Спорт интервью Вратари боялись его броска: интервью с лучшим бомбардиром «Автомобилиста», игравшим с «легендой №17» (видео, фото, эксклюзив, интервью)

Вратари боялись его броска: интервью с лучшим бомбардиром «Автомобилиста», игравшим с «легендой №17» (видео, фото, эксклюзив, интервью)

Знаменитому форварду Михаилу Малько исполнилось 70 лет.

Ветераны нашего хоккея: Дмитрий Попов (слева) и Михаил Малько.

Легендарный нападающий «Автомобилиста» Михаил Малько в Екатеринбурге теперь бывает редко. Сейчас он живет в Крыму — его жена Надежда оттуда родом. Но свой 70-летний юбилей он отметил в уральской столице, встретился с родными и друзьями и, конечно, сходил на матчи «Автомобилиста» — клуба, в составе которого за 11 сезонов он забросил 272 шайбы, что по сей день является непокоренным рекордом в истории свердловского хоккея.

Игру с «Витязем», которую посетил Малько, «Автомобилист» выиграл со счетом 2:1. Перед началом этого матча Михаил Малько вместе с другим ветераном свердловского хоккея Дмитрием Поповым, которому 21 октября исполнилось 50 лет, вышел на лёд для торжественного вбрасывания.

Корреспонденту Е1.RU посчастливилось пообщаться с ветераном «Автомобилиста». Михаил Матвеевич рассказал уйму интересных историй. Вашему вниманию — выжимка самого «вкусного», включая знаменитые байки от легенды свердловского хоккея.

— Наш хоккей стоит на средней ступеньке — не высоко и не низко, надо бы нам подняться выше, — рассуждает Михаил Матвеевич, — а вообще хочу сказать спасибо канадцам, которые выдумали эту игру. Хоккей очень понравился русской душе, игроки в моё время в этот вид спорта приходили шпанистые, задиристые, и они себя могли проявить, но по правилам, была игра мужиков, не было ласточек, нырков и так далее.

— В чем же основная разница хоккея вашего поколения и сейчас?

— Хоккей тогда и сейчас — это огромная разница. Если взять по технико-тактическим действиям, то раньше техника броска была немного повыше, потому что крюк у клюшки был ровный, а не загнутый, как сейчас, и бросить было гораздо сложнее. Бросков с «лопаты» сейчас практически не увидишь.

Двукратный чемпион Евролиги Дмитрий Попов отметил 50-летний юбилей, а лучший бомбардир в истории «Автомобилиста» Михаил Малько 70-летний.

— Расскажите про этот бросок подробнее, не все знают, что такое бросок с «лопаты»…

— Такие броски с «лопаты» больше подходит к левому крайнему нападающему: он идет по дуге, делает резкий разворот и выполняет бросок из-под защитника, то есть незаметный для вратаря. Защитник в данной ситуации — помеха для вратаря, поэтому голкиперы не любили этот бросок. Он выполняется с неудобной руки, как сейчас говорят. Он не очень сильный, но не знаешь, куда полетит шайба. Почти каждый второй бросок с «лопаты» — это был гол.

— Ваш первый тренер про вас говорил: «У него есть игровая хитринка». Что он имел ввиду?

— Вот, например, если игрок имеет габариты, то он спокойно прёт напролом, и у него осторожность пропадает. А я тогда был достаточно щуплый, и приходилось идти на хитрость. Это резкие тормоза, это заранее продуманный пас, который неудобен для соперника.

— Как вы оказались в «Автомобилисте»?

— Это было в 1969 году. Мы играли в Чебаркуле, и туда приехал представитель челябинского «Трактора». Он предложил играть за их команду. А тогда выдавались подъемные — 250 рублей. Он мне их дал, всё, как полагается. Это хорошие деньги были тогда. Я ничего не подписывал, но на словах договорились, что после армейской службы я перейду в «Трактор». А позднее мне позвонил тренер «Автомобилиста» Сергей Митин и позвал к себе в команду, а я отвечаю: «Сергей Андреевич, я уже деньги взял, пальто купил ратиновое…» Хорошее пальто, красивое, модное тогда. А он говорит: «Ты не волнуйся, мы этот вопрос решим…» И я дал добро.

— Рады, что так сложилось?

— Да, очень. В Свердловске я заработал себе имя, получил образование, работу, женился, здесь мне дали квартиру, «Автомобилист» дал мне дорогу в жизнь.

Знаменитая тройка атаки «Автомобилиста»: Краев — Рудаков — Малько.

— Вы по сей день лучший бомбардир «Автомобилиста» за всю историю, 272 шайбы забросили, в чем ваш секрет успеха?

— Я не обладал какими-то суперспособностями, но качество бомбардира во мне было заложено. И всё-таки на первое место я бы поставил старание. У хорошего хоккеиста много важных качеств, но вот желание забить шайбу — это качество прямо во мне было, даже во дворе я всегда забивал, и мне это нравилось. У меня была книжечка, в которой я записывал, сколько и когда голов я забил. Ребята надо мной подтрунивали, мол, ты и с тренировки голы запиши, они знали об этой записной книжке.

— В чебаркульской «Звезде» вы играли вместе со знаменитым Валерием Харламовым, про которого недавно сняли фильм «Легенда № 17». Расскажите о нем и его напарнике Александре Гусеве.

— Нам объявили, что к нам приедут из Москвы помочь решить задачу выхода в первую группу. Саша Гусев под 190 ростом, а Валера Харламов небольшого роста, никаких выдающихся физических данных. Скромные оба. На первый взгляд, ничего особенного. Но когда начались игры, началась заруба, то они себя проявили во всей красе. Если дашь Гусеву на синюю, то его бросок схода — это насквозь! Вратарь Мусин просил его: «Саша, не бросай, щитки пробивает!» Вот такая сила была.

— А про Харламова есть история?

— Играем как-то в Калинине, это Подмосковье. Там играл Иванов, защитник. Валерка обходит одного, второго, а тот опытный, как жестко Валеру принял, тот с копыток — и на скамейку. Сел, очухался, а за спиной отец стоял, приехал поболеть за сына. А отец — молодец, говорит: «Ну что, Валера, конёчки скользкие, да?» Валера разозлился, на следующую смену вышел, всех один «раздел», такую голяку забил, просто великолепную. Он был вот такой. Ни боль, ни усталость, ни на что он не отвлекался, очень азартный он был. И мне посчастливилось с ним играть. У него никогда не было никакого зазнайства. Уже будучи лучшим, заслуженным, он всегда подходил, говорил: «Мишаня, привет! Как что, как дела?»

— Почему мы стали отставать от канадцев, которых раньше превосходили?

— Да, мы стали уступать им, в том числе и в подготовке тренеров, нужно готовить кадры. Мы всегда шли впереди, они с нас брали пример. У них — бей-беги, а мы их рвём, они — опять бей-беги, а мы их еще раз порвём. Они репу почесали и перестроились, а мы, наоборот, на их рельсы встали и стали скатываться. А своё наше русское, советское ушло. Но, не полностью.

— Были для вас неудобные вратари?

— Да, были. Первый из них — это Виктор Пучков, я ему на тренировке забить не мог, тащил все, он очень хорошо клюшкой играл, предвидел, читал игру. Вот у меня шрам (показывает на подбородок. — Прим. ред.), это Виктор Иванович оставил, клюшку подставил, шайба отскочила и в лицо мне. Прекрасный вратарь. Его звали даже в ЦСКА, но он остался верен «Автомобилисту».

Михаил Малько обладал невероятным по силе броском.

— Правда ли, что вратари боялись ваших бросков?

— Да, правда. Был один неприятный случай. Играем в Свердловске против СКА из Калинина. Я захожу слева и метров с 10 со всей силы бросаю, у вратаря то ли конек поехал, то ли не сумел увернуться, а маска у него была железная, и шайба попала в небольшое незащищенное пространство между маской и шлемом… 17 швов наложили. Поставили молодого вместо него, и я опять захожу слева…

— Снова 17 швов?

— Нет, я, значит, замахиваюсь, а мальчик бедный, видя это и помня, что случилось с его напарником, из ворот тихонечко выкатывается, и я в пустые забиваю. Это правда, так и было.

— Еще слышал знаменитую историю, когда шайба попала в штангу и разломилась на части. Как это было?

— Это было в Прокопьевске. Наш игрок Валентин Наумов мощнейшим щелчком с близкого расстояния наносит страшной силы бросок и забивает. Но шайба попала перед этим в штангу и развалилась на части. А счёт 4:4, последняя минута матча. Судья подъезжает, кусочки собрал и говорит: «Гол не считать! Шайба была разломана до того, как влетела в ворота…»

— А какая была атмосфера на хоккее раньше. Ходят легенды, что болельщики ночевали у дворца спорта, жгли костры, чтобы первыми успеть с утра в кассу. Это правда?

— Это правда. Люди стояли прямо у входа и жгли костры. Бывало даже у нас — у игроков — не было шансов взять билет. А надо было в детский садик, в магазине кто-то просит, в театре знакомые. Такой разрыв был, напряг с билетами. Мы даже прятались, просили передать кого-нибудь, что нет билетов. Даже, когда команда играла на выезде, народ собирался у главпочтамта, и все ждали телефонограмму с результатом игры. И, если победили, все вместе кричали: «Ура!».

Расскажите где вы сейчас живете, чем занимаетесь?

— Дело в том, что моя жена, Надюша, она с Евпатории. Мы познакомились 20 лет назад и поехали в Крым. Мне понравилось. Хотя Родина моя, конечно, на Урале — здесь родные, друзья. А там я купил дом, выращиваю виноград. Климат чудесный, 10 минут до моря, я каждый день могу купаться ходить, загорать. Люди там наши все, русские, никаких кривотолков там нет. У меня там две собаки, если надо, я их и потренировать могу, больше-то некого там (смеётся), рядом драмтеатр, культурная программа прекрасная. Плюс работа по дому. Воздух в Крыму изумительный, пляж — песочек, приезжайте!

Фото: ХК «Автомобилист», личный архив Михаила МАЛЬКО, Игорь ЗОЛОТАРЕВ / Футбол Хоккей Южного Урала, № 48 (316) 1998 г.
Видео: ХК «Автомобилист»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
2
Форумы
ТОП 5
Мнение
Вклады или «бетон»? Подсчитываем, как сберечь деньги при высокой инфляции
Анонимное мнение
Мнение
Нужно ли «обезжиривать» новогоднее меню? Развеиваем мифы об оливье и селедке под шубой
Анонимное мнение
Мнение
«Месяц жизни в Гоа обходится примерно в 60 тысяч рублей»: россиянка рассказала, как уехала на зимовку к морю
Анонимное мнение
Мнение
В России придержали ключевую ставку и пообещали разобраться с лимитами по ипотеке. Как это скажется на рынке?
Никита Словиковский
Основатель портала аренды и агентства недвижимости «Драже»
Мнение
«От человеческих вагонов нас отделяют четыре рубля?!» Гневная колонка екатеринбурженки, прокатившейся на трамвае в Перми
Юлия Кашкина
Руководитель по развитию новых медиа
Рекомендуем
Знакомства
Объявления