На Уктусе теперь можно не только погонять на горных лыжах или сноуборде, но и воспарить над городом. На месте старого трамплина, снесённого несколько лет назад, появилась аэротруба – огромная конструкция высотой с 5-этажный дом. Мы не могли упустить шанс опробовать имитацию свободного падения на себе и отправились тестировать экстремальный аттракцион.
– Когда летишь там, ощущаешь себя суперменом! При правильной постановке рук и ног все твои движения усиливаются многократно, – говорит автор проекта, инструктор и парашютист Николай Чичканов. – Вы учитесь приручать поток. Физически это очень тяжело, всем телом вы должны будете сопротивляться ветру, который дует со скоростью 250 километров в час.
"Суперменом? Серьёзно?" – думаю я, болтаясь в мощном потоке. Я ощущаю себя тряпочкой, которую мотыляет ветром в разные стороны. Или телом без костей – вроде напрягаешь все мышцы, пытаясь "продавить" ветер, а руки и ноги всё равно улетают куда-то вверх и в сторону.
Мечты о том, что ты войдёшь, такой весь красивый, в обтягивающем комбинезоне, в аэротрубу и воспаришь над городом, улетают вместе с первым порывом ветра. В одиночку ученика туда не пустят. Вместе с тобой внутрь заходит инструктор и придерживает тебя за специальные ручки на спине костюма, не давая улететь в сетку наверху или размазаться о стеклянные стены. Сначала думаешь: "Да зачем это всё, я сам отлично справлюсь!", а уже через пару секунд: "Ой, нет, только не отпускай меня сейчас!"
Стандартный сеанс свободного полёта для тех, кто занимается этим впервые – два раза по 2,5 минуты. Кажется, что это немного, но на самом деле – равносильно падению с 15 тысяч метров или пяти прыжкам с парашютом с высоты 4 тысячи метров.
Во второй раз в трубу заходишь уже увереннее. Если у ученика хорошо получается контролировать своё тело, то инструктор убирает руки, позволяя самому руководить процессом. Немного расслабляешь мышцы – плавно поднимаешься выше, напрягаешь – опускаешься вниз. "Немного" и "плавно" – это в идеале, по факту – взлетаешь и падаешь с амплитудой и скоростью, как на американских горках.
Первый вопрос, который возникает у всех, кто видит эту трубу, – не выдует ли меня вверх и не засосёт ли в воздухозаборники наверху? Инструктор успокаивает – не засосёт. Полётный стакан имеет постоянный диаметр, а в конце он расширяется – поэтому скорость там уменьшается. Кроме того, вверху, как и внизу, установлена сетка.
Умение рассчитывать нужное положение тела и силу движений приходит с опытом. Разговаривать в условиях ветра, бьющего со скоростью до 250 км/ч, не получается, поэтому всё общение между инструктором и учеником происходит жестами. Их немного: "распрями ноги", "согни ноги", "смотри вперёд". Каждый раз эти команды застают врасплох: "Что значит "выпрями ноги"? Куда их ещё-то выпрямлять? Они и так прямые!" – думаешь ты, но всё равно, на всякий случай, изо всех сил тянешь носки и разгибаешь колени. Потом смотришь видео – и действительно, ноги были согнуты в коленях.
Силу потока регулирует ассистент снаружи трубы, добавляя или уменьшая "обороты". Во второй заход инструктор позволяет подняться почти к вершине прозрачного пятиметрового "стакана", а оттуда открывается отличный вид на Екатеринбург – труба стоит на одной из самых высоких точек города.
Сам Николай с легкостью выделывает в потоке воздуха сложные пируэты – поднимается и опускается, лежа на животе и на спине, сидя, стоя, вверх и вниз головой, может крутить сальто. У него за плечами много лет опыта – прыжки с парашютом и полёты в вингсьюте. За одно занятие такому не научиться. Лучше всех получается летать в трубе у акробатов, гимнастов, у тех, кто регулярно занимается йогой и умеет чувствовать каждую свою мышцу.
Нам же с фотографом и оператором за 5 минут удалось только более-менее держать тело ровно и не врезаться в стены. А на следующее утро мышцы болели, как будто мы провели не 5 минут в воздухе, а 2 часа на тяжёлой тренировке в спортзале.
Напомним, раньше полетать в аэротрубе в окрестностях Екатеринбурга можно было только в Первоуральске, но там была труба открытого типа – по сути прозрачный "стакан", воздух в который нагоняли мощным вентилятором. В трубе на Уктусе летать можно будет летать в любое время года и при любой погоде. С помощью климат-контроля температура воздуха внутри устанавливается на уровне 20 градусов.
На строительство трубы на заводе ушло полгода, а на сборку в Екатеринбурге – две недели. Сколько денег потратили на конструкцию, ребята не говорят, но признаются – цифры восьмизначные. Официально аттракцион откроют через месяц, полетать там смогут и взрослые, и дети. Максимальный вес ученика – 110 килограммов, минимального нет. Сколько будут стоить полёты – пока неизвестно, цены только формируются. Но уже сейчас в планах у авторов проекта – организовать на Уктусе секцию аэротрубного спорта, который недавно был признан в России официальным видом спорта, и проводить здесь соревнования.
Корреспонденты E1.RU уже не раз опробовали на себе необычные виды спорта и транспортные средства. Например, недавно мы учились управлять парапланом над бескрайними полями Башкирии. А до этого учились кататься на гироскутерах и сегвеях, пробовали рулить картом и ездили на редком трёхколёсном мотоцикле.
Видео: Максим БУТУСОВ / E1.RU
Инфографика: Пётр ГИНДИН / E1.RU