В майские праздники традиционно открывают новый туристический сезон. Неравнодушные к уральской природе люди устремляются в леса и на реки (даже в такую погоду). Невольно вспоминаешь географа у Алексея Иванова, способного пропить не только глобус, ну и группу подростков в лесу (почитайте, кстати, о красивейших местах Урала, где снимали фильм по книге).
Герой сегодняшней публикации Александр Лыхин уже более 50 лет ходит в походы сам и больше 20 лет водит детей, он руководит детско-юношеским клубом спортивных путешествий. Александр Николаевич рассказал нам о том, ради чего нужно тащить детей в лес и как сделать так, чтобы все возвращались живыми и здоровыми.
— Когда в начале 90-х в страну и в наш город хлынула наркота, когда наркотики начали продавать в лесопарках и на конечных остановках, я понял, что нужно спасать моих детей и их друзей, — говорит Александр Лыхин. — Я работал тогда на производстве, был электроником по программным станкам, но решил бросить и пойти в педагогику. Меня отговаривали — мол, там деньги закончились, но мне не это было важно. Какое-то время ещё совмещал производство и работу с детьми, потом получил высшую педагогическую квалификацию.
— То есть вы создали клуб тогда?
— Да, вместе с супругой — иначе это невозможно, когда в семье один хочет в лес, другой на дачу или на рыбалку, не получится. Мы начали детям преподавать путешествия. А как преподавать? Что им интересно? С одной стороны, заказчик работы — государство, оно платит, но надо заинтересовать детей. Во-первых, конечно, ориентирование. В школе дают азы, но без практики все быстро забывается. Даже взрослые, когда к нам детей приводят, сами понимают, что не умеют ориентироваться с компасом, потому что в жизни это не применяют. Потом — все любят лазать, и мы решили, что будем давать скальную подготовку. Зима — значит, лыжи, лыжные путешествия. Ну и водный туризм. Я сам занимался каякингом, и мог это преподавать на серьезном уровне.
— Занятия бесплатные?
— Бесплатные — это принципиально. Надо выбирать — либо ты деньги зарабатываешь, либо с людьми занимаешься. У меня не получается с деньгами. Я пробовал. Мне турфирма предложила как-то на сборы взять ребят по путёвкам. Ну, я их взял. Нас забросили в лес на сборы. А уральское лето всякое бывает: дождь пошел серьезный, а мы с лодками. Ну и двое сбежали со сборов. Просто не выдерживали. Я тогда сказал — пусть ходят те, кто у меня занимается.
— Зачем вообще нужны эти путешествия детям? Что они дают?
— Путешествия — самое интересное. Патриотизм надо воспитывать через путешествия. Конечно, можно через автомат Калашникова, но это другое. Через путешествия мы воспитываем восприятие малой родины, страны, всего мира. Одно время правительство тоже хотело патриотизм так развивать, мы воспряли, думали — будем ездить чаще, больше, но это был только лозунг.
— На путешествия с детьми государство денег не дает?
— Нет, чтобы куда-то поехать, нужны деньги на проезд, на питание, нужен грамотный руководитель. Я ни разу сам за счет государства не ездил. Это странно. Когда я на заводе работал, мне командировки оплачивались. А здесь я еду по работе с детьми — уже сам плачу. Вот в Карелию ездили на сплав — все за свой счет.
— Сложно вообще это организовать — выезд с детьми по всем правилам?
— Чтобы организовать мероприятие, нужно столько бумаг, серьёзная подготовка. И это, в принципе, правильно. Нужны заявления от родителей, приказы на выезды — мы пишем, что выезжаем на учебно-практические занятия, описываем маршрут. Маршруты за территорию города согласовываются с МЧС. Мы там не только сам маршрут прописываем, но и номер электрички, на которой едем, и вагон. Из какой точки выходим, куда идем, они должны знать, где нас искать. Если там нет связи, обязательно должна быть спутниковая связь. В каникулы делаем культурные выезды по экскурсионным маршрутам на автобусах, и там нужно согласование с ГИБДД.
— А есть у вас любимый маршрут?
— У меня все любимые. Я прихожу к природе каждый раз как к другу. И она меня всегда выручает. Бывали в жизни ситуации, когда, казалось, всё, тупик, но я прихожу к природе, и как будто мир становится новым, все проблемы решаются. Недавно ездили на гору Качканар с ребятами, и нас там так хорошо приняли! Мы сначала позвонили, спросили, что там надо. Мы же понимаем, там высоко, холодно. Они говорят: продуктов привезите, овощей. По 100 рублей скинулись, накупили три рюкзака — капусты, моркови и так далее. На плечи закинули с ребятами и притащили им. Куда ещё ездили? В Коуровскую обсерваторию, на Тальков камень, много маршрутов.
— По железной дороге трудно группу везти, когда какие-то дальние маршруты?
— Там есть хитрости. Ездили на море подводным плаванием заниматься — с трубкой, маской и ластами, мы там ставили трассу на море и каждый день занимались ориентированием под водой. Плюс — по достопримечательностям их водил. Так вот, с железной дорогой необходимо согласование. Но если группа меньше 10 человек, то это считается не детская группа, а туристическая, там другие требования, и этим все пользуются. Если группа меньше восьми человек, ее не сопровождает медик. Но представители Роспотребнадзора предупредили меня: если едете более суток, надо кормить горячим, хотя бы раз в день. Лапша китайская — это не горячее питание. Я говорю: вагон-ресторан для нас дорого! Посоветовали — ну закажите хотя бы кашу манную, и не дай бог не сохраните чек. Потому что иначе будет крупный штраф. Так и поступаем в поездках, и я это родителям объяснил — каждое утро идем есть кашу.
— В самих походах как контролировать детей, чтобы не разбежались куда-нибудь? Всё-таки дети порой делают неожиданные вещи.
— Мои ребята уже понимают все, но иногда вожу группы здоровья — когда школы района обращаются за помощью вывести детей в однодневный поход. Обязательно в группе должны быть двое взрослых. Один впереди идет, другой сзади. И бывали всякие ситуации. Мы шли как-то — группу замыкали педагоги из школы. На развилке остановились: чувствую, надо пересчитаться. И правда — двух девочек нет. Спрашиваю замыкающих: как так? Шли, разговаривали, не заметили. А они шмыг в кустики. Связываемся сразу по телефону, телефоны обязательно у всех с собой. Оказалось, встретили каких-то людей, костерок у них. Я говорю: ну-ка бегом к месту, где свернули!
— Когда ребята начинают в походы ходить, как это их меняет?
— В день здоровья вывожу ребят из загазованного города, на электричке, а воздух осенью знаете, какой бывает? Как чай — травы, влажность. Выходим, а они вдыхают и удивляются, они такого воздуха не знают, городские дети. Это физическое здоровье, когда ты идешь, гонишь лимфу, кровь гонишь, обменные процессы ускоряются, радость тела появляется. Зимние походы — вообще кладезь. Приходим, снега по колено, надо расчистить, утоптать, развести костер, обогреться, сделать обед. И вот мы уходим, я говорю — смотрите, вот наш труд, тут было снега по колено. Дома на диване этого не объяснить. Или вот на реку пошли с лодками — это командный тренинг. Нужно уметь взаимодействовать друг с другом, кто-то должен рулить, кто-то помогать, толкать и так далее. Когда идут педагоги из школы, это возможность сплотить коллектив в неформальной обстановке, повысить свой авторитет как учителя.
— Дети, которые в первый раз с вами пошли, как они себя ведут?
— Иногда, бывает, плохо одетыми приходят. Ты что так оделся? Отвечают: да нормально. Не понимают, что не за хлебом в магазин вышли, едут на целый день. Не берут с собой попить. А потом ходят просят, зубы стучат. Снимаю с себя, отдаю, глаза опускают. Но делают выводы, это нормально взросление идет. Дети, выезжая, не становятся хуже, большинство из них понимает, что ситуация непривычная для них, достаточно серьезно к дисциплине относятся. А мы со своей стороны понимаем, какая это ответственность, весь маршрут должен быть продуман, все мелочи.
— Нештатные ситуации бывали?
— Я себе дал установку — если хоть один чрезвычайный случай, я уволюсь. Но была такая история, ещё в 90-е. На север Урала приехали группой зимой. Нас выгрузила машина и уехала, и стоит тишина, снежок, морозец, а мы в начале маршрута. Я говорю ребятам: прошу вас, никакого экстрима, ситуация и так экстремальная. И в снег, пожалуйста, не прыгайте (как в воду глядел). Мы пошли. И получалось так, что вышли на зимовье — там дом был. Палатки ставить не стали, воспользовались домом. И мальчишка один пошел в туалет, увидел снежный холмик и как прыгнет! И попадает ногой под пенек высокий, и ломает ногу в бедре. Ну, я на лыжи и до ближайшего посёлка. А телефон единственный у председателя поселка. Вызвал МЧС. За полночь уже доехали. Встали второй лыжней к нашей лыжне, вторую проторили. Вытаскивали его до утра. В больницу привезли. Врач говорит: надо штаны разрезать. А парень ему в ответ: не надо штаны резать, отец убьёт!
— Отец-то понял ситуацию?
— Да, объяснил ему всё. Но МЧС оповестил о произошедшем по линии образования тоже. Пришли с проверкой, был такой перекрестный опрос всей группы. Подтвердили, что моей вины в этом нет, человеческий фактор. Зима, Урал, ребята подготовленные, 8-й класс, я их предупреждал, но глупость совершили, я не могу каждого за руку в туалет водить. И я остался работать. Но делаю всегда тройную страховку — проговариваю, смотрю, подсматриваю. Это очень серьёзная тема. Это дети.
Почитайте интервью с травматологом, который много лет ходит на сплавы, — о том, какой опасной может быть вода и чему стоит поучиться, прежде чем спускать свой катамаран на обманчиво тихие уральские речки.