Белоярская АЭС — старейшая из ныне работающих атомных электростанций России. О ней мало что известно: мы знаем, что она питает электричеством весь Урал, знаем, что она находится недалеко от города Заречный, и о том, что если там вдруг случится нечто похожее на Чернобыль или Фукусиму, жителям Екатеринбурга, скорее всего, придется паковать чемоданы и уезжать как можно дальше.
Мы решили выяснить, как работает станция, чем она живет и почему ее называют одной из самых инновационных АЭС не только России, но и в мире.
Утверждается, что здание БАЭС способно выдержать огромные внешние удары: и землетрясения, и ураганы, и аномальные холода.
У всех нас в памяти еще осталась катастрофа на Чернобыльской атомной электростанции. Вышедший недавно сериал «Чернобыль» спровоцировал новую волну интереса к теме. Но, как утверждает главный инженер 4-го энергоблока Белоярской АЭС Илья Филин, повториться здесь эта ситуация не может даже теоретически. В случае возникновения неполадок или даже отключения электричества реактор начнет сам себя охлаждать, что предотвратит взрыв — это называется концепцией «естественной безопасности». Он также уникален тем, что при его эксплуатации минимизировано количество ядерных отходов.
Нас пригласили спуститься в этот реактор и на несколько часов почувствовать себя героями сериала. Перед этим нам провели подробный инструктаж о том, как нужно проходить через сканер, который проверяет твое тело на наличие радиации, что можно и нельзя брать с собой и в каких местах фотографу строго запрещено фотографировать. Перед тем как оказаться внизу, все посетители полностью переодеваются во временную одежду белого цвета. И это несмотря на то, что получить хотя бы минимальную дозу радиации даже внутри реактора почти невозможно.
Нам сообщили, что, если измеритель радиационного фона покажет хоть малейшее превышение нормы, нужно срочно об этом сообщить сопровождающему. К счастью, этого не случилось и до конца экскурсии на всех приборах красовались нули.
Работа реактора предполагает, что внутри не требуется нахождение людей — они контролируют ситуацию наверху, сидя за компьютерами. На выходе вся аппаратура, которую мы использовали, отдельно проверяется на облучение. А мы сами должны пройти через специальный детектор, чтобы он проверил, нет ли на нас и нашей одежде следов радиации.
Недавно четвертый энергоблок автоматически отключался. Как пояснил Илья Филин, система заметила ошибку и автоматически отключила питание. Никакого влияния на работу АЭС это не оказало.
Фото: Артём Устюжанин / E1.RU