В среду, 8 декабря, Владимир Путин встретился с участниками Конгресса молодых ученых. Ключевое мероприятие уходящего Года науки и технологий проходило в центре «Сириус» в Сочи. На нём ученый из Екатеринбурга Андриан Селезнев, который уже больше 15 лет исследует городскую грязь, спросил про нее у президента.
— Проект грязи интересен: с одной стороны, он экологический, мы можем использовать грязь как объект мониторинга. С другой стороны, он социальный: город Екатеринбург — была у нас история, слышали, наверное, художник [Слава ПТРК] завесил таблички на въезде в город Грязьбургом. Население периодически интересуется. Разные общественные движения возникают по этому поводу: «Вот, нам надоело жить в грязных городах», — сказал Андриан Селезнев. — Но Екатеринбург же не единственный город России: грязно в Мурманске, в Ростове-на-Дону, во Владивосток мы в этом году ездили, в Новосибирск. Его иногда называют Пылесибирск. Но с другой стороны, вопрос грязи — это вопрос управленческий, для управления качеством городов и благоустройств.
— Полностью согласен. Здесь и добавить нечего, — ответил Владимир Путин. — И социальный аспект есть, и экологический.
«Социальный аспект произрастает из экологического: чем вреднее эта субстанция, тем хуже людям живется с точки зрения окружающей среды»
Владимир Путин ответил, что это хорошая идея, но «надо подумать, как это практически организовать, чтобы она не умерла, заработала».
На Урале работает один из пятнадцати созданных научно-образовательных центров (НОЦ), который учредили для проведения прикладных научных исследований и создания разработок мирового уровня. Андриан Селезнев также спросил, почему региональная власть и крупный бизнес не могут быть заказчиком научных исследований. И отметил, что советская система НИИ себя изжила и оценкой технологической готовности должны заниматься инженеры при взаимодействии с учеными.
— Предлагаю создать при НОЦ советы или какие-то совещательные органы, которые могли бы искать применение для результатов научного труда, заниматься их внедрением, кооперироваться, — предложил уральский ученый. — Учиться у, может быть, иностранных партнеров, как из науки сделать технологию. Я готов включиться в работу, стать, может, секретарем такого совета.
— Генеральным секретарем, — предположил президент.
— Ну, вы шутите, — сказал ученый.
— Чуть-чуть, — ответил президент.
Владимир Путин добавил, что НОЦ изначально и создавались для решения региональных вопросов.
— Для меня несколько странно, что есть какие-то ограничения, связанные с тем, что заказчиком не могут быть местные органы. Надо посмотреть нормативную базу. И если это ограничения для работы центров подобного рода, то их нужно снять, — ответил Владимир Путин. — Я согласен полностью. Несколько странновато, что возникают вопросы с поиском заказчиков и вариантов применения полученных результатов.
В начале декабря из-за европейских циклонов в Екатеринбурге неожиданно установилась весенняя погода. Улицы города вновь превратились в подобие авгиевых конюшен. Общественник Дмитрий Калинин много лет наблюдает за «грязевыми циклами» в Екатеринбурге. Прочтите его расследование.