На этой неделе международная промышленная выставка «Иннопром-2022» знакомит горожан и гостей Екатеринбурга с передовыми технологиями, которые делают жизнь проще, а бизнес — успешнее. Пример таких технологий — последние разработки уральского предприятия «НПО автоматики», входящего в «Роскосмос». На совместном с госкорпорацией стенде компания демонстрирует комплекс автомобильной электроники, направленный на безопасность движения и оптимизацию расходов.
Эту систему можно установить на любую технику, но пока новинка применяется в сельхозпромышленности. Комплекс состоит из контроллеров, модулей, пультов управления и системы беспилотного вождения, но один из важных его элементов — высокочастотный радар ближнего и дальнего действия диапазоном 77 ГГц.
— Он устанавливается в передней части автомобиля и определяет движущиеся объекты и их скорость в режиме реального времени, выводя данные на экран. Это может быть другая техника, люди, животные. Дальность действия радара — 250 м, довольно приличное расстояние для того, чтобы водитель успел предпринять какие-то действия, — рассказывает заместитель директора по развитию гражданской продукции НПО автоматики Антон Капустин. — Пока система является в первую очередь ассистентом водителя, неким аналогом адаптивного круиз-контроля. Но комплекс способен управлять техникой и в полностью автоматическом режиме. По сути, с ним автомобиль становится беспилотником.
Уже сегодня можно увидеть систему в действии на российских полях, в том числе и в соседней Челябинской области: она установлена на опрыскивателях, которые обрабатывают почву. В работе машина может быть полностью самостоятельной: она получает задание и выполняет его, двигаясь с одинаковой скоростью и по заданной траектории, тем самым экономя топливо и удобрения. Если нужно, оператор всегда может перейти на ручное управление.
Как это работает, гости «Иннопрома» могут увидеть на стенде НПО автоматики, где смонтирован рулевой механизм и экран с объектами на пути. Терминальное устройство имитирует движение автомобиля по заданной траектории. Если нужно от нее отклониться, стоит только повернуть руль — потом система, если необходимо, вернет машину на линию.
Такой комплекс можно использовать и в грузовой технике, когда оператору требуется особая точность управления и возможность отдохнуть от напряженной работы. Устройство возьмет большую часть задач на себя и не попросит перерыва на обед.
— Беспилотная система управления изготавливается в НПО автоматики из отечественных материалов и полностью замещает импортные аналоги, которые сейчас недоступны для заказа, — продолжает Антон Капустин. — Мы работаем с машиностроительными предприятиями и интеграторами, которые покупают комплекс и устанавливают его в готовую технику. Сам радар наша компания разработала за три года совместно с учеными из УрФУ.
Другой экспонат, который можно увидеть на стенде НПО автоматики, — это выпрямители для двигателей. Такие устройства устанавливают на железнодорожной технике: в паре с электродвигателем они образуют привод, который обеспечивает движение путевой техники.
Также НПО автоматики представило на «Иннопроме» датчики общепромышленного назначения. Они используются в нефтегазовой отрасли, автотракторной электронике, железнодорожной технике, коммунальном хозяйстве. Предприятие обладает собственным производством сенсоров, на базе которых и разработало линейку датчиков давления, частоты вращения, температуры. Они подают сигналы на контроллеры, помогая поднимать и опускать агрегаты, увеличивать и уменьшать давление в системе, регулировать частоту вращения двигателя. Такие датчики ничуть не уступают иностранным аналогам.
— Сегодня российской промышленности брошен новый вызов, и наша задача — оперативно заменить импортные системы управления, которые применяют в сельхозмашиностроении, нефте- и газодобыче, — комментирует генеральный директор НПО автоматики Андрей Мисюра. — Решения, которые мы предлагаем, уникальны, наше предприятие входит в тройку лидеров по стране в своей отрасли. Уже идут серийные поставки систем беспилотного управления самоходных опрыскивателей. Это именно те решения, которые позволяют аграриям зарабатывать и повышать урожайность.
По словам Андрея Мисюры, радар ближнего и дальнего действия будет иметь перспективу установки на отечественных грузовых автомобилях, так как его задача — обеспечивать безопасность движения. Независимо от времени суток и климатических условий водитель не сможет наехать на препятствие и попасть в аварию. И если раньше подобные комплексы поставляли из США, то теперь существует достойный аналог дешевле в 2–3 раза.