Гибель майора полиции, застреленного из табельного оружия в подъезде дома в переулке Базовом, 50, вызвала много вопросов и сомнений у жителей города и читателей E1.RU. Мог ли он сам сделать три выстрела? О том, как эксперты отличают убийство от самоубийства, можно ли выдать одно за другое и как добиться полноценного расследования, мы поговорили с бывшим следователем Екатериной Герлах на примере резонансных происшествий: гибели участкового и выпавшего из окна курьера.
— В спорных, резонансных и явно криминальных случаях проводят большой комплекс проверочных мероприятий. После первоначального осмотра места происшествия следователю желательно присутствовать при вскрытии трупа в морге, — рассказывает Екатерина Герлах — Это нужно, чтобы своими глазами в спокойной обстановке осмотреть тело, изучить повреждения, задать судмедэксперту интересующие вопросы, в ходе вскрытия обратить внимание на существенные детали.
Застрелился сам или застрелили?
— Тут очень много факторов. Во-первых, локализация выстрела. То есть мог ли человек сам себе наставить пистолет на это место и выстрелить. Например, сам себе между лопаток человек явно не мог бы выстрелить. Во-вторых, с какого расстояния был произведен выстрел. Если это выстрел в упор или с близкого расстояния, то должны остаться следы выстрела с близкого расстояния: следы копоти, порошинок, штанцмарка — след от дульного среза. Собственно, по наличию этих следов и будет сделан вывод о расстоянии выстрела, — утверждает бывший следователь.
По ее словам, во время исследования исходя из длины рук покойного выясняют, мог он сам в себя выстрелить с такого расстояния или нет.
— То есть, если выстрел был сделан с расстояния, грубо говоря, метра, понятно, что человек выстрелил не сам — рука бы так не вытянулась. Угол выстрела тоже важен, он рассчитывается исходя из направления движения пули в теле, у экспертов есть специальные способы это вычислить. И опять же эксперт ответит на вопрос, мог под таким углом человек в себя выстрелить сам или ему «помогли», — отметила Екатерина Герлах.
Как она рассказала, несмотря на скептическое отношение к совершению самоубийства при помощи длинноствольного оружия, такие случаи описаны в методической литературе.
— Несмотря на кажущуюся абсурдность такого способа, это возможно, — говорит бывший следователь. — В этом случае у покойного обязательно должна быть босая нога. [Здесь часть информации, касающаяся способов суицида и запрещенная Роскомнадзором, пропущена]. А вот если покойный в носке или в обуви, это уже повод говорить об инсценировке. Также важно учитывать индивидуальные особенности покойного. Например, может быть, у него ранее была травма и он не мог высоко поднять руку, чтобы выстрелить. А экспертиза показывает, что выстрелил человек себе в голову, для чего необходимо поднять руку. Опять же, это повод предположить убийство.
Выпал сам или выкинули из окна?
— В случае падения с высоты в определенной позе на твердую поверхность формируются определенные повреждения. То есть, если упал на пятки, значит, будут переломы пяточных костей, упал на голову — будет разбит череп, — объясняет наша собеседница. — Если на теле вдруг обнаруживаются иные повреждения на местах, не соприкасавшихся с поверхностью при падении, например, тело обнаружено лежащим на спине, а у человека повреждения на животе и пятках, значит, человек их где-то получил до падения с высоты. Нужно установить, каким образом это произошло. Либо при падении тело ударялось о преграды, тогда следователь идет и осматривает место происшествия и ищет эти самые преграды. Грубо говоря, поднимает голову и смотрит, есть ли над местом падения балконы, сильно выступающие подоконники, козырек подъезда, торчащие трубы. Любые предметы, о которые могло бы удариться тело человека.
В случае сомнений назначаются дополнительные экспертизы, проводится следственный эксперимент.
— Если же преграды на предполагаемом пути падения тела отсутствовали, то это уже повод задуматься о предшествовавшей падению борьбе человека с кем-то. И тогда уже необходимо максимально тщательно отработать версию, что пострадавшего столкнули. В таких случаях тщательно изучаются нетипичные для падения повреждения, их давность, характер причинения. Совсем по-простому говоря, чем и когда их причинили. То есть, может, у человека синяки на запястьях — и его за руки хватали перед падением, — объясняет Екатерина Герлах.
В дальнейшем, если версия о самоубийстве становится приоритетной, начинается проверка на другой состав преступления.
Доведение до самоубийства
— При самоубийстве нужно решить вопрос о возбуждении уголовного дела не только по факту возможного убийства, но и по «мертвой» статье — статье 110 УК РФ, «Доведение до самоубийства». То есть не только выяснить, мог ли физически кто-то причинить вред погибшему — застрелить, столкнуть с высоты, ударить, — но и мог ли кто-то давить на человека морально, постоянно изводить его, побуждая свести счеты с жизнью. Эта статья очень редкая, мне и моим коллегам такие дела не попадались. Тем не менее проверить эту версию следователь обязан. Запрашивается характеризующий материал на погибшего, максимально подробно опрашиваются его друзья и родственники, коллеги, соседи, окружение.
«Самоубийство — абсолютно не нормальный, страшный, отчаянный шаг, и в норме у человека должны быть очень веские основания, чтобы решиться на такое»
По словам эксперта, следователи обязательно изучают переписку погибшего во всех соцсетях, мессенджерах, сообщения в телефоне, электронную почту. В ней он мог высказывать намерения лишить себя жизни или жаловаться на невыносимые издевательства.
— Также надо запросить всю медицинскую информацию. Если погибший состоял на учете в психоневрологическом диспансере, высказывал суицидальные мысли, то это одна ситуация. А если это был веселый, бодрый и здоровый молодой человек — совсем другая. Как мы разобрали выше, бывают люди инфантильные, которые не ценят свою жизнь и не понимают всю серьезность такого шага, как суицид. Но большинство-то людей все-таки адекватные и вдумчивые. И не будут с ровного места, без особых причин расставаться с жизнью. Значит, либо была причина, либо это не суицид. Если не суицид, то что: криминал или несчастный случай? Такие дела очень сложные, и установить по ним истину получается не у каждого следователя и не всегда. Но постараться надо, — утверждает бывший следователь.
Что делать, если вы подозреваете криминал?
— Каждый случай уникален, и сказать, какой конкретно объем мероприятий нужно будет провести, невозможно. Такие материалы одни из самых сложных, ведь пострадавшего уже нет в живых и выяснить у него истину не представляется возможным. В любом случае только после проведения всего комплекса необходимых проверочных мероприятий следователь может сделать вывод о том, самоубийство это или криминальная смерть. Или вообще несчастный случай, — подчеркнула эксперт. — Вместе с тем после возбуждения уголовного дела у следователя есть гораздо больше процессуальных возможностей установления истины по делу. Он вправе выполнить больший объем разных следственных действий.
«Поэтому в таких неочевидных случаях хочется посоветовать родным и близким покойного требовать от следователя возбуждения уголовного дела»
По словам Екатерины Герлах, расследование и установление истины может растянуться на несколько месяцев, но это не значит, что нужно всё это время сидеть сложа руки.
— Следователя в таких случаях можно и нужно тормошить. Предоставлять ему свои материалы, дневники покойного, личные вещи, найденные переписки. Можно и нужно советовать следователю, кого опросить, рассказывать обо всех контактах покойного. Желательно всё свое общение со следователем документировать, то есть захотели приобщить что-то к материалу проверки — пишите ходатайство, несите в канцелярию, пусть регистрируют его официально, чтобы следователь его не смог «потерять». Также родственники покойного имеют право знакомиться с материалом проверки, при ознакомлении снимать копии, делать фотографии документов, — утверждает бывшая сотрудница СК.
Она считает, что по таким делам нужен плотный контакт со следователем.
— Если родные считают необходимым что-то приобщить к материалу, рассказать следователю существенную деталь, это можно и нужно сделать. Следователь сам до этого не «додумается». Ну, и если родным покойного кажется, что следователь не выполняет полный объем мероприятий по материалу, не дает им знакомиться с материалом, иным образом нарушает их права, можно и нужно обжаловать его действия. Жаловаться можно и руководителю следователя, и прокурору района, а также вышестоящему руководству и в вышестоящую прокуратуру. Нет смысла «стесняться» или пускать дело на самотек, если произошла такая трагедия и есть необходимость установить причину гибели родного человека. Нужно требовать и отстаивать свои права, — уверена наша собеседница.
Ранее мы рассказывали, что по делу майора полиции, найденного мертвым в доме в Базовом, 50, следователи пока склоняются к версии о суициде. Однако родственники считают, что его застрелили из его же пистолета. Мы писали о странной смерти курьера, который выпал из окна. Его близкие считают, что 18-летнего парня столкнули вниз.
Еще мы рассказывали, как дело девушки, выпавшей с балкона 25-го этажа в Академическом, превратилось из несчастного случая в причинение смерти по неосторожности. Нашлись камеры, и на них было видно, как ее уронил спутник.