Были ли на Урале динозавры и можно ли у себя на даче найти кость мамонта? Как развивается человек и станут ли люди умнее?
Обо всём этом в интервью E1.RU рассказал палеонтолог Ярослав Попов, автор серии детских книг про динозавров, выпускник МГУ им. М. В. Ломоносова и популяризатор науки. Недавно он выступил с лекцией в Екатеринбурге, на фестивале «Контура» и УрФУ «Пикник IT».
Как появились Уральские горы и какие существа здесь жили
— Были ли на Урале динозавры? И если да, то какие?
— Сразу могу огорчить, что динозавров здесь никаких не найдено. Дело не в том, что их тут не было — они, безусловно, были, но беда в том, что не везде сохраняются их останки. Так получилось, что здесь подходящих континентальных пластов с сохранившимися костями мезозойского возраста до сих пор не найдено.
А вот в соседнем Пермском крае находили многочисленные остатки костей разных животных более раннего пермского периода — его и назвали в честь территории. Оттуда нам известны одни из самых богатых наземных позвоночных фаун в России.
Это были мощные, мускулистые парарептилии, внешне отдаленно похожие на помесь бегемотов и черепах. Эта очень древняя группа животных активно эволюционировала десятки миллионов лет, выдавая всё более странные и крупные виды, но в конце пермского периода они весьма скоропостижно вымерли.
Находили и кости всевозможных наших дальних родственников. Наши предки еще не были тогда млекопитающими, но какие-то черты уже имели. Например, «усики», как у котов, называемые в науке «вибриссы». Абсолютно точно известно, что у них уже была дифференциация зубов, огромные клыки. Собственно, первые саблезубые животные известны с пермского периода.
Здесь же, в Свердловской области, в основном находят уникальные геологические образцы. Породы, которые лежат в основе Уральских гор, имеют весьма солидный возраст — от 2,5 миллиарда лет и даже больше. Такое время в истории планеты именуют архейским (4–2,5 миллиарда лет назад) и протерозойским (2,5–0,54 миллиарда лет назад).
Примером древнейших окаменелостей являются строматолиты, которые сформировались благодаря бактериальным сообществам, они похожи на каменные столбы со слоями.
Здесь находили породы и окаменелости эдиакарского возраста, которые появились 640–540 миллионов лет назад. Это крайне редкие находки!
Тогда существовала очень необычная группа живых существ, внешне они напоминают какой-то суповой набор. Они не имели скелетов, были мягкотелыми. Для того, чтобы они сохранились, нужны уникальные условия, и здесь, на Урале, были такие условия в тех древних морях, существовавших 500 миллионов лет назад.
Дальше есть кое-что каменноугольного периода. Это время, когда начали формироваться Уральские горы, столкновение континентов произошло где-то 350–300 миллионов лет назад. Были морские бассейны, в них накапливались известковые осадки, и в них, конечно, всевозможные окаменелости!
Отложений пермского периода здесь больше всего, и самые замечательные находки были сделаны в Красноуфимске. Здесь есть остатки фантастической морской живности — трилобитов. Это маленькие, похожие на жучков существа, которые ползали и копошились в иле и, честно говоря, к пермскому периоду уже практически вымерли. Найти их крайне сложно.
Именно под Красноуфимском находили самых разных, очень хорошо сохранившихся трилобитов. В мире мало мест, где их можно обнаружить.
Один из самых уникальных образцов — это геликоприоны, хрящевые рыбы с закрученными в спираль зубами, один из видов хищников. То есть можно сказать, что это рыба — циркулярная пила.
На реконструкциях долгое время не могли понять, куда эту спираль прикрутить: то приделывали к плавникам, то на язык вешали, то еще куда-нибудь, но сейчас мы знаем, что они крепились на нижнюю челюсть.
И вот эти вот спиральки зубные — это уникальнейшие образцы, которые есть только в паре мест во всём мире. Смотришь на эти зубы, и аж дух захватывает.
Мезозойских пород мало, практически нет, это как раз эпоха динозавров. Ну а дальше наступает кайнозойская эра, моря здесь уже никакого не было, поэтому никаких морских пород здесь не находят, но зато есть всяческие кости животных ледникового периода.
Есть целые черепа овцебыков, несколько черепов шерстистых носорогов, фрагменты черепа мамонта. Так что остатки ледниковой фауны в Свердловской области можно найти без проблем.
— Почему горы — самое неудачное место для сохранения останков динозавров и других существ?
— Всё, что находится в горах, разрушается — там нет никаких остатков животных за исключением того, что можно найти в пещерах. Но им десятки тысяч, а не миллионов нет.
Хотя бывают исключения. Недавно была статья про французскую пещеру, где нашли кости летучей мыши, которая жила там 40 миллионов лет назад.
Уральские горы — древние, гораздо древнее, чем на Кавказе, и отчасти из-за этого здесь не так много находок мезозойской эры. Кавказ был морем, и там накапливались морские отложения, а потом стали формироваться горы, поэтому там морские отложения никуда не делись.
Здесь же, начиная с пермского периода, практически всё время были горы, была возвышенность и поэтому ничего не накапливалось, кроме всяческих пород вулканического, магматического происхождения.
— Как сформировались Уральские горы? Как давно здесь было море?
— Если мы возьмем всю историю, то да, и на месте Урала было море. Впервые Уральские горы сформировались на том месте, где они сейчас есть, когда соединились два разных континента. Произошло это где-то 350–300 миллионов лет назад.
Один из континентов объединял часть Европы и Северной Америки, его называют Лавруссия. Другой — Сибирия. И вот они пристыковались. С этого момента Уральские горы существуют. Они то уменьшаются, то становятся небольшими холмами, то опять начинают расти.
Если что, первые динозавры появились где-то 235 миллионов лет назад.
— Где лучше всего искать археологические находки? Могу ли я у себя на даче найти кость динозавра, например?
— Мы ездили на учебную практику на дачу к одному из преподавателей. Жили у него в домике, ходили к ближайшей речке. Так удачно получилось, что у него дача находилась на шикарных породах ордовикского возраста в Ленинградской области.
Так что зависит от того, где ваша дача находится. Надо смотреть геологическую карту Свердловской области. Любые горы — микс разных пород, и там может быть всё что угодно.
Однозначно можно найти кости животных ледникового периода, но такие находки целенаправленно искать сложно. Их действительно можно обнаружить на даче, но чисто случайно. Когда я работал в Дарвиновском музее, к нам несколько раз приносили необычные дары. Например, фрагмент челюсти кабана, который нашли на берегу реки. Оказалось, что этому кабанчику более 20 тысяч лет.
В Зауралье в конце ледникового периода была распространена так называемая «мамонтовая степь» или «тундростепь». Это обширные открытые пространства, которые во время короткого лета покрывались густой травой, там кормились многочисленные животные.
На таких просторах обитали всевозможные мамонты, пещерные медведи, пещерные гиены, первобытные бизоны, лошади. Так что мамонта найти у себя на даче можно.
Кто мы, откуда и куда мы идем?
— Изначально на Урале было море, потом появились горы, а что будет дальше? Если пофантазировать, то к чему мы идем? Будут ли опять двигаться континенты?
— Горы эти действительно очень древние, и они только и делают, что постоянно исчезают. То есть, по идее, через какое-то время они должны исчезнуть.
Более того, они в какой-то момент, где-то как раз к эпохе динозавров, почти что выровнялись, то есть уже оставались небольшими холмами. Но потом приехала к нам Индия и потревожила все литосферные плиты. По всем старым швам всё затрещало, и Урал немножечко подрос, вспомнил былое могущество.
Дальше, соответственно, если у нас ничего не приплывет, горы потихонечку исчезнут.
Правда, судя по тому, как двигаются литосферные плиты, к нам Австралия движется, и в какой-то момент она впечатается в Евразию. Тогда Урал снова подрастет. Не дают ему успокоиться.
— Как идет эволюция человека? Станем ли мы умнее, или, может быть, будем по-другому выглядеть в будущем? Говорят, что люди используют совсем маленький процент работы мозга. Вдруг мы сможем задействовать его на максимум?
— Эволюция идет своим чередом, хотим мы этого или нет. Ей всё равно, какие мы ей придаем смысловые нагрузки. Это процесс естественный, природный. Мы можем попытаться в него вмешаться путем генной инженерии, что периодически делаем с разными животными и растениями, используемыми нами в качестве продуктов питания и не только. Это то самое знаменитое ГМО.
Иногда говорят, что эволюция человека в принципе остановилась, потому что сейчас нет естественного отбора. Всех лечат, и даже те, кто должен был погибнуть еще во младенчестве, вырастает и оставляет свои гены потомкам. Но это не так, естественный отбор всё еще действует.
Во-первых, огромное количество серьезных патологий не дает всем появиться на свет. Бывает, что плод умирает в утробе, поэтому хотя бы на этом этапе отбор идет. В любом случае идет отбор на уровне тех же сперматозоидов.
Если мы посмотрим на то, как люди по планете продолжают свой род, насколько плодовиты те или иные социальные или этнические группы населения, то поймем, что тоже всё очень даже неравномерно.
В какую сторону мы движемся, в правильную или неправильную? Кто из нас более достойный член человечества? Те ли это, кто оставляет максимальное количество потомков? Тут, конечно, можно подискутировать.
Социумы, у которых принято заводить много детей, лучше передадут свои гены. Другие, может быть, через несколько сотен или тысяч лет могут исчезнуть. И даже если брать не народы, а индивидов, некоторые в пределах одной популяции оставляют больше потомков, другие — меньше. Тут уже вопрос к социологам, с чем это связано.
Что касается того, в какую сторону мы движемся с точки зрения биологии: отследить это сложно, и говорить о том, какие преобразования идут сейчас — затруднительно. Но можно рассмотреть, что произошло за последние 50 тысяч лет, когда уже сформировался вид «человек разумный».
В целом за это время люди, во-первых, немножечко вытянулись вверх. Во-вторых, мозг-то поменьше стал, причем практически на 100 граммов.
На этот счет тоже есть много разных идей. Одна гипотеза предполагает, что это связано с увеличением функционала мозга, его совершенствованием. Как у компьютера: наши «микросхемы» стали еще меньше и круче; соответственно, мозг поджался.
Но мне кажется, что это самоуспокоение. Всё-таки, если размер мозга рос, а теперь уменьшается, то, наверное, он реально уменьшается, им меньше стали пользоваться.
И это не связано с тем, что всё уткнулись в TikTok, виноваты даже не видео про котиков. Это не вопрос последних десяти-двадцати лет. Это связано с переходом к животноводству и сельскому хозяйству.
Раньше каждый должен был помнить, где и какие растения можно есть, какие — нельзя, как делать одежду, как изготавливать орудия, как охотиться на кабана. Каждый был универсалом — иначе невозможно было выжить.
Теперь произошло разделение обязанностей, и даже люди, получающие Нобелевские премии, всё равно гении только в своей области. Думаю, что кабана с копьем они уже не смогут одолеть, да и ядовитые растения от съедобных не все смогут отличить.
И то, что 50 тысяч лет продолжалось, сейчас уже не совсем продолжается, уже немножечко по-другому идет наше развитие.
Нужна ли палеонтология в школах?
— Вернемся к нашим динозаврам. Есть очень популярные и известные виды — тираннозавр, трицератопс, птеродактиль… Кстати, а птеродактиль — это динозавр?
— Нет, птеродактиль — это летающий ящер, особая группа. Плезиозавры, морские ящеры, кстати тоже не динозавры. Обычно для простоты объяснения говорят, что динозавры — это только те, кто ходил по земле, но тут на самом деле есть сделать несколько оговорок.
Итак, динозавры — это особая группа живых существ, со своим набором анатомических признаков, начиная от дополнительных отверстий в черепе, особенностей крепления зубов, положения конечностей. Их очень много.
Во времена мезозоя (252–66 миллионов лет назад) большинство динозавров представляли собой наземных животных. Но были и те, кто лез в воду, становясь полуводными животными. Например, спинозавр, напоминающий крокодила.
Некоторые динозавры стали облегчать свой скелет и уменьшаться в размере, пытаться освоить полет. И у некоторых это получилось, например, у китайского динозавра с самым коротким названием в мире — Йи. Он освоил полет на перепончатых крыльях.
В конце концов, получилась удачная версия, которую мы сейчас знаем — это птицы. Собственно, птицы — прямые потомки динозавров.
Сколько динозавров было на Земле, сказать очень сложно, потому что мы знаем лишь небольшую часть — полторы тысячи видов.
— Как ребенку не запутаться в таком многообразии, как поддержать интерес к динозаврам?
— Я считаю, что на детей давить не надо, но надо предоставлять им возможность удовлетворить природный интерес. Если нравятся динозавры — сводите ребенка в музей, купите книжку, посмотрите вместе документальную передачу. Про динозавров есть замечательные игры, электронные энциклопедии. Я сейчас как раз работаю над этим. Смотрим, чтобы все динозавры были корректно изображены, чтобы все тексты были правильными.
Дальше можно подумать о геологическом или палеонтологическом кружке. Геологический дает очень хорошее представление о том, что ждет будущего палеонтолога, потому что палеонтология тесно переплетена с геологией. И в походы с киркой да с лопатой он должен походить.
Второй вариант — можно сделать упор на биологию, рассмотреть биологические кружки. Некоторые палеонтологи могут никуда не выезжать из институтов или музеев, работая только в лаборатории. Кстати, специалисты по древним насекомым — палеоэнтомологи, изучающие насекомых в янтаре — практически все имеют биологическое образование. А также с замороженными остатками мамонтов взаимодействуют в основном биологи.
— Вы бы хотели, чтобы в школах больше посвящали времени палеонтологии, динозаврам? Сейчас это лишь пара уроков в рамках той же биологии — и всё.
— Я периодически слежу за тем, как там биология в школе развивается, и палеонтологии больше не стало. Когда я обучался, это действительно был один урок, один раздел в учебнике — и то пара страниц.
Да, конечно, хотелось бы, чтобы этого было побольше. Я с удивлением для себя выяснил, что, например, в Америке буквально с прошлого года палеонтология как отдельный предмет попала в школьную программу.
Казалось бы, почему? Чего же такого в палеонтологии особенного, что в некоторых странах считают нужным уделять ей столько времени в школах?
Палеонтология позволяет лучше понять, как проходит эволюция, как менялись живые организмы, и она добавляет временной фактор.
Если мы смотрели на разнообразие живых существ только в один промежуток времени, то здесь эта трехмерная система становится четырехмерной. Мы понимаем, что есть не только вот такое разнообразие — оно еще и было-то какое! И можно какие-то тенденции просматривать, понять, как же всё получилось так, как есть сейчас.
Это единственная возможность совместить и геологическое, и биологическое представление о Земле. Это позволяет лучше понять экологические вещи, как формировались те или иные экосистемы, оценить свою ответственность за наше влияние на планету, наше положение в мире.
Мы думаем, что человек — царь природы, но оказывается, что миллиарды лет без всякого человека жизнь развивалась. И были микроорганизмы, которые преобразовывали мир гораздо сильнее, чем мы.
Они накачали планету кислородом, и всё, что не могло им дышать, вымерло. Оставшиеся организмы стали многоклеточными, и произошло сразу несколько шагов в эволюции.
Глядя через призму времени, мы вдруг осознаем, что не только мы меняли планету под себя. Оказывается, что человечество — не центр Вселенной и даже не пуп Земли, а только небольшая часть этой длинной истории. Это дает понимание того, что мы одним движением можем разрушить то, что формировалось на протяжении нескольких миллиардов лет. И это позволяет по-другому на себя посмотреть.
Кроме того, палеонтология — наука комплексная. Она объединяет в себе немножечко от физики, биологии, химии, геологии. Очень многие вещи, которые отдельно преподносились, здесь очень удачно складываются и формируют картину всего.
А если добавить сюда еще и астрономию, было бы вообще замечательно. Ведь и планета Земля — маленькая крупица этой вселенной.
Ранее ученый из УрО РАН рассказывал, какой будет погода на Урале через миллион лет (и при чем здесь пыльца растений). А еще мы общались с зоологом и узнали удивительные факты о домашних и диких животных.
Прочитайте также, как спасти свой мозг от стресса. До этого автор YouTube-канала «Маткульт-привет!» Алексей Савватеев рассказал, почему с образованием в России всё очень плохо.