Наука инструкция Никаких телефонов и иностранцев: рассказываем, как попасть на старейшую атомную электростанцию страны

Никаких телефонов и иностранцев: рассказываем, как попасть на старейшую атомную электростанцию страны

Репортаж из Белоярской АЭС, побывать на которой проще, чем может показаться

На Белоярской АЭС всё настолько строго, что без согласования нельзя снимать даже фасад

Белоярская АЭС находится всего в 45 километрах от Екатеринбурга, и это старейшая действующая атомная электростанция в стране. Всего здесь четыре энергоблока, но функционируют только два из них — БН-600 (запущен в 1980 году) и БН-800 (работает с декабря 2015 года).

На станции планируют построить и пятый энергоблок, мощностью уже в 1200 МВт, но до этого еще далеко и основную работу пока выполняет четвертый энергоблок, который недавно вышел с планового ремонта. Уже к лету реактор (работает на быстрых нейтронах) полностью переведут на современное МОКС-топливо (содержит несколько видов оксидов делящихся материалов. — Прим. ред.), для которого не придется добывать природный уран, а сам процесс добычи энергии станет практически безотходным.

Два энергоблока БАЭС вырабатывают 16% электроэнергии для всей Свердловской области, а иногда станция снабжает Заречный еще и отоплением (когда, например, энергоблок выведен в плановый ремонт) — и всё это максимально безопасно, так что соседство с реакторами зареченцев уже давно не пугает.

Почему на БАЭС никогда не повторится то, что было в Чернобыле, читайте в этом материале

Предприятие это режимное и закрытое, но, чтобы попасть туда, не обязательно там работать. Туда даже серферов как-то пустили сплавиться по водоотводящему каналу! Рассказываем, как побывать на БАЭС и к чему стоит быть готовым.

Во-первых, оказаться за забором вполне реально. Критериев всего два — возраст старше 14 лет и гражданство РФ. Иностранцев на БАЭС не пускают, хотя бывают и исключения. Пару лет назад, например, сюда приезжал оскароносный режиссер Оливер Стоун.

Еще один нюанс: индивидуальные экскурсии водить тут никто не будет. На Белоярскую АЭС пускают организованными группами, причем вашу заявку будут внимательно изучать около двух недель, так что неожиданно сорваться туда в ближайшие выходные не выйдет. Заявка отправляется в письменном виде на имя директора, причем заполнять ее нужно по всем правилам. Как это сделать — читайте по ссылке.

Чтобы попасть на БАЭС, требуется пройти несколько систем контроля. Во-первых, нужно подтвердить свою личность, во-вторых — сдать телефоны, камеры и вообще любую технику, а в-третьих, не забываем про специфику времени — на входе у вас замерят температуру, а во время всей экскурсии нельзя снимать маску.

Группы на экскурсии водят в машинный зал и в блочный пункт управления четвертым энергоблоком, откуда всё и контролируется.

Перед самой экскурсией гостям покажут ролики о правилах поведения на БАЭС — довольно информативные и наглядные

Еще при записи на экскурсию вы должны будете сообщить рост, вес и размер обуви всех участников группы. Относитесь к передаче этой информации максимально серьезно, потому что вам не просто выдадут халаты, которые можно будет накинуть на себя для вида. Вам на самом деле придется переодеваться — снимать одежду вплоть до нижнего белья, надевать специальный комбинезон и только потом идти изучать, как устроена БАЭС — а точнее, та ее часть, которую разрешено показывать.

Такие галереи соединяют главный корпус с производственными помещениями

За группой на экскурсии закрепят сопровождающих, от которых ни на шаг нельзя отходить, а слушаться их нужно беспрекословно. По-другому, если честно, и не получится, потому что в помещениях четвертого энергоблока всё настолько запутанно, что разобраться во всех этих коридорах, лестницах и поворотах кажется невозможным.

— А новые сотрудники сдают какие-нибудь тесты на знание местности? — спрашиваю у нашего сопровождающего.

— Нет, — смеется начальник смены станции Андрей Смелов, который водил нас по всем закоулкам. — Но экзамен на знание всего оборудования сдают. Без этого никак.

Ходить по БАЭС приходится много. По словам Андрея Смелова, накрутить за смену 10 километров по этим коридорам проще простого. Сотрудники же станции говорят, что им нередко случалось проходить и по 20 километров.

На стенах висят фотографии строительства третьего и четвертого энергоблоков

Попасть в центральный зал, где и находится самый мощный в мире реактор на быстрых нейтронах, с экскурсией нельзя, но журналистов раз в пару лет туда пускают. Для этого нужно переодеться дважды, а потом проходить через специальные приборы, чтобы убедиться в отсутствии радиации. Проверка чисто формальная, потому что даже минимальную дозу радиации здесь получить невозможно.

Перед проходом в центральный зал, где стоит реактор, проводят инструктаж и выдают специальный прибор
Этот прибор замеряет радиационный фон. Если что-то пойдет не так, он запищит. Под «не так» подразумевается даже малейшее изменение показателей

Оранжевая конструкция — это крышка того самого реактора, сам он находится ниже, и его не рассмотреть. Загрузка топлива в специальный бокс происходит автоматически.

Радиации в реакторном зале по сути и нет, поэтому нет никакого ограничения, как много времени человек может здесь провести.

— Здесь можно находиться бесконечно долго, потому что нет повышенной угрозы, — объясняет начальник смены станции. — У нас на станции категорированные помещения: есть помещения постоянного пребывания персонала, периодически обслуживаемые, и помещения необслуживаемые, куда можно попасть, только когда остановлен реактор, либо по наряду-допуску и с соблюдением специальных требований.

Вообще же на станции есть специальное подразделение, которое занимается расчетами и высчитывает, безопасно ли там находиться.

— У нас есть отдел радиационной безопасности, который проверяет помещение перед допуском туда людей и в зависимости от мощности дозы и загрязнения высчитывает по разрешенной дозе, какое время человек там может провести, — добавил Андрей Смелов. — В некоторых помещениях это время ограничивается 20 минутами, но в большинстве случаев человек может днями безопасно находиться здесь.

Наш сопровождающий объясняет, что в реакторном зале радиации нет и можно ничего не опасаться

На БАЭС всё многоуровневое, поэтому придется полазить по лестницам. При этом лестницы довольно крутые, а в некоторых местах есть риск удариться головой, например о трубы. Именно поэтому тут все ходят в касках, а потенциально опасные места отмечены черно-желтыми наклейками.

При подъеме по лестницам нужно держаться обеими руками за поручни и беречь голову
Все места, где можно удариться головой или запнуться (порогов тут тоже немало), отмечены специальными наклейками
На высоте тоже стоит быть аккуратнее

Из-за того, что реакторный зал многоуровневый, сильнейшего вау-эффекта не происходит: ты видишь не весь гигантский реактор, а только его малую часть — и так во всех помещениях, куда нас пустили. Ты смотришь и понимаешь, насколько это важно и эффектно, но не видишь этого.

Помещение реакторного зала гигантское, но от самого БН-800 видна только крышка
Как выглядит реактор в разрезе, можно увидеть на макете, который стоит на первом этаже в корпусе четвертого энергоблока

Удивительно, но за работой реактора в центральном зале следят не десятки человек. Тут работает всего один оператор, который три раза за восьмичасовую смену обходит весь зал, и на этом всё. А вот пристальный контроль за всеми процессами идет совсем в другом месте.

За ситуацией в центральном зале следит всего один сотрудник — старший оператор реакторного отделения
На выходе из реакторного зала проверяют приборы для считывания радиационного фона, а также отдельно осматривают всю технику

А теперь идем в машинный зал. Там очень шумно и очень много труб, поэтому коридор, ведущий в этот зал, увешан плакатами по технике безопасности.

В зале очень шумно, поэтому на входе всем выдают беруши
Всё это — тоже лишь верхушка агрегата. Сам он находится ниже на трех этажах
Машинный зал занимает сразу несколько уровней
Через эти люки в полу грузы поднимают на нужную высоту
За процессами здесь следят четыре человека

Третье помещение, куда нас пустили и куда можно попасть во время экскурсии, — блочный пункт управления. Это святая святых четвертого энергоблока, где 24 часа в сутки следят за всеми процессами.

Эта зона находится как бы в стеклянном «аквариуме», чтобы находящихся внутри сотрудников не отвлекали шум и проходящие мимо люди.

Сотрудники блочного пункта сидят в стеклянном «аквариуме»

Перед тем как зайти в блочный пункт, нужно снять каску и либо держать ее в руках, либо положить в специальную ячейку. С каской на голове проход запрещен — она может свалиться, нажать кнопку на пульте или упасть на пол, издать резкий звук и напугать сотрудников.

Здесь же висят иконы. Довольно непривычно видеть их в месте, где всё подчиняется науке

В блочном пункте сидят начальники смен, а также ведущий инженер управления реактором, который отвечает за всё оборудование в центральном зале, ведущий инженер управления парогенератором и ведущий инженер управления турбиной, который отвечает за турбогенератор и все вспомогательные системы. Они не имеют права покидать свои рабочие места в течение всей смены.

— Эти трое всегда должны находиться на блочном пункте. Если им нужно отойти поесть, их заменяют, — объяснил начальник смены станции. — Начальники смены турбинного или реакторного цехов могут подменить ведущих инженеров, а управляет всем этим начальник смены станции. Он отвечает за всё оборудование, но сам не ведет никаких переключений.

Начальник смены станции контролирует абсолютно все процессы

Вся информация отображается на компьютерах и панели на стене. Причем они не зависят друг от друга, что исключает невозможность исправить неполадки при сбое одной из систем.

Работают в четвертом энергоблоке БАЭС довольно молодые специалисты. Их набирали еще до запуска энергоблока.

— Персонал у нас достаточно молодой. Блок был введен в эксплуатацию в 2015 году, а за пять лет до этого мы начали набирать и готовить персонал, — добавил наш сопровождающий. — Средний возраст 32–33 года, но весь персонал очень опытный. Во время пусковых операций проводятся такие стадии, как отработка всех аварийных режимов в реальности. Мы отрабатывали фукусимские мероприятия (связанные с аварией на АЭС «Фукусима-1» в 2011 году. — Прим. ред.), полностью отключая энергоснабжение на блоке, операторы убирали руки с пультов и смотрели, как реактор автоматически глушится, а тепло отводится за счет естественной циркуляции. Естественно, блок выдержал всё с достоинством.

На входе в блочный пункт висят интересные объявления. На нижнем написано, что за вход сюда без разрешения начальника смены станции у вас могут забрать два талона СИО. Мы попросили Андрея Смелова объяснить, что это такое

— СИО — это система индивидуальной ответственности. У каждого сотрудника есть такие талоны: зеленый, желтый и красный. Если ты нарушаешь правила и тебя ловит инспектор, у тебя забирают зеленый талон и проводят инструктаж, — объяснил начальник смены станции. — Если в течение года ты допускаешь повторное нарушение, забирают желтый талон, наказывают материально и отправляют на пересдачу экзаменов по охране труда. А если третий раз за год — тебя отстраняют от работы, однозначно лишают премии и отправляют сдавать все экзамены.

Так что шуметь тут нельзя, а еще нельзя проходить дальше разрешенной зоны, отмеченной на полу красной линией. На БАЭС в целом много строгих правил, которые нельзя просто проигнорировать, но, если отнестись к ним серьезно, можно попасть сюда на экскурсию и потом с гордостью хвастаться всем, что вы были на старейшей АЭС в стране, которая сейчас считается одной из лучших в мире.

В коридорах у блочного пункта стоят питьевые фонтанчики

Недавно мы рассказывали, что на Белоярской АЭС будут строить комплекс по переработке радиоактивных отходов. Он займет места неэксплуатируемых первого и второго энергоблоков.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
81
Форумы
ТОП 5
Мнение
«Кринжануть, так с рофлом»: журналист изучил язык современных подростков — личный опыт автора
Сергей Уланов
Видеопродюсер NGS.RU
Мнение
«Если он делает маникюр, почему я не могу быть инженером?»: колонка россиянки о сексизме на вахте
Анонимное мнение
Мнение
Жизнь без прописки и график уборки туалета. Эксперт — о главных рисках при покупке апартаментов и долей в квартирах
Анонимное мнение
Мнение
«Териберка впечатлила меньше всего». Колонка туристки о невероятном путешествии в Мурманскую область
Серафима Путиева
Мнение
«Придется снижать цены»: миллиардер — о том, что ждет рынок недвижимости в 2025 году
Анонимное мнение
Рекомендуем
Знакомства
Объявления