внуки, но дочь и сын создали свои семьи и обосновались в Екатеринбурге.
Ашихмин сам строил этот дом в течение 13 лет. Когда крыли крышу, он сорвался с 13-метровой высоты.
— У меня в руках был лист шифера, я мог его отпустить, схватиться за обрешетку и удержаться, — говорит он. — Но внизу стояли двое мужчин-пенсионеров, они мне помогали, подавали листы, и я подумал, что, если отпущу лист, он может их травмировать. Скорость мышления моментальная, замкнуло, не стал отпускать и сам упал.
Сергей получил компрессионный перелом позвоночника. До травмы он мог одной рукой поднять две двухпудовые гири (64 кг) 13 раз. После травмы не мог простоять 10 минут.
— Через неделю меня привезли домой в гипсе, у дочери был день рождения, но я десяти минут не простоял у стола, упал на диван. И придумал себе план — вставать каждые два часа, неважно, день или ночь, сползать с кровати и ходить, расхаживаться.
Сергей вернулся к обычной жизни, но за гири не брался почти 20 лет. А однажды попросил внука поискать информацию о гиревом спорте в интернете.
— Внуку было 10 лет, я озаботился его судьбой, что ли, — рассказывает Ашихмин. — То поколение... Они все зависали в компьютерах, наркотики были, нюхали что-то. Мне просто хотелось, чтобы внук был нормальным парнем. И я попросил однажды: «Леша, ты можешь найти что-нибудь про гиревой спорт?». Он ответил: «Дед, в компьютере можно найти всё». И нашел.
Сергей Александрович прочитал про соревнования для ветеранов и решил поучаствовать. На подготовку дал себе два года, и в 2012-м с зятем и внуком отправился на машине в Казань на международный турнир имени Жеребцова. Занял там второе место и заявился на чемпионат мира в Гамбург. Иллюзий насчет победы в мировом первенстве не питал, но в дело вмешался случай. Они с ближайшим соперником набрали одинаковое количество очков, по правилам в этом случае победу отдают тому, кто меньше весит. Ашихмин оказался на 7 кг легче и получил золото чемпионата мира.
— Я рассказывал внуку о гиревом спорте, но его не впечатляло, тогда купил ему гири, начал тренировать, брать на соревнования, он несколько медалей получил. Сейчас он оканчивает кадетское президентское училище в Тюмени, в 15 лет стал кандидатом в мастера спорта по самбо.
«Я не хочу сказать, что я самый сильный, но...»
Дед до сих пор продолжает показывать внуку пример, выигрывая медали европейских и мировых чемпионатов. Денег ему это не приносит — только удовольствие и желание ставить следующие цели. Чтобы принять участие в чемпионате, нужно заплатить стартовый взнос. На последнем первенстве Европы он составил 130 евро за один вид программы, на эти деньги арендуются зал, оборудование, оплачивается работа судей, покупаются медали и дипломы. Победители и призеры никаких денег не получают.
С оплатой дороги Ашихмину помогает профком Водоканала, где он работает машинистом насосной станции (а до этого много лет трудился электромонтером, но из-за небольших проблем со слухом его списали, как выражается сам Сергей).
— Рейтинг таких соревнований высокий, — говорит он. — Человек, который хочет туда попасть, допустим, выиграл национальный чемпионат, потом сравнивает свой результат с результатами спортсменов других стран, и, если никаких шансов нет, он не будет тратиться и ехать. А кто едет — тот борется.
Сергей выступает в категории ветеранов от 65 до 70 лет («ветераны» начинаются от 40 лет и делятся на группы по 5 лет), тренируется почти каждый день, по 40–50 минут занимается с гирями, плюс ездит на велосипеде, бегает кросс, зимой ходит на лыжах:
— Гиревой спорт неприхотливый, не надо дорогостоящих спортсооружений. Однако же не очень-то к нему относятся. Ну насильно мил, как говорится, не будешь, мы фанаты этого дела. Я не хочу сказать, что я самый сильный, но ветераны других стран занимаются по 2–3 года, а я уже 50. В России очень много спортсменов, которые могут составить мне конкуренцию. Иногда мне удается выиграть, иногда всякое бывает.
Жена Сергея Александровича порой ездит с ним на соревнования, но, признается он, неохотно поддерживает увлечение:
— Считает, что я хвастаюсь. Но хвастаться — это преувеличивать немножко, а я говорю что есть.
На прощание чемпион-гиревик делится восточной мудростью, которую проповедует и сам.
— На Востоке говорят: «Цель — ничто, путь — всё». Мы двигаемся и доходим до цели, потом отодвигаем ее и ставим новую. Мы живем, чего-то достигая. Как только уперлись куда-то, это конец.
Фото: Дмитрий ЕМЕЛЬЯНОВ / E1.RU; семейный архив