Выступления фигуристки Юлии Липницкой в командном турнире произвели фурор на Олимпиаде в Сочи. Уроженка Екатеринбурга блестяще откатала свою программу и стала настоящей легендой. Зрители всего мира уже восхищаются талантом спортсменки и задаются вопросом, как хрупкая пятнадцатилетняя девочка может быть такой сдержанной.
Оказывается, Юля с самого детства отличалась от других своей серьёзностью. Первый тренер фигуристки Елена Левковец рассказала корреспондентам Е1.RU о том, как зажигалась звезда Юли Липницкой.
— Я сегодня ещё не спала, — рассказывает тренер высшей категории СДЮШОР «Локомотив» Елена Левковец. — После награждения начались звонки от моих друзей со всей России. Весь вечер, всё утро — звонки, SMS. Все кричали, поздравляли. До слёз было приятно. А ведь в прошлом году, общаясь с Юлиной мамой, я узнала, что она хотела уйти из спорта.
— Почему?
— У неё ничего не получалось. Настал период созревания, и Юля ничего не могла поделать со своим организмом, она не понимала, почему руки у неё вылетают. Она говорит: «Я лечу правильно, но приземляюсь не туда, куда надо». Но они справились с этим. У неё мама очень сильная, тоже тренер, они вместе побороли всё это дело. Молодцы! С этим очень сложно справиться. Когда дети взрослеют: кто-то уходит, кто-то толстеет и заканчивают. Но Юля с мамой настолько сильные, что они выбрали свою цель и к ней идут.
— Юля идеально откатывает свою программу, чего не скажешь про её соперниц, которые совершают ошибки. От чего зависит удачное выступление?
— Наверное, от трудолюбия. Это большой плюс, когда человек, помимо своего таланта, очень много и упорно трудится. Понимаете, есть люди талантливые и ленивые, а есть не талантливые, но трудолюбивые. В этой девочке сочетается всё: трудолюбие, талант, нервы и характер. Юля очень стойкий, железный, маленький человечек. Самое главное, что нет короны на голове, что человек трудится и не перестаёт нас удивлять.
— У Юли очень серьёзный взгляд. Откуда столько серьёзности у 15-летней девочки?
— Она такая была всегда. Она очень серьёзная девочка, очень трудолюбивая. Она с пониманием дела подходит к своей работе, я называю это работой, потому что всё то, что они делают, — это работа, а не хобби.
— Олимпиада — это невероятное психологическое давление даже для взрослого спортсмена. А Юле всего 15 лет. Не опасаетесь, что соревнование такого уровня сломает девочку психологически?
— Юля уже прошла длинный путь в спорте высших достижений. У неё очень много заслуг и медалей. Здесь, в Екатеринбурге, она не проиграла ни одного турнира, когда была маленькой. Потом я её перевела в другую группу, более старшую, и постепенно мы шажочками поднимались и достигали каких-то успехов. Мы выезжали на соревнования по регионам, выступали на первенстве России — везде она достойно выступала. Всегда была в призёрах. Она даже в девять лет заняла на России 8 или 9 место, уже не помню. Уже тогда Юля отличалась растяжкой, затяжкой и шикарными вращениями. На неё уже смотрели специалисты, и уже тогда маленькая звёздочка зажглась. И мне кажется, что Олимпиада — это дверь в новую прекрасную спортивную жизнь.
— Юля всегда отличалась от других ваших воспитанников?
— В 2002 году её мама привела к нам в школу. Тогда всех оставили в зале, шёл отбор: кто-то боялся, кто-то плакал, кто-то стеснялся, кроме одной девочки — это была Юля. Она сидела наверху на шведской стенке и смотрела на всех детей. На тестировании Юля выполнила все упражнения и прошла отбор с оценкой «пять». Помню, как на тренировках она падала, вставала и бежала дальше. Она даже в четыре года никогда не плакала, когда падала. Никогда!
— А в школу Юля любила ходить? Чем ещё увлекалась кроме тренировок?
— При любой возможности, например, когда на улице было слишком холодно и в школу можно было не ходить, Юля бежала на каток. Я знаю, что во дворе Юля каталась на роликах. Играла в куклы, плела фенечки, лошадей очень любила. Когда она была маленькая, тренировки занимали не все её свободное время, но, когда повзрослела, мы ей добавили количество льда. Тут выбор небольшой: либо гулять и развлекаться, либо получать золото. Она знала, куда она идёт, и постепенно поднималась по ступенькам. Фигурное катание — это очень интересно, но это адский труд!
— Жалко было расставаться с воспитанницей?
— Конечно! Но я не расстраиваюсь. Во-первых, у нас остались хорошие отношения. Во-вторых, они меня никогда не забывают — это очень, очень приятно. Самое главное — когда спортсмен уходит, чтобы он не забывал. А здесь, наверное, были бы тоже результаты, но так случилось, что они уехали, и они сделали абсолютно правильно, несмотря на то что у нас здесь прекрасные условия, хороший каток.
— Когда последний раз встречались с Юлей?
— Юлю в последний раз видела год назад на соревнованиях, мы встречались на Кубке России. Сейчас не видимся, потому что она стала немного другого ранга, ездит по Гран-при. А так мы созваниваемся и с мамой, и с Юлей. Скоро увидимся. Они попросили меня приехать в Сочи на Олимпиаду, чтобы поддержать. И я 19 февраля выезжаю, чтобы поддержать Юлю. Помню, как сама выступала на соревнованиях… Когда выходишь на лёд, когда ты один на один со своим любимым и прекрасным белым льдом, когда тренер стоит за бортиком, а на тебя смотрят судьи и весь зал — нужно иметь стальные нервы и огромную веру в себя. Именно этого я и пожелаю Юле, когда её увижу.
В екатеринбургской гимназии № 104, где до четвёртого класса училась фигуристка, Юлю помнят. За успехами спортсменки следят всей школой.
— Когда я сидел с ней за одной партой, то даже и подумать не мог, что она когда-то будет выступать на таком уровне, — рассказал Е1.RU одноклассник Липницкой Максим Огай. — О тренировках она не рассказывала, но приносила свои кубки и медали в класс.
В школе отмечают, что Юля всегда была серьёзной девочкой, но так же, как и все дети, была жизнерадостным ребенком.
— Она не выступала ни на каких праздниках, она только училась и каталась, — говорит учительница Липницкой Екатерина Брусенская. — Юля всегда была серьёзной. Конечно, она была и веселой, и шустрой, и бойкой. Если ей удавалось побыть в школе несколько часов, то она, конечно, прыгала, хохотала и играла.
Будущую олимпийскую спортсменку Екатерина Львовна учила с третьего класса. О тех годах ей напоминает выпускной альбом, который Юля так и не забрала после окончания четвёртого класса.
— Удивительно, но фотография осталась в школе, потому что выпускной был 25 мая, а Юля 23-го уехала в Москву, — говорит учительница. — Она хорошо справлялась с учёбой, училась без троек. Её воспитывала одна мама, которая ей всегда во всем помогала.
В этом же школьном альбоме Юля поделилась: «Моя мечта стать чемпионкой по фигурному катанию. Ещё я хочу работать в салоне для стрижки животных».