Мы продолжаем спецпроект «Ученые против мифов». На этот раз поговорим о самых распространенных заблуждениях, связанных с гуманитариями и технарями. Кандидат социологических наук, директор департамента социологии и политологии УрФУ Анна Гурарий рассказала, есть ли чистые гуманитарии и технари, кому работодатели готовы платить больше и правда ли, что у программистов нет друзей, кроме компьютера.
Миф № 1. Люди делятся на гуманитариев и технарей
Это миф, который отчасти до сих пор поддерживается родителями и системой образования. Родители определяют, что их дети гуманитарии или технари по принципу «хорошо рисует / хорошо считает», а в школах их распределяют в математические и гуманитарные классы. Но это неверно.
Для того чтобы быть успешным не только в школе, но и за ее пределами, ребенок должен сочетать в себе разные качества. Например, гуманитариями мы называем людей, у которых в большей степени развиты гибкость, интуиция, креативность. Но это не значит, что технарю всё это недоступно. Просто для развития этих качеств ему нужно проявить чуть больше усердия. Гуманитарию, в свою очередь, может потребоваться больше времени, чтобы понять принцип решения математических или логических задач.
Гуманитарий не может быть конкурентоспособным на рынке труда, если не умеет хорошо пользоваться базовыми компьютерными программами, не разбирается в технических решениях, которые используют в его сфере. Как бы хорошо социолог ни составлял гайды, проводил интервью и фокус-группы, он не станет отличным специалистом, если не умеет работать в специальных программах для обработки данных, не умеет визуализировать через диаграммы и графики результаты.
Точно так же мне трудно представить себе хорошего айтишника, у которого не развиты софт скилз («гибкие» навыки, которые необходимы для успешного решения профессиональных задач. К ним относят навыки общения, управления, стрессоустойчивость и т. д. — Прим. ред.).
Технарь, который хочет построить успешную карьеру, должен разбираться и в гуманитарных предметах. Многие компании, например Google, проводят лекции об искусстве, философии, социологии для своих сотрудников. Так они помогают технарям лучше понимать общество, в котором они живут, разбираться, для чего они разрабатывают свои продукты и какое влияние — как положительное, так и отрицательное — разработанные ими продукты могут оказать на других людей.
Миф № 2. Технарям проще найти работу
Раньше это действительно было так, особенно если говорить о таких промышленных регионах, как Урал. Университеты получали госзаказ на подготовку технических специалистов. При этом технарям на старте всегда было проще найти работу, в то время как гуманитарию в начале карьеры приходится прикладывать больше усилий, чтобы получить желаемое место. Всё это способствовало возникновению определенной моды на инженерные специальности, но сейчас тренд меняется.
Для гуманитариев появилось больше карьерных возможностей. Если посмотреть Атлас новых профессий, то в будущем появится еще больше позиций. Гуманитариев заметно чаще стали приглашать крупные технологические компании. В Forbes был такой заголовок: «Кремниевую долину захватывают гуманитарии». Моду на это в свое время ввел еще Стив Джобс. Программисты придумывают технические решения для девайсов, которые должны быть понятны и удобны обычному человеку. Но добиться этого без людей с гуманитарным образованием, которые адаптируют продукт и помогают его продвигать, невозможно.
Сейчас развивается направление цифровой гуманитаристики (digital humanities). Так, например, у филологического факультета в УрФУ есть совместная программа с «СКБ Контур», где студентов учат формализовывать различные виды данных, анализировать их с использованием IT-инструментов. В будущем такие специалисты будут очень востребованы, ведь сегодня мы получаем огромные потоки информации, но не всегда знаем, что с ней делать. На философском факультете есть программа, где обучают в том числе языкам программирования.
Миф № 3. Гуманитариям платят меньше, чем технарям
На старте карьеры технари действительно получают больше. Более того — если мы посмотрим на ситуацию в Европе или западных странах, то увидим, что там с технарями куда чаще заключают бессрочные трудовые договоры, чем с гуманитариями. Да и годовой доход у них выше. Но это вовсе не означает, что так будет на протяжении всей карьеры технаря. Специалист должен постоянно повышать квалификацию. Если он этого не делает, то вряд ли пойдет вверх по карьерной лестнице и будет иметь стабильно хороший доход.
Миф № 4. Гуманитариям сложнее пробиться на руководящий пост
Часто можно услышать, что руководителями становятся люди с техническим складом ума, ведь они должны уметь просчитывать свои действия, выстраивать алгоритмы, добиваться поставленных целей через четко обозначенные задачи. Но статистика говорит об обратном. Согласно последнему исследованию РАНХиГС, 50% людей, которые занимают руководящие посты в среднем и крупном бизнесе, имеют гуманитарное образование.
Этому есть простое объяснение. Руководитель должен быть креативным, уметь договариваться с любым человеком, ориентироваться в режиме нелинейного управления, уметь работать в команде, быстро адаптироваться. Это качества, которые изначально в большей степени развиты у гуманитариев. Так, например, руководящие должности в Ельцин-центре сейчас занимают выпускники философского факультета, а одна из выпускниц Департамента политологии и социологии занимает руководящую позицию на Первоуральском новотрубном заводе.
Миф № 5. Технарь мало общается с людьми и дружит только с техникой
Кажется, что технарь — это человек, который сидит за компьютером и ни с кем не разговаривает. Но на самом деле это не так. У меня много знакомых технарей, которые любят и умеют общаться с другими людьми.
Многие компании при приеме на работу проверяют не только технические знания специалиста, но и его коммуникативные навыки. Это связано с тем, что при разработке программных продуктов очень важно среди прочего уметь работать в команде.
Миф № 6. Технари окажутся более востребованными в будущем
Пока мы видим обратный тренд. Ситуация с пандемией привела к тому, что на гуманитарные направления выделили больше бюджетных мест, в то же время их количество на технических факультетах не изменилось.
На направление «Социология» выделено 9 дополнительных бюджетных мест, на «социальную работу» — 10, то есть всего 19. И это было наибольшее количество в УрФУ на группу специальностей. Для сравнения: группа специальностей «компьютерные и информационные науки» получила 8 мест, «информатика и вычислительная техника» — 7, «информационная безопасность» — 4. Не в сильно большом выигрыше была «экономика и управление» — 8 дополнительных мест.
Я думаю, это связано с тем, что государство понимает: в будущем ему понадобятся специалисты, которые могут не только находить общий язык с другими людьми для достижения успеха в том или ином деле, решать кризисные ситуации, но и умеют анализировать новые тренды в обществе и предлагать решения, которые могут быть в виде конкретных продуктов или услуг.
Сегодня всё больше технических специалистов оказываются перед угрозой остаться без работы. Так, на одном из китайских заводов в провинции Гуандун еще в 2015 году был открыт полностью роботизированный завод. Это привело к тому, что производительность увеличилась на 160%.
Также популярны роботы — аналитики данных, которые гораздо быстрее и в ряде задач эффективнее человека справляются с обработкой огромного массива информации. По подсчетам российских экономистов, к 2040 году количество рабочих мест из-за роботизации в России может сократиться на 17,5 миллиона.
Соперничать с роботом становится всё сложнее. Для того чтобы не допустить социальной напряженности, в некоторых странах идут по пути искусственного создания или удержания рабочих мест. Но я бы сказала, что под угрозой находятся не только технари, но и гуманитарии, которые не следят за трендами и не развиваются в своей области.
Ранее мы публиковали 15 популярных заблуждений о человеке и технике, опровергнутых наукой. Еще больше интервью с учеными из Екатеринбурга можно найти в разделе «Ученые против мифов».