Ещё пару лет назад слово "квадрокоптер" повергало в священный трепет, а "дроном" некоторые люди разве что называли своего друга Андрея. Сейчас беспилотные летательные аппараты (как они называются официально) снимают нам красивые фотографии, видеоролики, доставляют товары из интернет-магазинов и используются серьёзными людьми в военной форме. Не так давно энтузиасты в России и мире поняли, что на шустрых квадрокоптерах можно ещё и устраивать гоночные заезды. Новый вид спорта получил название дрон-рейсинг и развивается бурными темпами.
Чтобы встретиться с екатеринбургскими гонщиками на дронах, мы отъезжаем от города на 25 километров и оказываемся натурально "в чистом поле" неподалёку от железнодорожной станции Сысерть. Уральское лето с нами на редкость любезно: тепло, светит солнце, идиллические пейзажи вокруг напоминают обои для рабочего стола Windows. Ласточки пикируют в клеверные поля и взмывают обратно, в вышине вальяжно нарезает круги коршун.
Ребята из команды Sable team достают из припаркованных автомобилей элементы тренировочной трассы, расставляют их на поляне, берут в руки пульты и надевают очки виртуальной реальности.
Дроны взмывают в воздух, отчаянно жужжат винтами и проносятся на сумасшедших скоростях на сверхмалой высоте. Периодически кто-нибудь из пилотов не рассчитывает манёвр, и коптер плюхается и отскакивает от земли, как мячик. Через пару минут тренировки коршуны и ласточки куда-то пропадают – в небе остаются только птицы из пластика.
– В Екатеринбурге всё началось около полутора-двух лет назад, – рассказывает капитан команды Вячеслав Баранов. – Тогда наш "отец-основатель", Евгений Лебедев, собрал первый коптер. Мы с ним до этого занимались авиамоделированием – я вертолётчик, а он самолётчик. Евгений заразил меня своим энтузиазмом, и мы ушли от авиамоделей к дронам. Тогда мне казалось, что только мы вдвоём и гоняемся в Екатеринбурге, и я решил создать свою команду. Оказалось, нас всё же побольше.
– Дроны для гонок находятся в свободной продаже, или их надо собирать/модифицировать самому?
– На данный момент дроны делятся на два типа: так называемые "летающие штативы" и гоночный класс. Гоночные коптеры меньше по размеру, и у них полностью отсутствуют системы GPS и стабилизации, дрон полностью от и до контролируется пилотом. Свои аппараты мы заказываем из-за рубежа, в России очень туго с магазинами.
– Как вы получаете разрешение на полёты? Наши видеооператоры говорят, что проблем стало очень много.
– Да, на какое-то время это всё подзаглохло, но сейчас снова все вопросы о регистрации становятся актуальными – если твой дрон весит больше 250 граммов. Мы легально летаем на этом поле, получаем разрешение от местного руководителя ДОСААФ.
– Что должен сделать и сколько денег потратить человек, который хочет заняться дрон-рейсингом? Какими навыками обладать?
– Давайте сначала про навыки. Я думаю, тут как везде – всё приходит с опытом. Мы проводили даже эксперименты – брали взрослого человека старше 30 лет и ребёнка, который играет в компьютерные игры. Ребёнку для того, чтобы полететь, нужно в среднем полчаса, взрослому – несколько часов. И не факт, что он успешно полетит. То есть это спорт молодых, у кого рефлексы хорошо работают.
– Что нужно купить и за сколько, чтобы себя попробовать?
– Ну, в общем, как я уже сказал, заказываем всё из-за границы, соответственно – это доллары и евро. Для входа в хобби нужно примерно 500 долларов. Самый минимум.
– Верхняя планка?
– Бесконечность, всё зависит от кармана. Чем дороже детали, тем выше и дальше летит дрон.
– Какой баланс между навыками пилота и технической начинкой дрона?
– К гоночным коптерам предъявляется одно главное техническое требование: размер рамы по диагонали не больше 250 миллиметров. Дальше кто во что горазд. Недавно была гонка GPS-Глонасс, организованная Роскосмосом – там пилоты летали по HD-картинке. Это абсолютно другого порядка оборудование, и если у тебя его не было, то не допускали до соревнования. Многие, конечно, стремятся уменьшить вес и поставить более мощный двигатель, это допускается, но я не могу сказать, что это сильно повлияет на результат, потому что трассы бывают скоростные, а бывают технические. Мы вот трассу сегодня построили и с теми, и с другими участками. Технические участки требуют не скорости, а чистоты выполнения элементов.
– А что нужно делать? Какие элементы выполнять?
– Как правило, это кольца, ворота, в которые нужно попасть. Ещё есть флаги – из них делаются, например, "змейки". Вот эта трасса сделана силами команды. Сами все элементы строгали, шили, строили. Каждый раз привозим, собираем, разбираем, увозим. Дорабатываем, чиним, ворота рвутся постоянно. Стараемся экспериментировать с форматом трассы, стремимся разнообразить, модернизировать, чтобы не привыкнуть к чему-то одному постоянному.
– Как вообще проходят соревнования? Как определяется победитель?
– Мы проходим трассу, как в "Формуле-1". Предварительно проводятся квалификационные залёты на время, по их итогам составляется таблица участников. Во время самой гонки время уже неважно, главное – прийти первым. За прохождением трассы следят судьи. За каждым пилотом закреплен один судья, и ему на очки передаётся картинка с камеры коптера.
– Как часто вы гоняетесь и как часто тренируетесь? Какой у вас режим?
– Если взять Москву и Казань как более продвинутые в этом смысле города, то у них гонки проходят, наверное, каждый месяц летом. Зимой летать проблематично – падаешь в снег, сушишься и можешь даже загореться. На улице можно летать до -25, ниже уже невозможно. Пытались и пытаемся найти спонсоров, чтобы проводить гонки в закрытых помещениях, но там все осторожничают и боятся разбиться. Всё довольно дорого. Вот сейчас, видите, упал дрон, но, слава богу, обошлось. Режима как такового нет – стараемся летать, когда есть свободное время.
– Каждый день ломаете что-нибудь?
– Да. Бывает, что приехали за тридевять земель потренироваться, через 15 минут все переломались и уехали. Бывает, что летаем часами, бывает, что чинимся в поле, возим паяльники с собой. Все люди семейные, у большинства дети. У меня у самого почти двухлетний ребёнок, обожает дроны, но не летает, а таскает их в руках, отрывает антенны, гнёт пропеллеры.
– Средний портрет гонщика на дронах: сколько ему лет, чем он занимается? Вот вы сказали, что это увлечение семейных людей по большей части.
– На самом деле нет. Знаю в Екатеринбурге одного человека, который привлекает к гонкам своего семилетнего сына, есть дети помладше, и они тоже летают. Если брать авиамоделизм, то там есть, например, один 90-летний.
– Он к вам не собирается?
– Нет, я думаю, ему будет сложно объяснить, что к чему. Это уже техника современного поколения. Мало собрать дрон – его нужно ещё качественно настроить.
– Что для этого нужно? Помимо молодости и технической подкованности?
– Для этого нужно иметь знания и компьютер. Когда мы начинали, у нас уходило, наверное, несколько месяцев, чтобы заставить лететь это существо, сейчас нужно, наверное, около суток, чтобы отправиться в полёт. То есть с нескольких месяцев до одного дня сократилось.
– Как популяризируете это всё и заманиваете зрителей?
– Зрители заманиваются сами благодаря гонкам, это наше основное "средство продвижения". Случается, что мы летаем в более-менее людных местах – ну, со скидкой на технику безопасности. Бывали случаи, что держали дрон в руках, запускали и полосовали себе руки. Поэтому мы уезжаем в поля подальше от людей.
– Как вообще зрителям удаётся за всем этим уследить?
– Ну да, там скорость от 100 до 150 км/ч, такую муху тяжело наблюдать. Поэтому ставятся большие экраны, куда выводится изображение с камеры каждого пилота.
– Что ощущает во время заезда пилот? Он сидит или стоит? Теряется ли ощущение пространства?
– Во время подготовки пилоты стоят, потом садятся, потом снова стоят и решают, кому как удобно. Никакого требования нет. Зрители иногда просят посмотреть картинку – мы даём, но мы-то на тренировках наматываем по нескольку часов, а неподготовленному человеку хватает двух-трёх минут, потом голова кружится, тошнит, падает человек.
– Что этот спорт развивает помимо вестибулярного аппарата?
– Я думаю, что всё, начиная от реакции и заканчивая работой мозжечка. Дроны стали очень активно использоваться при рекламных съёмках, особенно за границей. Пилот сидит в машине и на ходу управляет дроном (видел у BMW). Мы пробовали несколько раз исполнить нечто подобное и сломали себе мозг. Представьте: машина поворачивает налево, тело, соответственно, в этой машине движется в ту же сторону, а дрон – в противоположную. Начинается сбой, но опытному пилоту нужно минут 30-60, чтобы к этому привыкнуть.
Закончив беседовать с капитаном команды, я иду отвлекать других гонщиков. Первым со мной соглашается побеседовать Евгений, тот самый первопроходец дрон-рейсинга в Екатеринбурге.
– Года два-полтора назад, до этого, я летал на радиоуправляемых вертолетах. Когда гоночное движение только начало развиваться, мне стало интересно, и я решил собрать свой дрон, – вспоминает он.
– А кто вы по профессии?
– Я профессиональный музыкант, виолончелист в филармонии. Для начала просто собрал дрон из любопытства. Этот у меня уже пятый, я их собирал не только себе, тут нужен определённый опыт и знания, ну и вообще.
– Если дрон собрать самостоятельно, это будет дешевле, чем его покупать?
– Гоночные дроны собранные начали продавать совсем недавно в Китае. И то – к нему нужно самостоятельно подключить радиоприёмник, нужен пульт, аккумуляторы и зарядник. А раньше вообще ничего не было: и моторы, и регуляторы, и вот это всё собирали по кускам. (Евгений показывает, что где находится у дрона, я делаю вид, что понимаю).
– И этот дрон подходит по требованиям к участию в гонках?
– Да, сейчас популярность спорта растет, и китайцы (да и не только) каждый месяц буквально выпускают новые модели. Каждый год можно собирать новый дрон, и он будет процентов на 50 быстрее. Если раньше скорости были 100 км/ч – предел, то сейчас вот этот летит 150 км/ч, для него это предел с этим сетапом. Сейчас дроны летают за 200 км/ч новые. Нет предела совершенству!
– Часто ломались и бились?
– Практически каждый полёт. Вот сейчас я занимаюсь ремонтом камеры. Видимо, от удара то-то отошло, и картинка падает в белый цвет. Если придавить, то всё нормально. Видимо, что-то где-то не контачит, придётся вставить поролон.
– Есть какие-нибудь прикольные истории, занимательные?
– Ой, они постоянно происходят, самое занимательное – это поиски квадрокоптеров, вот на последние поиски я ездил на Кипр, у меня отрубилась связь, а GPS нет, и метров 400 я летел над небольшой горой (думал, что над дорогой) а гора отвесная, и вот он там рухнул, задымился – пробило аккумулятор, ему ничего не было, но я вот по этим джунглям непролазным ползал часа два.
Моей следующей жертвой становится Алексей.
– Я летаю с прошлого года, – рассказывает он. – Увидел в интернете ролик, понравилось, как там классно гоняют, заказал самый простенький вариант – детали, рамы, моторы – собирал сам. И вот с осени я в команде, летаем, тренируемся посерьёзнее.
– Успели посоревноваться?
– Ну, немножечко, в последних соревнованиях DronesHub участвовал, результатами пока похвастаться не могу.
– Чем занимаетесь в обычной жизни?
– Научный сотрудник, физик. Есть желание помастерить-попаять, так сюда и попал, авиамоделированием, в отличие от других, не увлекался.
– Как в целом ощущения? Что помните про свой первый полёт?
– От первого полёта была паника, потому что дрон куда-то улетел, его ветром сдуло, и пришлось за ним бежать очень резко. Вообще, конечно, здесь много адреналина, но при этом абсолютно безопасно – руки-ноги не поломаешь, как на сноуборде. Физически напрягаться и ходить в зал тоже не надо, а спорт тем не менее активный – попробуйте побегать по полям за дроном.
– Чем спорт привлекает вас, чем может привлечь других, что в нем самого крутого?
– Ну, конечно же, это ощущение полёта, причём полёта от первого лица. Мечта всего человечества – летать. Здесь легче всего этого достичь. Пока качество картинки и сигнала неидеальны, но ощущение полёта все равно передаётся. Причём скорость, когда ты на низкой высоте проходишь ворота – она достаточно большая и ощущается сильно. Плюс ты можешь взлететь, посмотреть окрестности, погонять, покрутиться в своё удовольствие, поделать разные трюки, фристайл. Это довольно увлекательно, быстро затягивает.
Надеемся, что после вашей статьи народ будет подтягиваться – мы всем рады. Можно смело идти без всякого опыта в авиамоделировании – просто смотря видео в интернете, можно научиться и собирать коптер, и летать на нём. Пишите в нашу группу во "Вконтакте", там мы размещаем анонсы соревнований и тренировок. И приезжайте к нам на тренировку, мы всё покажем и всему научим.
В разгар тренировки на поляну подъезжает ещё одна машина. Из неё выходит Максим Томских из компании, которая поставляет оборудование для трасс, занимается организацией заездов, продвигает дрон-рейсинг в массы и вообще, что называется, формирует индустрию. Кстати, про одну из гонок, организованных компанией Максима, E1.RU недавно писал. Мы беседуем с ним о настоящем и будущем гонок.
– При нашей поддержке проводились соревнования в самых разных городах страны: в Москве, Подольске, Казани, Симферополе… много их, перестали отслеживать. Гонку, которая проходила 1 июля в Екатеринбурге, организовали мы полностью сами. Ещё мы делаем трассы. Недавно для московских соревнований мы построили первую в России ночную трассу, с подсветкой, очень красивую. Есть даже заказчики из-за рубежа – Англия, Эстония, Беларусь, Германия, Молдова. Наконец, мы производим оборудование – сейчас покажем все элементы: флаги, кольца, туннели, башни – самые разные элементы под различные стандарты.
– То есть существует международный стандарт?
– Да, это у нас в стране всё развивается бурно и дико, а за рубежом уже давно стандартизировано и катится по рельсам. И все наши трассы соответствуют международным стандартам.
– Вы строите трассы, но ещё и продвигаете спорт в целом?
– Да, изначально мы просто откликнулись на запрос от гонщиков на трассы, стали производить оборудование, дальше у нас много в планах. Безусловно, нас интересует продвижение спорта, а ещё мы собираемся обучать гонщиков. Нам удалось договориться с одной из школ Екатеринбурга, и с сентября там будет постоянный коптер-класс, где будут учить пилотов. Ещё сейчас мы в процессе оформления себя как Федерации дрон-рейсинга Свердловской области. Когда это произойдёт, все соревнования будут иметь официальный статус, будем собирать отчётность в Минспорта, полный официоз, с присвоением классов и разрядов спортсменам и мастеров спорта.
– Когда случится официальное признание дрон-рейсинга министерскими чиновниками?
– Работа по этому направлению идёт безостановочно, все документы в Минспорта уже поданы, думаю, что всё случится в следующем году. Вероятность – 98 процентов. Мы станем официально признанным видом спорта со всеми вытекающими в виде господдержки. В следующем году в Свердловской области уже заявлены 5 соревнований с официальным статусом. Есть люди и организации, которые просят провести у себя или соревнования, или показательные выступления с демо-полётами на дронах и шоу – над этим тоже работаем, для этого нужны вложения, и немалые, но желающие поучаствовать деньгами тоже есть. Во время таких мероприятий любой человек сможет прийти и порулить дроном – не таким, конечно, а попроще.
– И потом уже пойти учиться?
– Да, сначала развлеклись, поняли, что это такое, втянулись – а потом на более серьёзном уровне, пошли в класс, получили теоретические знания, сертификаты и пошли собирать свой дрон. Стать профессиональным пилотом тоже можно, если хочется.
– Интерес зрителей к гонкам растёт?
– Однозначно. Если в прошлом году было порядка десятка заметных соревнований в России, то в это году их около 15-20, на следующий год заявлено уже несколько десятков, рост очень бурный, интерес огромный.
– Что насчёт разговоров о том, что дрон-рейсинг включат в программу Олимпиады? Скоро увидим сборную России?
– Это абсолютная реальность, сейчас мы делаем всё, что можем для российского признания, а чтобы это вошло в олимпийский реестр, точно так же работают зарубежные гонщики и организаторы.
Видео: Максим БУТУСОВ / E1.RU
Инфографика: Пётр ГИНДИН / E1.RU