Спорт Когда шайбы разлетались на куски: история свердловского хоккея в архивных фото и байках легендарных спортсменов

Когда шайбы разлетались на куски: история свердловского хоккея в архивных фото и байках легендарных спортсменов

Сегодня свердловский и весь отечественный хоккей отмечает 70-летний юбилей.

Современный "Автомобилист" несёт традиции свердловского хоккея.
 | www.e1.ruСовременный "Автомобилист" несёт традиции свердловского хоккея.
 | www.e1.ru
Современный "Автомобилист" несёт традиции свердловского хоккея.

22 декабря 1946 года сыграли первый матч самого первого чемпионата СССР по хоккею с шайбой, или как его тогда называли, канадскому хоккею, и одной из его участниц стала команда свердловского Окружного дома офицеров.

– В то время, в 1946-м, в шайбу уже играли во всем мире, – рассказывает судья международной категории, профессор Сергей Гущин, – и это был олимпийский вид спорта. СССР, победитель в войне, не хотел ни от кого отставать и в спорте. Тем более этот канадский хоккей понравился Ворошилову, который был приближен к Сталину.

В первом чемпионате Советского Союза 1946/47 годах участвовали 12 команд, представлявших коллективы "Динамо", Советской армии и профсоюзов. Наш город оказался среди избранных по линии Министерства обороны, которое наряду с Центральным домом Красной Армии (ЦДКА), ВВС и Ленинградским ОДО, включило в состав участников команду Окружного дома офицеров из Свердловска.

Тот первый матч 22 декабря хоккеисты ОДО сыграли в Москве на малой арене "Динамо" против столичного ЦДКА. И – проиграли со счётом 1:5. Первую в истории свердловского хоккея шайбу забросил Георгий Логинов.

В конце сороковых Свердловск в национальном первенстве представляла команда "Динамо". Лидерами в те годы были московские армейцы и динамовцы, "Крылья советов" и ВВС. Они были настолько мощнее конкурентов, что уже само участие в первой группе вместе с ними считалось успехом. Лучшим результатом свердловских динамовцев стало 8-е место среди 12 команд-участниц в сезоне 1949/50.

Команда свердловского "Динамо", 1948 год.
Команда свердловского "Динамо", 1948 год.
Команда свердловского "Динамо", 1948 год.

С середины 50-х флагманом "канадского" хоккея в Свердловске стала команда "Спартак". В 1955 году спартаковцы пробились в класс "А" – элитный эшелон чемпионата СССР. В 28 матчах своего первого сезона на высшем всесоюзном уровне свердловчане одержали 8 побед и заняли 11-ю строчку в итоговой таблице, сохранив место в дивизионе сильнейших.

Команда свердловского "Спартака", 1950-е годы.
Команда свердловского "Спартака", 1950-е годы.
Команда свердловского "Спартака", 1950-е годы.

К середине 60-х у "Спартака" накопились проблемы, а, чтобы их решить, нужны были финансовые вливания. Помощь пришла в лице Средне-Уральского транспортного управления, а возглавлявший в те годы областной совет "Спартак" ветеран Великой Отечественной войны Владимир Кот придумал команде соответствующее название – "Автомобилист".

Настоящим прорывом в истории свердловского хоккея стал сезон 1968/69. "Автомобилист" под руководством старшего тренера Сергея Митина сумел показать лучший результат в своей истории, заняв 5-е место в Высшей лиге чемпионата СССР. 12 декабря 1968 года в Москве наши хоккеисты одержали легендарную победу над ЦСКА – 6:0. Причём в составе армейцев блистали знаменитые Михайлов, Петров и Харламов.

– Было огромное везение у нас в том матче, – рассказывает вратарь "Автомобилиста" тех лет, чемпион мира Виктор Пучков. – Вот, например, момент такой был. Про него легендарный игрок Борис Михайлов впоследствии сказал, что это самый неудачный эпизод в его карьере. Михайлов сделал всё, что забить, я уже лежал на льду, ему оставалось по сути бросить в пустые ворота, что он и сделал. Но тренеры меня учили – играй до конца! И я лишь успел поднять ловушку, и шайба после броска Михайлова попала прямо в неё…

В 1969 году наш Виктор Пучков, игрок "Автомобилиста", в составе сборной СССР стал чемпионом мира, обыграв в финале Канаду.

В 1950-е хоккеисты играли в телогрейках и шлемофонах.
В 1950-е хоккеисты играли в телогрейках и шлемофонах.
В 1950-е хоккеисты играли в телогрейках и шлемофонах.

Лучший бомбардир в истории "Автомобилиста" Михаил Малько (за команду он забросил 272 шайбы) вспоминает любопытный эпизод из шестидесятых. В одном из матчей от мощного удара шайба буквально разлетелась на куски.

– Мы играли на открытом стадионе в Прокопьевске, – рассказывает Михаил Малько, – было очень холодно. После паса на пятак наш Валентин Наумов с хода мощнейшим щелчком забил шайбу. Она летела в ворота, но ударилась в центральную штангу и разлетелась на куски. Судья сказал: "Так как шайба разлетелась на части до того, как пересекла линию ворот, и была забита кусочками, мы её засчитать не можем". Тот гол был решающим, мы могли выиграть, но в итоге сыграли с ними 4:4.

Михаил Малько – лучший бомбардир в истории "Автомобилиста" забросил 272 шайбы.
Михаил Малько – лучший бомбардир в истории "Автомобилиста" забросил 272 шайбы.
Михаил Малько – лучший бомбардир в истории "Автомобилиста" забросил 272 шайбы.

В 1976 году свердловский центральный нападающий Виктор Кутергин, выступая за сильнейший клуб страны ЦСКА вместе с "Легендой № 17" Валерием Харламовым, стал участником первой суперсерии между клубами СССР и НХЛ. 11 января 1976 года армейцы встречались с действующим обладателем Кубка Стэнли – "Филадельфией Флайерз", и Кутергин сумел забросить шайбу в ворота лучшей команды НХЛ.

Кутергин стал первым советским хоккеистом в истории, кто сумел забить гол в ворота действующих чемпионов заокеанской лиги, и первым свердловским хоккеистом, который отличился в матче с профессиональным клубом НХЛ.

В сезоне 1978/79 у "Автомобилиста" случилась очередная любопытная история в противостоянии с армейцами. До оформления очередного чемпионского титула ЦСКА оставалось одержать одну победу. На пути был "Автомобилист". Символично, что матч проходил в день Советской армии, 23 февраля, в Москве. И от ЦСКА, естественно, ждали только победы. Однако свердловчане проявили характер и обыграли многократного чемпиона СССР на его площадке со счётом 5:4.

В 1981 году наш нападающий Сергей Шепелев выиграл Кубок Мира. В финале встречались команды СССР и Канады. Это было поистине эпическое противостояние, и в нём участие принимал воспитанник нижнетагильского хоккея Шепелев, который несколько сезонов отыграл за "Автомобилист". В той финальной игре советская сборная разгромила канадцев 8:1, а Шепелев забросил три шайбы и был признан лучшим центральным нападающим всего турнира. В 1984 году он стал олимпийским чемпионом, а затем ещё трижды в составе сборной брал золото на чемпионатах мира.

В 1988 году защитник Илья Бякин, будучи игроком свердловского "Автомобилиста", стал чемпионом Олимпийских Игр. Это достижение по-прежнему единственное в своём роде. Больше никому из свердловчан достичь аналогичного успеха не удавалось.

Защитник ХК "Автомобилист" и сборной СССР, олимпийский чемпион Илья Бякин.
Защитник ХК "Автомобилист" и сборной СССР, олимпийский чемпион Илья Бякин.
Защитник ХК "Автомобилист" и сборной СССР, олимпийский чемпион Илья Бякин.

В сезоне 1996/97 годов Екатеринбург в чемпионате страны представляла уже команда "Спартак", а не "Автомобилист". Смена названия была связана с финансовыми проблемами. Торгово-закупочному кооперативу средней руки, который представлял из себя "Автомобилист" в то время, было просто не под силу конкурировать с клубами, за спиной которых стояли металлургические гиганты, автозаводы, банки, бюджеты всех уровней. Летом 1996-го "Автомобилист" был переименован в "Спартак", но всего год спустя команда стала называться "Динамо-Энергия".

Самый преданный игрок "Автомобилиста" Александр Карцев – за родной клуб провёл 16 сезонов.
Самый преданный игрок "Автомобилиста" Александр Карцев – за родной клуб провёл 16 сезонов.
Самый преданный игрок "Автомобилиста" Александр Карцев – за родной клуб провёл 16 сезонов.

Самый яркий эпизод в истории клуба "Динамо-Энергия" случился в сезоне 1999/2000 годов. Весной 1999-го занимавшие последнюю, двенадцатую, стартовую позицию в переходном турнире динамовцы потрясли всех, став его победителями и пробившись в Суперлигу. Цвета той команды защищали такие известные игроки, как Павел Дацюк, Алексей Симаков, Алексей Булатов.

Павел Дацюк в форме "Динамо-Энергии".
Павел Дацюк в форме "Динамо-Энергии".
Павел Дацюк в форме "Динамо-Энергии".

Воспитанник екатеринбургского хоккея Павел Дацюк дважды – в 2002-м и 2008-м – привозил в родной город Кубок Стэнли, который выигрывал в составе команды НХЛ "Детройт Ред Уингз".

Вести отсчёт новейшей истории свердловского хоккея можно с 2006 года, когда в Екатеринбурге была заново создана команда с легендарным названием "Автомобилист". В течение трёх сезонов екатеринбуржцы играют в Высшей лиге. С сезона 2009/2010 "Автомобилист" выступает в Континентальной хоккейной лиге. Уже в своём дебютном сезоне на высшем уровне екатеринбуржцы, выступая под руководством чешского специалиста Марека Сикоры, вышли в плей-офф.

Три последних сезона подряд "Автомобилист" становился участником плей-офф Кубка Гагарина. Сейчас клуб занимает 9-е место в турнирной таблице восточной конференции.

Фото: личный архив ветеранов свердловского хоккея; ХК "Автомобилист"

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления