- Я жду вас у шлагбаума! - Екатерина Максимовна Вогулкина, воспитавшая не одно поколение профессиональных горнолыжников, решила встретить нас лично - чтобы не заблудились на горнолыжном комплексе "Уктус".
Подъезжаем, видим невысокую старушку в красной спортивной куртке и лыжной шапке, поверх которой надеты желтые спортивные очки. Ей уже 87, но она работает тренером по горным лыжам. Не спеша идем в раздевалку: обшарпанные стены, старенький стол, скамейки советской эпохи. Вдоль стен - лыжи, палки, ботинки… Из соседней комнаты выглядывает еще одна женщина почтенного возраста, бодро здоровается и убегает. Ее имя - Галина Александровна Малоземова. Ей 74, она, как и Екатерина Максимовна, тренирует будущих чемпионов-горнолыжников и до сих пор катается сама.
С беговых лыж – на пьедестал по слалому
Горнолыжницами наши героини стали случайно.
- Я училась в школе N 36 во Втузгородке, учитель физкультуры записала меня в секцию - мы бегали на лыжах, выступала за сборные города и области. Слаломом у нас никто не занимался - такого вида спорта в Свердловске попросту не было. А у нас должны были проходить соревнования по лыжному двоеборью (гонка на 5 километров и два слаломных спуска – прим. ред.). Во время войны сюда эвакуировали много спортсменов из Москвы и Ленинграда - ребят, которых не брали на фронт. Один из них - Саша Батинков - с нами позанимался, рассказал, как поворачивать, и мы отправились на соревнования. Я тогда уже была в сборной СССР по гонкам и очень хорошо бегала дистанцию, а настоящие слаломисты этим похвастаться не могли. В итоге первый раз я была третьей, потом второй, а в 1947 стала чемпионкой СССР, - рассказывает Екатерина Вогулкина.
Еще какое-то время Екатерина металась между беговыми лыжами и горнолыжным спортом, и все-таки сделала выбор в пользу последнего. Одна из сильнейших участников сборной страны, в 1955 она вместе с другими горнолыжниками готовилась к Олимпиаде. Во время сборов в Чехословакии получила тяжелейший перелом правой голени. Месяц на вытяжке, возможная ампутация, несколько невыносимо болезненных операций (ногу Екатерине спасали в Свердловске - молодые врачи пошли на риск и оказались правы - прим. ред.), год на костылях, навсегда закрывшиеся двери большого спорта и старт тренерской карьеры. Сначала в Горном университете, а с 2006 года - в горнолыжной школе "Уктусские горы".
- Я на лыжи встала поздно, классе в седьмом, - рассказывает свою историю Галина Малоземова. - К нам в школу (Галина Александровна росла в Нижнем Тагиле - прим. ред.) пришла преподаватель новый и начала отбирать детей на соревнования. Меня не взяли, потому что я маленькая ростом. И вот они бегали, прыгали, я домой быстро сбегала, переоделась и прибежала. Они прыгают, и я прыгаю – ну преподаватель меня и заметила. Поставила на соревнования по легкой атлетике. А потом наступила зима, и она предложила мне бежать на лыжах. Дала мне свои ботинки с лыжами. Они мне малы были, но я бежала, скрепя зубами, три километра пронеслась! Так и началось все. Выиграла первенство Нижнего Тагила, съездила на спартакиаду школьников СССР. Там, конечно, не победила - слишком большие были соперницы… А потом, когда училась в девятом классе, случились соревнования по слалому, нужны были участники. Лыж для слалома не было, мы давай пробовать на беговых. Я что-то пробовала, прыгала, мимо финишных ворот, но все-таки результат показала хороший. В итоге нашли мне слаломные лыжи и поставили на них. Привезли на Уктус - тут было первенство страны, и я даже третье место заняла! Потом снова на беговые лыжи встала, а затем, в 1968 году, нужно было ехать на Спартакиаду. Меня опять в Тагиле подучили поворачивать, и мы поехали. Тогда Свердловская область и Свердловск выступали в отдельных зачетах. Считалось, что ребята из Свердловска посильнее, а из области - послабее. В общем, среди тех, кто послабее, я оказалась одной из лучших. Приехала домой, мне сказали: все, горные лыжи, никаких беговых. С тех пор и занимаюсь.
После школы Галина приехала в Свердловск, поступила в Горный, где как раз преподавала Екатерина Максимовна. Затем окончила пединститут и в 1971 году стала тренером в спортшколе "Уктус".
Чемпионы – бесплатно, лыжи – за свой счет
- Почему вы отдали дочку именно в эту секцию? – спрашиваю у мамы, провожающей меня к тренировочной площадке.
- Здесь же лучшие тренеры! Никто не ставит технику так, как это делает Екатерина Максимовна! – отвечает она.
Горнолыжница Вогулкина занимается с самыми маленькими. Обучив их азам, передает ребят коллеге Малоземовой. Тренерам действительно есть чем гордится: четыре их воспитанника являются членами сборной России по горнолыжному спорту – Иван Муравьев (готовится на Олимпиаду), Максим Стуков, Андрей Ушаков и Рита Надыршина (она, правда, некоторое время назад переехала в Питер, но начинала в Екатеринбурге).
-Из других школ Свердловской области в сборной страны никого нет, - рассказывают тренеры.
В раздевалке тем временем становится людно. У Павла Архипова в горнолыжной школе занимаются 12-летняя дочка Соня и 7-летний сын Валентин. Соня уже практически профессионал – катается 5 лет. Валентин только начинает свою карьеру.
- Я сам вырос здесь, мастер спорта по прыжкам на лыжах с трамплина, - рассказывает Павел.
- Занятия в горнолыжной школе как-то меняют ваших детей?
- Конечно! Они стали более собранными и старательными. Видите, как быстро он переоделся? (показывает на маленького Валю, который буквально за пять минут из школьного переоблачился в спортивное – прим. ред.)
За звездным спортивным будущим для своих детей здесь никто не гонится. Для родителей важнее, что дети находятся на свежем воздухе, занимаются спортом и закаляют характер. Уроки в школе бесплатные, но за инвентарь, обмундирование и поездки на соревнования (ездят не столько ради побед, сколько ради состязательного момента) приходится платить мамам и папам.
- На один сезон нужно как минимум три комплекта лыж, в идеале - еще один комплект запасных. Каждый - около 30 тысяч. Плюс поездки на сборы и соревнования, проживание там, иногда - плата за участие. Итого - 250-300 тысяч за сезон, - рассказывает мама 13-летней Даши Виктория Долгорукова. - Тренировки проходят пять дней в неделю, как правило - в середине дня. На занятия детей нужно возить (своим ходом до горнолыжного комплекса добираться сложно).
В некоторых семьях горными лыжами занимаются двое детей. А еще среди воспитанников есть ребята, которые живут только с мамами. Где они берут деньги и время - одному богу известно.
- Вот здесь мы занимаемся, пока нет снега, - рассказывает Екатерина Максимовна. На площадке в два ряда наполовину вкопаны шины, рядом стоит металлическая лестница, неподалеку заасфальтированный корт.
Тринадцать ребят, 7 девочек и 6 мальчиков. "Колени выше!" - командует тренер. Все слушаются. "Тот, кто сделает больше всех прыжков, получит приз!" – объявляет Екатерина Максимовна. Награда - конфета, их в карманах Вогулкиной много. Одна досталась и мне – даже прыгать не пришлось. Вдруг подходит самая маленькая воспитанница - Полина (ей всего 6, даже в школу не ходит). Вся в слезах: висела на лестнице (по заданию тренера), не удержалась и упала.
- Скажи, как нужно спрыгивать с лестницы: наклоняясь вперед или назад? - терпеливо спрашивает Екатерина Максимовна.
- Вперед… - сквозь слезы отвечает Полинка.
- Значит, ты сделала ошибку.
- Я случайно…
- Ну, а раз случайно, значит, и плакать не надо!
Полинка вытирает слезы и получает в качестве компенсации за свои случайные переживания конфету.
- Сейчас допрыгают и отправлю их играть в футбол, - рассказывает Вогулкина. - Надоело им уже физподготовкой заниматься, да и у меня уже нет сил смотреть на это. Хочется на гору.
Склон тем временем продолжают засыпать снегом: совсем скоро ребята уже встанут на лыжи.
Через два дня снова приезжаем на Уктус. А там - настоящая зима! Снег не только на склоне, но и на деревьях, которым посчастливилось расти рядом с трассой. На подъемник - очередь. Народу много, но никто не толкается. Чуть в отдалении - родители катают совсем маленьких.
Гоше всего четыре, но он уверенно скользит по пологому склону, растопырив руки в стороны а-ля "самолет".
- Гоша!!! Поворачивай! - кричат Екатерина Максимовна и Галина Александровна. Они вместе у подножия горы наблюдают за своими. Кто-то плохо приседает, кто-то не так держит руки. Одной маме то и дело прилетает за то, что несет палки вверх ногами - "Без глаз же можно остаться!" Гоша тем временем поворачивает - очень даже проворно.
Другой мальчишка лет десяти никак не может освоить эту науку. "Папа, у него лыжи слишком длинные, вот и не может с ними справиться. Учтите на будущее!" – сурово отчитывает родителя бедолаги Галина Александровна.
К ее напарнице тем временем подходит пожилой мужчина:
- Хочу внучку к вам привести, 4 года, возьмете?
- Ой, нет. Я же последний сезон работаю.
- На пенсию уходите?
- Да я уж сто лет на пенсии! (смеется). Но если очень хотите, приводите внучку сейчас, позанимаемся.
Уходить совсем не хочется, но без лыж, в простых ботинках, холодно, да и хватит уже отвлекать тренеров и будущих чемпионов от занятий.
- Вот что еще нужно написать: в Свердловской области наша школа самая лучшая! Какие бы соревнования ни проходили, на пьедестале почета всегда стоят екатеринбуржцы. Если, допустим, есть 12 призовых мест, то из них, может, только 3-4 не наши. Екатеринбургская школа - самая сильная в области и одна из сильнейших в России. На всех соревнованиях мы оказываемся в шестерке лучших, а их бывает по 30 команд приезжает - не участников, а команд! - говорит Галина Александровна.
Настоящие спортсменки, ни она, ни Екатерина Максимовна, не любят жаловаться, но нет-нет, да проскользнет у них: денег не хватает, инвентарь не закупается, все за счет родителей…
- Мы стольких ребят уберегли от всего плохого, - делится Вогулкина. - И нужно детей увлекать спортом, а для этого необходимо создавать секции, где могли бы заниматься ребята из необеспеченных семей.
Не поспоришь. Тем более с горнолыжницей, которая в 87 ставит технику будущим олимпийцам и бодро шагает с лыжными палками по горе.
Фото: Артем УСТЮЖАНИН/E1.RU