Американский футбол у себя на родине — это самая популярная спортивная лига страны, где звёздные игроки получают десятки миллионов долларов за сезон и купаются в любви болельщиков, а за каждую секунду рекламного времени во время Супербоула чуть ли не насмерть сражаются все крупные бренды.
Американский футбол в Екатеринбурге — это продуваемый всеми ветрами межшкольный стадион на Юго-Западе, на поле которого воскресным вечером выходят серьёзные парни в потрёпанной форме, которые зарабатывают деньги как угодно, только не игрой. С минуты на минуту начнётся их третья на неделе тренировка, так что играющим в привычный всем футбол детишкам приходится освободить площадку, понуро пиная свой круглый мяч.
За разминающимися наблюдает Валерий Негруца, главный тренер команды с классным названием «Уральские молнии» — в американском футболе не приняты привычные русскому уху «Локомотив», «Спартак» или «Динамо». Здесь «Патриоты» рубятся с «Грифонами», «Тигры» принимают «Буревестников», а в субботу наши «Молнии» начали чемпионат с победы над «Волками» из Астаны со счётом 45:7.
Во время нашей беседы Валерий не забывает следить за своими подопечными и покрикивать на них.
— Как всё это началось, как пришла в голову идея создать команду?
— Это было в 2008 году — кстати, на форуме E1.RU. Вот, Денис там создал тему, чтобы собрать команду по американскому футболу, и мы собрались. В первый раз пришли 4 человека, и вот с тех пор мы что-то пытаемся делать.
— Почему именно футбол, почему не регби, например?
— Я начал заниматься американским футболом в 14 лет, когда жил в Озёрске и играл за местную команду. Мне хотелось, чтобы команда была и здесь. В регби в Екатеринбурге играют, и это не в новинку, так что, если бы кто-то хотел, он пошёл бы в регбийную команду и занимался бы там.
— Чем крута эта игра?
— Эта игра крута тем, что здесь найдёт место для себя любой человек.
— То есть не обязательно быть большим и весить под сотню?
— Видите, какие разные у нас игроки? Вот маленький совсем, лёгонький, и вон здоровый кабан стоит. Этим людям всем есть применение в этой команде, у каждого есть своё амплуа на поле. В европейском футболе или хоккее общий тип игрока усреднён, например, очень большой парень с большим весом себя не найдёт. А здесь он будет полезен. У нас разношёрстная публика, вот Морозов есть, студенты («Вась, ты где учишься?» — «В Горном»). Обычные мужчины с семьями, достаточно взрослые, средний возраст команды 28 лет, если брать всех.
— Вы собрались в 2008-м, а когда заявились в Лигу американского футбола?
— ЛАФ — это достаточно недавнее образование, раньше это называлось чемпионатом России, там мы играем с 2012-го. В 2015 году заняли 4-е место из примерно 20–23 команд. Мы выиграли свой дивизион из четырёх команд, вышли в плей-офф и проиграли в четвертьфинале.
— Что нужно сделать, чтобы туда попасть?
— Чтобы туда попасть, нужны состав, деньги — взнос за сезон порядка 100 000 рублей — и площадка.
— Можете в двух словах объяснить, что происходит на поле во время игры?
— Всё достаточно просто. Есть мяч, две команды, у каждой есть своя зачётная зона. Задача команды, владеющей мячом, — доставить в «зачётку» противника. Мяч доставляется либо ногами по земле, когда игрок с ним бежит, либо по воздуху, когда мяч пасуют вперёд. У команды есть четыре попытки на то, чтобы преодолеть 10 ярдов, потом мяч переходит к сопернику.
— Что нужно сделать, чтобы американский футбол у нас стал популярным, как хоккей, футбол?
— Мне кажется, нужно подождать. Дело в том, что этот спорт нормально в России существует с 1990 года. Культуре хоккея и футбола у нас больше 100 лет, всё придёт. Если этот спорт будет развиваться должным образом, то всё со временем придёт. Конечно, у нас не получится такого глобального шоу, как у американцев — у них всё-таки это национальная и важная игра. Но, по крайней мере, будет что-то уровня европейского футбола точно.
— Есть ли сборная России по американскому футболу?
— Да, она выступает на чемпионате Европы.
— И как у нас там дела?
— Пока что не очень (хм, а у европейского и американского футбола больше общего, чем кажется. — Прим. ред.).
— Вы играете тоже на этом стадионе? Билеты, чтобы на вас посмотреть, покупать не надо?
— Домашние — да, проводим здесь. Билеты мы не продаём, это нереально, это школьный стадион, и должен быть доступен гражданам в любое время. Что касается зрителей, то понятное дело, это друзья, знакомые и родственники, но есть и фанаты, некоторые даже на выездных играх нас поддерживают, это очень приятно.
— Выезды организуете за свой счёт?
— Да, где-то помогают спонсоры, но в основном сами.
— Какой у вас самый дальний выезд? Дальний Восток?
— Нет, Москва. На Дальний Восток никто не ездит играть, потому что это очень дорого даже по меркам одного человека.
— А были случаи, когда какие-нибудь богатые москвичи переманивали игроков к себе?
— Один человек из нашей команды — Кирилл Третьяков — играет за московских «Патриотов», это чемпионы России, уехал жить и работать в Москву.
— Что нужно, чтобы начать заниматься американским футболом у вас?
— Вы приходите к нам на тренировку, мы смотрим ваш уровень физподготовки и другие навыки, на первое время дадим форму. В России не продают форму, всё везётся из Европы/США. Бюджетная версия в районе 20 000 рублей. Тот же хоккей, насколько я знаю, намного дороже.
Валерий объясняет одному из подошедших игроков, что теперь и на весь сезон он основной правый гард, и спрашивает, изучил ли он плейбук. Плейбук — это то, чем любители американского футбола парируют обвинения в том, что их любимый спорт тупой и бессмысленный. Выглядит он как несколько листков формата А4, на которых нарисованы тактические схемы с кружочками и стрелочками и непонятными сокращениями. Каждый игрок должен знать его наизусть, а нам снимать его строго-настрого запретили.
— О неприятных сторонах игры. Американский футбол травматичный и опасный?
— Как любой спорт. Все травмы, которые происходят в спорте, по моему мнению, от личных проблем и глупостей спортсменов.
Но списывать все травмы на личную глупость всё-таки не стоит. Контактной борьбы и систематических ударов по голове не удаётся избежать даже профессионалам. Завершившие карьеру заокеанские игроки НФЛ нередко страдают от целого букета неврологических заболеваний, а некоторые и вовсе заканчивают жизнь самоубийством.
На фоне этого настоящим спасением выглядит флаг-футбол — по сути, это та же самая игра, но в ней нет силовой борьбы. Вместо того, чтобы валить на землю игрока, владеющего мячом, достаточно сорвать у него с пояса ленту — тот самый флаг. В Америке этот вид спорта используется как система подготовки детей к большому футболу. Можно отработать все базовые навыки — как бежать, куда бежать, как ловить мяч, не надевая тяжёлую защитную экипировку. Неудивительно, что флаг-футбол привлекает в том числе и девушек, которые не хотят контактной борьбы.
По соседству с «Молниями» тренируется женская команда «Уральские Саламандры» — отправляемся к девчонкам, чтобы всё-всё разузнать про флаг-футбол.
Флаг-футбол: не такой безобидный, как кажется
— Привет. Скажи, когда образовалась команда? Кому пришла в голову идея?
— В феврале 2013 года. Я была вторым человеком в команде. До этого была девочка, она бегала на тренировках с парнями, они боялись её зашибить и сказали: «Давайте создадим уже женскую команду для Виктории». Она сделала пост в «ВКонтакте», я увидела один из репостов и пришла на первую тренировку.
— Вы изначально хотели играть во флаг-футбол или всё-таки в американский?
— Мне хотелось играть в полноценный футбол, но у нас было недостаточно людей — даже мальчикам не хватает игроков, и в итоге нас собралось идеальное количество для флаг-футбола — вместо 11 человек нам нужно 5.
— И с экипировкой попроще?
— Да, с экипировкой тут проще, нужен только флажок на поясе, его срывают с игрока с мячом, вместо того чтоб валить его на землю. Но в принципе, девочки, которые хотят играть в контактный футбол, в него играют, тренируются с парнями. А так, всё то же самое — лови мяч, заноси в зачётную зону.
— Насколько я понимаю, это не так травматично...
— На самом деле, это заблуждение, точной статистикой я не владею, но то ли в New York Times, то ли в Wall Street Journal была статья, что детский флаг-футбол гораздо травматичнее детского контактного футбола. Там очень резкие движения. Например, разрыв крестообразных связок — довольно популярная травма. Вот у меня Лиза и Аня порвали «кресты». Лиза до сих пор не играет, а Аня вот с наколенником. Без связок можно играть, но это всё равно дискомфорт, даже психологический.
— Что с чемпионатом по флагу?
— Чемпионат проводится с 2015 года, и самый первый мы выиграли, обыграв в финале «Московских единорогов».
— Круто, поздравляю! Много вообще женских команд играет во флаг-футбол?
— На самом деле, да, примерно 25–30, в женском американском футболе их 10.
— За участие в чемпионате вы тоже платите взнос?
— Да, но не такой большой — 2 000 с команды и 450 с человека.
— К вам может прийти любая достаточно смелая девушка?
— Да, мы ждём всех от 16 лет и вообще любого возраста. Самой старшей нашей девушке — 39 лет, у нас очень дружная команда. Большой футбол всё же посложнее, там нужно больше выносливости и мышц. Флаг — лёгкий, быстрый и атлетичный, а в контактном может себя попробовать девочка любой весовой категории.
— За непродолжительную историю команды вы успели уже завести каких-нибудь принципиальных соперниц?
— В самом начале нашей карьеры таким соперником был Челябинск, мы с ними сыграли первую товарищескую игру, и одно время они нас постоянно обыгрывали, и так продолжалось до первого чемпионата Урала. И вот концовка игры, счёт 19:19, они горят, у девчонок сдают нервы, и они просто начали нас избивать и ушли с поля!
— А чем закончилась эта история? Должна же была вмешаться федерация, судьи?
— Судьи приняли неправильное решение, оставили ничью, которой быть не может в принципе — ни во флаге, ни в большом футболе. Соперницы ушли с поля, им должны были присудить техническое поражение, но в итоге дали эту ничью. Несмотря на это, мы вышли с первого места и всё выиграли.
— Но это же очень странная история! Как матч может закончиться вничью, если по правилам не может быть ничьей?
— Во флаге всё очень сложно, и тема контроля для нас достаточно больная. Федерация американского футбола России, по сути, делает нам одолжение, что вообще этим всем занимается. То есть сначала флаг-футбол должны аккредитовать как вид спорта — пока он неофициальный, его нет в реестре. Мальчики могут получить мастеров спорта, если выиграют чемпионат, а мы выиграли — и не получили ничего. Сдали деньги — получили пластиковый кубок. Я люблю футбол, и мне очень хочется, чтобы его аккредитовали, чтобы люди не тратили своё здоровье и не рвали кресты просто так.
— Есть к этому какие-то подвижки?
— Есть, федерация каждый год подаёт документы в Министерство спорта, я не совсем компетентна в этом вопросе, но нужно, чтобы в 30 регионах страны было по одной команде, или как-то так.
— С кем у вас ближайший матч?
— С Ижевском либо Озёрском, потому что нас поместили в дивизион «Волга». Просто Ижевску было не с кем играть, а мы были не против. Выезд не такой уж и далёкий, нам приятно туда съездить, это сплачивает команду, а ещё я мужа встретила на первой тренировке.
— Флаг-футбол в Штатах, кстати, такой же популярный, как большой футбол?
— В Америке флаг очень популярен, в него играют и дети, и старики, а в НФЛ есть своя флаг-лига, они играют в форме НФЛовских команд. Самые масштабные соревнования по флагу — это «Биг Боул» в Германии, он будет проходить в мае. И чемпионат мира по флагу тоже проводится раз в три года.
— Есть ли у нас сборная по флагу?
— Пока ещё нет, но мне кажется, что либо в следующем году, либо через год появится.
Все желающие попробовать свои силы в этих видах спорта могут связаться с «Молниями» и «Саламандрами» через их группы в «ВКонтакте»: vk.com/urallightnings и vk.com/ural_salders.
Фото: Артём УСТЮЖАНИН / E1.RU
Видео: Максим БУТУСОВ / E1.RU