Как состояние беременной женщины влияет на склонность ребенка к гомосексуальности? Почему рождаются женственные мужчины и мужеподобные женщины? Почему одни мужчины изменяют направо и налево, а другие хранят верность одной женщине всю жизнь? И почему некоторые люди смотрят на жизнь с улыбкой, а другие бесконечно ноют? Эти вопросы мы задали научному журналисту, автору трех бестселлеров про работу мозга, нейробиологу по образованию Асе Казанцевой. Она объяснила, как мозг влияет на поведение людей.
Почему есть мужчины, похожие на женщин
— Мы привыкли, что любой человек — это обязательно мужчина или женщина. Но возможно и сочетание, в разных пропорциях, физиологических и нейробиологических признаков, характерных для того и другого пола. Начнем с того, что базовая модель человека — это женщина. По умолчанию все люди в эмбриогенезе развиваются как женщины, именно поэтому у мужчин есть соски, они закладываются еще до того момента, когда пути развития мальчиков и девочек расходятся, — объясняет Ася Казанцева.
Но уже на втором месяце эмбрионального развития у мальчика формируются яички и сразу начинают выделять мужские половые гормоны. Под их воздействием развитие тела пойдет по альтернативному пути — клитор, например, превратится в пенис — а позже гормоны подействуют и на формирующийся мозг.
«Причем в мозге очень забавно происходит: там есть фермент ароматаза, он умеет превращать андрогены, мужские половые гормоны, в женские эстрогены»
И вот как раз эстрогены и влияют на формирующийся мозг, обеспечивая его развитие именно по мужскому типу.
Возможны разные варианты эмбрионального развития в зависимости от того, какое количество андрогенов присутствовало в организме и на каких стадиях. Они могут синтезироваться не только в яичках, но и в надпочечниках, в том числе у женщины. Если она беременна, то ее будущая дочь может родиться более маскулинной. Или, например, эмбрион-мальчик мог вырабатывать не очень много андрогенов и родиться более женственным. Но важно, что помимо биологических факторов есть всегда и влияние среды, и индивидуальные отличия. Нет какого-то абсолютно мужского или абсолютно женского характера.
Можно сказать, что пространственное мышление в среднем больше развито у мужчин, а эмоциональный интеллект — у женщин. И это будет правдой, пока мы говорим про усредненные 10 тысяч людей. А как только мы говорим про индивида, то нет никаких препятствий к тому, чтобы у него был отличный эмоциональный интеллект, хотя он и мужчина, или прекрасное пространственное мышление, хотя это женщина.
Мозг не задается генами полностью. Наследственные предрасположенности существуют, и не только связанные с полом, но дальше каждый человек развивает свои склонности под действием социальной среды, индивидуальный опыт играет огромную роль. Мы никогда не можем быть точно уверены, является ли какое-то поведение «мужским» или «женским» по природе или потому, что детей по-разному воспитывали в детстве.
Почему люди влюбляются
То, что человек влюблен, можно заподозрить даже по анализу крови. Мозг координирует работу эндокринной системы, и есть данные о том, что количество некоторых гормонов, например окситоцина, может повышаться в начале романтической влюбленности. Есть такой исследователь романтической любви Хелен Фишер, и она постоянно проводит эксперименты над влюбленными. Показывает им фотографии возлюбленных, например, и смотрит в томографе, что у них происходит в голове.
Она отмечает, что картина активации мозга обладает выраженным сходством с активацией мозга наркомана, когда ему показывают наркотик. Например, когда человеку в никотиновой ломке показывают сигареты.
Хелен Фишер даже считает, что наша склонность к нездоровым поведенческим зависимостям, вроде способности залипнуть на всю ночь в компьютерную игрушку, это как раз побочный эффект нашей способности влюбляться. Одни и те же нейробиологические механизмы отвечают и за привязанность к человеку, и, в его отсутствие, — за привязанность к какой-нибудь ерунде, бессмысленной с эволюционной точки зрения.
Но в общем эволюционные биологи любовь одобряют. Способность к любви, к формированию романтических влюбленностей очень эволюционно выгодна. Дело в том, что люди — существа с очень большим мозгом и из-за этого с очень длинным детством. Наши детеныши рождаются очень незрелыми, и вероятность выжить в дикой природе колоссально повышается, если присутствует забота обоих родителей.
Почему мужчины и женщины изменяют
Здесь всегда идет торговля между двумя потенциально выгодными альтернативами. С одной стороны, кажется, что мужчине эволюционно выгодно переспать с как можно большим количеством женщин, чтобы все они родили ему детей. И для большинства млекопитающих это действительно так работает, потому что у них самки растят детей в одиночку. Но люди стоят особняком именно из-за очень длинного детства у детеныша.
Может оказаться, что мужчине выгоднее, именно с точки зрения передачи генов, сформировать одну устойчивую привязанность и помогать жене заботиться о детях. Родится их, может быть, и меньше, зато выживет больше. Есть данные по племенам охотников и собирателей, что наличие отца в два раза повышает шансы детеныша дожить до совершеннолетия. Перед женщинами стоит похожий выбор.
«С одной стороны, неплохо бы родить детей от самого лучшего самца в племени, чтобы они унаследовали его красоту, ум, силу и предприимчивость»
Но проблема в том, что на гены такого самца спрос большой и женщин у него много, и помогать выхаживать своих детенышей он вряд ли будет.
Поэтому можно согласиться на партнера попроще, но зато получать от него заботу. Одновременно есть логика и в том, чтобы иногда изменять партнеру с кем-то получше и часть детей заводить от лидера.
Мы можем наблюдать, что традиционные общества крайне нетерпимы к женским изменам и всеми силами пытаются их предотвратить, как раз потому, что вероятность такой измены присутствует. А забота о детях — большой труд, и партнер жаждет быть уверен, что все дети от него.
Почему женщины могут решать несколько задач одновременно
Любой человек может решать несколько задач одновременно, и любой человек делает это плохо. Внимание — очень ограниченный ресурс, его приходится непрерывно переключать, и это повышает вероятность ошибки. Многозадачность всегда идет в ущерб качеству.
Справляться с несколькими задачами эффективно удается тогда, когда какие-то из них привычны, автоматизированы, не требуют концентрации внимания. В этом смысле пол человека не важен, важно обучение.
Мужчины без проблем водят машину и одновременно разговаривают, например, если они опытные водители; так же и женщины.
Можно предположить, что женщины чаще сталкиваются с ситуациями, в которых требуется многозадачность, и поэтому в среднем лучше натренировали этот навык. Допустим, у них есть дети, и они всё время вполглаза присматривают за детьми, и одновременно занимаются хозяйством, и обдумывают рабочие задачи, и что-то еще — а муж в это время спокойно сидит у себя в кабинете, полностью сфокусированный на одном деле. Ну а если бы они поменялись, то женщина была бы более эффективна в работе, а мужчина тренировал бы многозадачность, и вы бы меня тогда спрашивали, почему мужской мозг лучше приспособлен к многозадачности по своей природе.
Почему женщины тупеют во время беременности
Они не тупеют, это называется гестационная доминанта. Когда женщина вынашивает ребенка, у нее смещаются приоритеты. Ее начинает больше занимать собственное здоровье, благополучие собственного ребенка. Это очень хорошо и очень правильно. Нервничать во время беременности очень вредно, от этого нарушается развитие ребенка. В том числе, кстати, и выработка половых гормонов, так что стресс как раз повышает вероятность рассогласования между телом и мозгом будущего ребенка, о котором мы говорили в начале.
«Если у женщины получается отключиться от внешнего беспокойства, быть более расслабленной, то это мудрая женщина, она всё правильно делает»
Считается, что этому способствует гормон беременности, прогестерон, что он обладает противотревожным действием. После беременности прогестерона становится меньше, и женщина возвращается к прежним настройкам.
Почему есть позитивные люди и нытики по жизни
Ответ на все вопросы у меня всегда один и тот же — «влияют и гены, и среда». С одной стороны, человеку может просто повезти с темпераментом, с уровнем дофамина в прилежащем ядре («центре удовольствия»), с низкой активностью амигдалы и, как следствие, — низким уровнем тревоги. Радости от солнышка и птичек он будет получать много, беспокоиться по пустякам — мало. С другой стороны, конечно, важны и внешние условия, особенно в детстве. Более довольны жизнью дети, которые росли в спокойных семьях, где никто ни на кого не орал, предметами не кидался. Если же в семье всё это было в ранние годы жизни ребенка, всё это повлияет на его тревожность на всю оставшуюся жизнь.
Но многое можно поправить за счет образа жизни. Люди чувствуют себя более счастливыми, если много двигаются. Радоваться жизни может научить психотерапевт. Полезно наблюдать за собой, вот прямо записывать, что делает вас счастливым, и следить за тем, чтобы в жизни этого было достаточно. Ну и отмечу, что никто не обязан постоянно быть счастливым, но только надо понимать, ради чего вы этим жертвуете. Может, вы корабль на Луну запускаете, а как запустите, сможете вернуться к своему счастью.
Кто совсем не имеет права быть несчастным, так это молодые мамы. Им важно быть счастливыми и спокойными, потому что они транслируют свое эмоциональное состояние деточкам. У несчастных мам редко вырастают счастливые дети, так что тут надо прямо внимательно следить за своим эмоциональным состоянием и почаще просить помощи у окружающих, чтобы отдыхать и восстанавливаться.
Сколько сна надо для счастья
«В любой непонятной ситуации надо ложиться спать, это самое лучшее, что вы можете сделать для своего мозга»
Главная задача мозга во сне — перерабатывать и упорядочивать информацию, которую мы приобрели в течение дня. Сон помогает усиливать синапсы, связи между нейронами, которые нам понадобятся, и ослаблять те, которые не понадобятся. Во сне прямо происходит диалог между корой и гиппокампом: «Это будем запоминать? А это?»
Есть много экспериментальных данных, которые показывают, что мы лучше всего запоминаем то, что повторили перед сном. А если люди недосыпают, то они начинают ужасно тупить, и пользы от сэкономленного времени в итоге никакой нет.
Сон состоит из циклов, которые продолжаются примерно по полтора часа. Как правило, среднему человеку надо пять таких циклов, или семь с половиной часов сна. Но бывают мутанты, кому-то хватает четырех циклов, а кому-то требуется шесть.
И вот если такая у вас природа, ничего с этим не поделать. Если вам нужно спать девять часов, то вам придется организовать свою жизнь так, чтобы это обеспечивать, иначе вы постепенно станете больным, глупым и несчастным.
Желательно ложиться и вставать в одно и то же время каждый день, чтобы под это подстроились все гормональные циклы. Но неважно, во сколько конкретно, мы же меняем часовые пояса благополучно. Когда говорят, что жаворонки здоровее, то это связано с двумя причинами. Во-первых, в нашем обществе у них больше шансов выспаться, получить достаточно часов сна, даже если им на работу к девяти. Во-вторых, они большую часть ночи спят в темноте, а это важно, именно в темноте вырабатывается гормон сна мелатонин, важный для работы иммунной системы, в том числе и для защиты от онкологических заболеваний. Если вы спите днем, важно завести плотные шторы и маску.
Почему все любят потупить вместо полезных дел
Существует много определений прокрастинации. Мне нравится такое: прокрастинация — это когда человек не делает то, что, со своей же собственной точки зрения, должен бы сейчас делать. Происходит так потому, что мозг неоднороден. В нем есть много отделов, которые хотят разного и конкурируют друг с другом. Есть такой блогер Тим Урбан, и у него совершенно отличная статья про прокрастинацию.
Он пишет, что внутри нас живет обезьянка немедленного вознаграждения. Она всё время требует простых радостей: тупить в «Инстаграме», например, или делать что-то полезное, но сейчас не нужное. Например, протирать пыль со статуэток, когда горит дедлайн.
Но потом появляется «монстр паники», который прогоняет наконец обезьянку. И тогда человек в панике доделывает то, что должен. И вот этот текст отлично согласуется с данными нейроэкономики.
Правда, у нас есть прилежащее ядро, центральный отдел системы вознаграждения, которое стремится к простым немедленным удовольствиям, предвкушает их и хочет получить радость. А есть амигдала, которая тревожится, что мы не справимся с работой. Пока времени еще достаточно, прилежащее ядро побеждает, а когда дедлайн близок, то амигдала начинает быть активнее, и человек наконец-то садится за работу.
Академические психологи в первую очередь пытаются разобраться с тем, почему человек прокрастинирует. Они выделяют много причин, из которых одна из самых распространенных — это страх неудачи. Люди часто не берутся за проект, потому что боятся, что у них не получится. Они откладывают его снова и снова, потому что испытывают неуверенность и хотят сохранить позитивное мнение о себе. Потому что одно дело, если у вас было достаточно времени и вы всё равно сделали плохо, а другое дело — вы сделали плохо, потому что у вас времени не хватило.
Кому-то подходит «метод помидора», когда вы засекаете, скажем, 20 минут и решаете, что только 20 минут будете работать, а потом сделаете перерыв. Потому что 20 минут — это не так страшно, не вызывает большого внутреннего сопротивления по сравнению с перспективой весь день работать. И в то же время вы успеваете продвинуться в своей задаче, и перспектива вернуться к ней после перерыва уже не так сильно пугает.
Кому-то очень мешают внешние отвлекающие факторы. Тогда надо от них избавляться. Например, завести для работы отдельный ноутбук, на котором заблокированы все соцсети, и уходить с ним в библиотеку. Там вас к тому же еще и посторонние люди видят, это тоже может помочь сконцентрироваться, для нас важно, что о нас думают другие.
Можно еще радикальнее поступить: установить на компьютер программу, которая раз в несколько минут делает снимок экрана и отправляет его вашей маме или вашему научному руководителю, например. Тогда вы будете работать как зайчик, чтобы этот человек не понял, какой вы отчаянный прокрастинатор.
Самое интересное в применении нейробиологии в реальной жизни в том, чтобы не пытаться побеждать наши эмоции и наши иррациональные стремления, а принимать их как данность, пытаться переформулировать задачу и поставить эмоции себе на службу.
Прочитать о том, правда ли блондинки глупые и как из левшей получаются предсказатели, можно в серии нашего проекта «Ученые против мифов» про мозг. А узнать о том, можно ли выспаться впрок и переделать сову в жаворонка, можно в этой серии.