Мало кто знает, но в центре Екатеринбурга работает Инжиниринговый центр цифровых технологий машиностроения, уникальный в своем роде проект. Открыт он был по инициативе Уральского федерального университета. На первый взгляд — обычное офисное помещение, в котором работают около 50 человек. Но здесь, как утверждают сотрудники, создается будущее. За своими компьютерами уральские инженеры создают проекты федерального уровня, активно выходя и на международный рынок. Мы приехали в этот центр и посмотрели, как здесь работают и в чем его уникальность.
— В первую очередь мы занимаемся виртуальным моделированием. Раньше для того, чтобы выпустить качественное изделие, которое пойдет в продажу, проводили очень много натурных испытаний, подбирали материалы, меняли конструкции. Сейчас этот процесс можно легко удешевить — 90% испытаний переведены в виртуальную среду, — рассказывает генеральный директор центра Максим Сапогов.
Здесь создаются трехмерные модели, которые существуют только в компьютере, но работают по всем законам физики, прочности, газодинамики. До момента, когда этот объект появится «в железе», здесь с высокой долей вероятности понимают, какими характеристиками он будет обладать. Это повышает эффективность и сокращает срок изготовления. Одной из уникальных черт инжинирингового центра является возможность проводить виртуальные испытания изделий и деталей, например, грузовых машин или самолетов.
— Мы смотрим, как работают изделия, которые состоят их самых разных компонентов, в реальных условиях. Сейчас, например, мы работаем с одним из крупных производителей грузовых автомобилей. Смысл в том, что у нас всё смоделировано до мельчайших деталей — здесь есть и двигатель, и коробка передач, и пневматическая система, и даже водитель, который отдает системе команды, — говорит технический директор центра Александр Шакиров.
Здесь рассматривается даже то, как автомобиль толкается в пробке и едет по неровной дороге. Есть статистические данные, как в среднем автомобиль едет, например, по МКАДу или очень неровной дороге — это всё просчитывается. В итоге заказчик понимает, какими должны быть параметры систем, чтобы они не подвели ни в каких условиях.
— Все эти методики мы потом отдаем предприятиям, учим их сотрудников, чтобы они могли эти задачи выполнять сами на своих компьютерах, — говорит Шакиров. — Иногда к нам приходят крупные производители, которым нужно решить какие-то проблемы. Один из них (из сферы гражданской авиации) попросил хотя бы на несколько процентов снизить массу двигателя самолета. Сделать это нужно было за два месяца. В итоге нам удалось снизить ее на 6,8 процента — в два раза больше, чем заказчик просил.
Местные сотрудники должны уметь сочетать в себе навыки инженеров, ученых, программистов, а иногда даже архитекторов. В России за последние три года было открыто около 40 таких центров, но уральский все-таки отличается. Центров, которые занимаются виртуальными испытаниями, единицы. А центров подобного уровня в стране практически нет.
— Сегодня мы участвуем в создании того, что еще вчера было сложно представить. Мы создаем будущее уже сегодня, — говорится в презентационном ролике проекта.
Среди клиентов центра есть такие крупные компании, как «Вертолеты России», КамАЗ и группа «Синара», которая стала полноценным партнером проекта. Генеральный директор центра Максим Сапогов рассказал, почему считает проект уникальным и сколько денег на него было потрачено.
— Как давно центр был открыт?
— Программу министерства науки мы выиграли чуть больше года назад. Уже год мы ведем несколько инженерных проектов, в 2018-м мы доказали эффективность нашей деятельности. И каждый год мы должны заново показывать, как мы работаем, какую прибыль приносим.
— Какие вливания происходят в проект?
— За три года мы получили около 144 миллионов рублей.
— Перед вами не стоит задача окупаться?
— Стоит. Мы должны выйти на самоокупаемость к концу третьего года. Вообще проект создан по инициативе УрФУ в партнерстве с местным бизнесом.
— Правильно ли я понимаю, что инновационность проекта заключается именно в программном обеспечении?
— Не совсем. Программное обеспечение по своей сути не столь эффективно, потому что помимо того, что инженер должен уметь им пользоваться, он должен обладать определенными уникальными знаниями. Наше ПО хоть и имеет большой функционал, но главное — как ты сможешь им пользоваться и применять свои знания на практике. Уникальность, скорее, заключается в том, что мы активно участвуем в межотраслевых проектах, у нас концентрируются очень сложные проекты в автомобилестроении, авиационном двигателестроении, самолетостроении, железнодорожном транспорте. Мы можем даже говорить, что становимся точкой трансфера инженерных знаний.
— К вам обращаются частные компании?
— Иногда. Но в первую очередь модель нашего бизнеса направлена на участие в больших комплексных инженерных проектах. Это уже уровень даже не среднего бизнеса, потому что такие проекты могут себе позволить только очень крупные предприятия. С малым бизнесом мы тоже работали, но это очень локальные истории, это работа, которая у нас может занимать неделю или две. Многим из них мы даже бесплатно помогаем, потому что они не могут себе позволить системно привлекать наш центр.
На Урале действительно много талантливых ученых. Например, в этом году школьник из Алапаевска получил малую Нобелевскую премию на Всемирной ярмарке научных достижений школьников.