В 2020 году мы отметим 75-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне. Историк Андрей Ермоленко вспоминает трагический эпизод, который случился в небе Среднего Урала и оказал серьезное влияние на первый этап противостояния СССР и гитлеровской Германии.
В сердце Свердловской области, на территории Висимского заповедника, в годы войны произошло событие, серьезно повлиявшее на весь ход Великой Отечественной. Катастрофа, случившаяся в наших краях, сильно ослабила Красную армию. Казалось бы, Урал так далеко от фронта — что же такое могло тут произойти?!
Летом 2015 года местный житель нашёл на юго-западном склоне горы Оборотной (горный массив Старик-Камень) обломок самолёта. Он сообщил о находке журналистам и поисковым отрядам. Первая версия — тут разбился самолёт во время перегоночного рейса. В годы Великой Отечественной полученные по ленд-лизу самолёты гнали в Советский Союз из США «своим ходом» через Аляску, Чукотку, Сибирь и Урал.
Поисковые работы на склонах горы шли три года. Обломки самолёта были рассеяны на большом участке горного склона. Среди курумника удалось обнаружить многочисленные фрагменты обшивки фюзеляжа, два авиационных двигателя, стойки шасси. По номерам двигателей выяснилось, что это транспортный самолет Ли-2.
Весной 2017 года поисковики нашли фрагменты костей и личные вещи погибших: монеты, части одежды и обуви, наручные часы, но самое главное — орден Ленина! По номеру награды — 7319 — удалось выяснить, что орден принадлежал Матвею Борисовичу Шенкману.
Матвей Шенкман (1899–1942 гг.) — директор Воронежского авиационного завода № 18. Летом 1941 завод со всеми производственными мощностями был срочно эвакуирован в Куйбышев (Самару) и прямо посреди чистого поля начал производство штурмовиков Ил-2. К директору авиазавода неоднократно лично обращался Иосиф Сталин, в жесткой форме требуя ускорить выпуск остро нужных армии самолётов.
Рано утром 12 мая 1942 года самолёт Ли-2 вылетел из Куйбышева. Директор авиационного завода спешил в Нижний Тагил: на Уралвагонзаводе налаживали выпуск бронекорпусов для штурмовика. Работу «смежников» нужно было проконтролировать и ускорить. Однако над Уралом стояла нелётная погода. Лётчик снизился очень сильно, и самолёт потерпел крушение, врезавшись в склон горы.
Гибель Матвея Шенкмана стала серьёзной потерей для советского авиастроения. В газете «Правда» за подписью Сталина на первой полосе вышел некролог. Выпуск штурмовиков Ил-2 был задержан. По мнению историков, это также повлияло на неудачи Красной армии на начальном этапе войны.
Дело Матвея Борисовича не пропало. Не сразу, но массовый выпуск штурмовиков Ил-2 был налажен, и Уралвагонзавод внёс свой вклад: на заводе было собрано около 4000 бронекорпусов для штурмовиков.
Сегодня на горе Старик-Камень на месте авиакатастрофы установлен памятный крест.
Это не единственный самолет времен Великой Отечественной войны, который лежит в уральских лесах. В 2012 году в окрестностях Верхних Серег обнаружили остатки американского бомбардировщика Б-25.
Понравилась колонка?