Накануне митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений Кульберг жестко высказался против QR-кодов, заявив, что власти противопоставили науке появившуюся «квазирелигию антиваксеров» и что науку нужно поставить на место.
Мы попросили врача и эксперта лабораторной диагностики Александра Соловьева прокомментировать высказывания главы епархии. Публикуем его реакцию.
Даже удивительно немножко слышать именно от него эти слова, но призыв к тому, что нужно вернуть науку на место, абсолютно справедливый.
Потому что вообще всё, что связано с ковидом, во многом превратилось в псевдонаучную тематику, которая доминирует в рассуждениях и тех людей, которые против вакцинации, так часто и в действиях со стороны властей.
Научный подход и обоснование в применении тех или иных мер воздействия на ситуацию отсутствует. Так что в данном вопросе я согласен с митрополитом. Надо вернуть науку на место.
«Должна быть четкая научная доказательная база под принятыми решениями властей»
У нас в принципе крайне мало данных для принятия взвешенных решений. Начиная от прозрачности статистических данных, связанных с эпидемией.
Мы сейчас подходим к обсуждению вопроса, связанного с вакцинацией детей. Причем не просто подходим, а есть информация о том, что вакцина начинает поступать в регионы. Эта тема очень острая и важная, но вокруг этой темы вообще нет никакой официальной информации. Статистики по заболеваемости детей нет вообще.
А та статистика, которая предоставляется оперштабом, вообще не подразумевает разбивку по половозрастному принципу. Мы не знаем, сколько детей обследовано, инфицировано и госпитализировано, сколько находится на постковидном контроле... Мы не знаем о реальных случаях летальности.
И это очень сильно расходится с теми данными, которые мы получаем из других стран, где совсем по-другому отображаются статистические данные. Не имея этой информации, как можно вообще в принципе принимать какие-то решения о том, вакцинировать своего ребенка или нет?
«Это действительно начинает облекаться в образ веры — вот вы мне верьте, что так надо, и только так вы и должны поступить»
И мы не видим данных по проведенным исследованиям российских вакцин по отношению их использования у детей. Мы знаем только о том, что эти исследования проводились и с летнего периода были набраны группы детей старше 12 лет, но публикаций на эту тему нет.
Такую же параллель можно и с вакцинацией взрослого населения провести. Призывов очень много, а предварительные данные [есть] по эффективности только отдельных вакцин. По «Спутнику» была такая информация, но в большей степени мы получаем о нем информацию из других стран: Аргентины, Венгрии, Ирана... И это тоже создает основу для сомнений и недоверия. В этом отношении митрополит прав. Науки очень мало в нашей действительности.
К QR-кодам тоже действительно много вопросов. Они озвучивались и депутатами в том числе при рассмотрении законопроекта — абсолютно непонятно обоснование сроков действия QR-кодов, тем более по отношению к разным категориям людей, абсолютно непонятна оценка наличия антител с точки зрения действия QR-кодов, нет четкой обоснованности и привязки QR-кодов к эпидемиологической эффективности этой меры.
«Вопросов очень много, и они все остаются без ответа, но на них постоянно ссылаются чиновники, говоря о снижении заболеваемости»
Но есть субъекты, в которых вообще не вводились QR-коды, например Оренбургская область. Там принципиально не вводились QR-коды, но при этом там гораздо раньше началось снижение заболеваемости, чем в Свердловской области, при этом темпы вакцинации абсолютно не хуже, чем у нас, а может, и лучше.
Митрополит видит в этом религиозную подоплеку, говоря о квазирелигии, и видит определенный символизм, проводя параллель между крестиком и QR-кодом. И использование QR-кодов действительно в большей степени какой-то символизм и формализм, нежели действие, наполненное реальным эпидемиологическим смыслом.
Согласны, что люди получают недостаточно данных об эпидситуации?
В конце минувшей недели стало известно, что студенты в Свердловской области будут обязаны привиться от ковида. Но в отношении религиозных мест никакие правила не действуют, в том числе и QR-коды. По словам вице-губернатора Павла Крекова, власти не могут влиять на религиозные учреждения.