Корреспонденты E1.RU продолжают тестировать необычные развлечения и экстремальные виды спорта. Недавно мы учились кататься на гироскутерах и сегвеях, до этого пробовали управлять картом и ездили на редком трёхколёсном мотоцикле. В этот раз от наземного транспорта мы решили уйти к воздушному. Вместо привычного отпуска на море наш корреспондент отправилась на курсы первоначального обучения полётам на параплане в Башкирию. Что из этого получилось – читайте ниже.
"Старт – машине, старт – машине", "Машина готова, машина готова", "На старте пилот Алёна, вес 55 килограмм. Пилот готов. Пошёл, пошёл, пошёл" – всё это крутится в голове с выученными наизусть интонациями сквозь шипение рации даже спустя две недели после окончания курсов парапланеристов с командой Ural Team Paraglinding.
Парапланы часто путают с парашютами, но при внешнем сходстве принцип работы у них совершенно разный. На парашюте ты падаешь вниз, немного тормозя куполом о воздух, на параплане – можешь летать часами и пролетать многие километры, поднимаясь в восходящих потоках тёплого воздуха.
Поиск этих потоков – самое сложное и интересное в полёте. Вариометр пищит, показывая, что ты поднимаешься вверх, тебя подкидывает на несколько десятков сантиметров, а потом тут же опускает – вышел из потока. Моментально зажимаешь стропу управления – клеванту – и разворачиваешься обратно, ругаясь сквозь зубы. Не видишь, но чувствуешь – где-то рядом поток, надо только его нащупать. Ещё несколько метров вправо, ещё немного… И опять писк приборов – попал. Теперь главное – крутиться по спирали на одном месте так, чтобы постепенно подниматься вверх и не выпасть из потока снова. Очень азартно.
Люди, занимающиеся одним из самых экстремальных видов спорта, на удивление, оказываются одними из самых осторожных из всех, кого я знаю. "Внимание, курсанты. Крылья в "розочку", старт закрыт!" – громко в рацию говорит инструктор, а потом поясняет, задумчиво глядя на тучу на горизонте: "К нам идёт какая-то шляпа, а если я не уверен, что она принесёт нам что-то хорошее, то я лучше подожду на земле". Через 15 минут налетают порывы, сбивающие с ног, хотя ещё недавно "колдунчик"-ветроуказатель безжизненно висел, не шевелясь.
– Этого-то мы и ждали. Собираемся, едем на базу, полёты на сегодня закончены, – говорит под разочарованный гул учлётов.
Казалось бы, чему можно научиться за две недели, когда в первый день даже на земле не можешь поднять крыло над собой? Оно вырывается из рук, сопротивляется, заваливается на бок, выдёргивает тебя вверх, когда приходит порыв ветра, а потом тащит по земле. Ты терпеливо в двадцатый раз за последние полчаса отплёвываешься от травы, раскладываешь 25 метров ткани, выгоняешь из неё кузнечиков, распутываешь тонкие ниточки строп. Пытаешься на каком-то интуитивном уровне высчитать оптимальную силу, с который надо дёрнуть за стропы, надавить на подвеску и зажать клеванты.
И на двадцать первый раз над головой послушно расправляется параплан, ты находишь точку равновесия и стоишь так с ним несколько минут, покачиваясь, зажимая и приотпуская его одними пальцами, не давая ему упасть и, кажется, даже почти не дыша. Такая игра с ветром, попытки его укротить. После таких тренировок все руки от сгиба локтя до плеча превращаются в два огромных сплошных синяка, набитых стропами.
Самое страшное (и единственное страшное) во всём курсе обучения – первая затяжка. Звучит двусмысленно, а на деле – это взлёт с поля, когда тебя тянут за трос, прицепленный к лебёдке в автомобиле. Оператор лебёдки внимательно следит в сложную систему из зеркал за тем, что происходит с пилотом в воздухе, и контролирует уровень тяги. Таким образом можно подняться на высоту до километра, в зависимости от длины троса и дороги, по которой едет автомобиль.
Очень страшно, впрочем, только в первый раз, когда не знаешь, чего ждать. В последующие – тоже страшно, но уже не очень. Опытные пилоты говорят, что избавиться от этого чувства не получается даже после многих лет полётов. Да и не надо от него избавляться – по словам инструктора, если тебе перестало быть страшно, ты решил, что ты всё умеешь и контролируешь, то сегодня тебе лучше не стартовать. Адреналин в умеренных дозах заставляет мозг работать быстрее, движения становятся чётче, и даже зрение, кажется, острее.
Затягиваешься на высоту 700 метров, отцепляешься от троса, садишься поудобнее в подвеску, смотришь по сторонам и замираешь от невероятной закатной красоты: от зелёных полей и холмов, верёвочек-рек, розового и фиолетового неба. "Там не страшно наверху?" – спрашивают меня все, кому я это рассказываю. Нет, там не страшно, там ужасно красиво!
Смотришь на крыло над тобой, а потом вниз, под ноги, и не можешь поверить в происходящее – висишь в воздухе на огромной высоте и не падаешь. Наоборот, параплан откликается на каждое твоё движение и летит туда, куда ты его направишь. Разговариваешь с ним в полёте, серьёзно и ласково – всё равно никто не слышит. Крутишь спирали, ищешь потоки, следишь за облаками и другими пилотами рядом с тобой, выбираешь место для посадки, заходишь против ветра, мягко приземляешься, складываешь крыло и подвеску в огромный 15-килограммовый рюкзак – и всё это время не перестаёшь улыбаться. А потом едешь в машине, забитой людьми и крыльями, обратно на базу, совершенно счастливый и обессиленный.
Ближайшее к Екатеринбургу место, где можно научиться летать на парапланах, это Башкирия. Есть небольшие горки, с которых можно стартовать, и совсем под боком – в городе Михайловске и деревне Омельково. Но башкирское село Большеустьикинское – своеобразная Мекка для уральских парапланеристов. Здесь есть несколько гор, с которых можно улететь при разных направлениях ветра, большие поля, удобные для лебёдочных стартов, а главное – парапланерная база.
Большой деревенский дом, в котором летом живут учлёты и инструкторы, а на выходные приезжает целая толпа пилотов. В большом зале с утра до ночи не смолкают разговоры о крыльях, подвесках и снаряжении, страховках и безопасности, рекордах, предстоящих соревнованиях, погоде на завтра, которую на глаз определяют по силе ветра и форме облаков.
К концу второй недели курсов все учлёты уверенно стартуют с горок и затягиваются на лебёдке, находят потоки и выкручивают в них под облака. А если повезёт с погодой, то улетают за несколько километров на свои первые маршруты. Тем, кому хочется полётов подальше и на подольше, теперь открыта дорога в Индию, Европу, на Алтай и Кавказ – в серьёзные горы. Правда и туда пустят только под присмотром опытного инструктора на время обучения маршрутным полётам.
А ещё теперь совершенно невозможно спокойно выходить на улицу. При взгляде на небо автоматически начинаешь вычислять, растут или распадаются облака, где могут быть восходящие потоки и термические пузыри, дойдёт ли до нас вон та гроза и прольётся ли тот дождь. А кожей ощущаешь направление и силу ветра. Когда оказываешься за городом, понимаешь, что дерево в поле – это не просто дерево, а триггер, и ещё, что с подветренной стороны склона ротор и залетать туда нельзя.
"На старте пилот Алёна, вес 55 килограмм. Пилот готов. Пошёл, пошёл, пошёл", "Всё чисто, молодец", "Разворачивайся, лети в сторону старта и… делай, что хочешь. Только без фанатизма, я за тобой слежу", "Отличная спираль, очень красиво" – две недели стоило бегать по полям, запинаясь о муравейники, таскать тяжеленный рюкзак и вставать в 7 утра, чтобы хоть раз в конце курса услышать эти лаконичные фразы в рацию и счастливо рассмеяться на высоте 700 метров в воздухе.
Парапланерные курсы – удовольствие не из дешёвых, но и не самое дорогое. Две недели обучения обойдутся примерно так же, как отпуск где-нибудь во Вьетнаме. За само обучение придётся заплатить 40 тысяч рублей. В них входят занятия теорией и практикой, аренда оборудования, работы лебёдочной команды и проживание на базе. Отдельно можно оплатить питание – 450 рублей в сутки местному повару или готовить самостоятельно.
А вот для дальнейших полётов надо будет покупать свой параплан. Подержанное крыло в хорошем состоянии для выпускников школ стоит от 40–50 тысяч рублей, подвеска ещё около 10-15 тысяч, парашют – 20 тысяч, шлем, рация, перчатки, очки… В сумме выйдет около сотни тысяч рублей. Новые крылья можно купить от 150 тысяч и до бесконечности.
Видео: Юлия НАЗИПОВА