Мы продолжаем проект, в котором знакомим вас с иностранными учёными, приехавшими в Екатеринбург из Индии, Японии, Турции, Китая, Польши, Германии, Великобритании и других стран. Рассказываем о том, зачем они перебираются на Урал, чем тут занимаются, что думают о российском образовании и Екатеринбурге вообще.
Сегодня познакомим вас с молодым учёным из Таджикистана Абдулло Мирзорахимовым. Он приехал в Екатеринбург шесть лет назад, чтобы получить образование и доказать, что вопреки расхожему мнению, таджики могут работать не только дворниками и строителями, но и заниматься наукой. Сейчас Абдулло работает в Институте естественных наук и математики УрФУ.
– Я думал о том, чтобы поехать учиться в Китай, даже немного изучал китайский язык, но не сложилось, и я поехал в Россию, – рассказывает Абдулло Мирзорахимов. – Хотел уехать, чтобы жить самостоятельно. Уехать учиться в другой город в своей стране было нельзя, потому что страна очень маленькая, да и жили мы в столице.
Он знал о том, что таджиков в Екатеринбурге считают людьми без образования, поэтому пытался убедить новых знакомых, что не все люди одинаковые.
– Таджики тоже могут работать в науке, если есть такое желание. Может, в школе у меня не было одних пятёрок, и в университете в другой стране мне было непросто, но я хотел учиться, много занимался, сидел в библиотеке, – вспоминает парень.
Он не понаслышке знает, что такое многожёнство, таких семей в Таджикистане много.
– Наша страна маленькая, и многие приходятся друг другу родственниками, но сейчас стараются следить за тем, чтобы родственных браков не было. Есть семьи с несколькими жёнами – у моего родственника было 3 жены, в семье 10 детей. Все жёны живут не просто в разных домах, но и в разных городах. Дети между собой общаются, дружат, ходят в гости. Жёны друг друга знают, но не общаются. Надо обеспечивать всю семью, никого не обделять. Муж может прийти к жёнам, когда захочет, без предупреждения. В паспорте записана только одна жена, остальные жёны гражданские, – рассказал Абдулло.
В таджикской семье другие отношения – к родителям, старшим братьям и сёстрам обращаются на "вы".
Сейчас, по его словам, девушки в Таджикистане стремятся получить образование, найти хорошую работу.
– Они не хотят сидеть дома и ждать мужа, а занимают какие-то чины. Мне тоже кажется, что это правильно, что в семье должны работать и развиваться и муж, и жена, – сказал Абдулло.
По его словам, родителям всё равно, кого он возьмёт в жёны – русскую или таджичку.
Как признаётся молодой учёный, больше всего в России его поразили расстояния.
– Хотя страны расположены не очень далеко, различия есть сильные. Первое – это расстояния. В Таджикистане, если проедешь 500 километров, можно доехать до границы, а здесь – остаться в пределах области. Меня поразило, сколько здесь лесов. В моей стране это горы, горы, горы. Здесь мне нравится выехать в лес и погулять, он всегда хорош – в любое время года, – говорит Абдулло.
А напугали мужчину сильнее всего морозы. Таких холодов, как здесь, в Таджикистане не бывает.
– В Таджикистане не бывает холодной зимы. Какая у вас осень, такая у нас зима. Снег выпадает и сразу тает. Когда я первый раз вышел на улицу и у меня замёрзли ресницы и брови, я подумал, может, всё-таки уехать? Я не понимал, как здесь одеваться. Когда я поехал за пуховиком, собрал всех своих друзей, чтобы самому не прогадать – не купить лёгкую куртку, в которой всю зиму буду мёрзнуть. С обувью было попроще, привёз с собой, – делится он.
По словам Абдулло, поначалу очень сильно за него переживали родители, звонили каждые 2–3 часа.
– Но потом я убедил их, что кроме морозов -40 градусов здесь бояться нечего, – смеётся Абдулло.
Как рассказывает молодой учёный, в Екатеринбурге он впервые попробовал холодец, хотя убедить себя это сделать было непросто, очень отпугивал вид.
– Для меня это было какое-то непонятное блюдо – то ли мясо, то ли желе. Жевать его или что с ним делать. Казалось вообще, что это уже пережевали и это испортилось. Когда меня всё-таки убедили в том, что надо намазать горчицу и попробовать, я решился, и мне он так понравился, что стал одним из любимых блюд. А остальное не оставило таких шокирующих впечатлений, – вспоминает он.
Здесь Абдулло скучает по родной кухне – в Таджикистане едят много жареной телятины и баранины, вкус мяса там совсем другой.
– Я знакомился в общежитии с русскими ребятами и готовил для них плов и манты, а они мне – борщ и другие русские блюда. Мясо здесь кажется совсем другим, дома, конечно, вкуснее. Овощи совсем другие, всё как из пластмассы, похожие на наши овощи – это только те, которые продают бабушки с дачи, – говорит он.
Здесь, по советам знакомых из Таджикистана, он сходил в кафе восточной кухни в Воронежском переулке на Юго-Западе.
– Очень хотелось домашней кухни, и там ощущение, как будто сидишь в кафе в Таджикистане. Там очень вкусные шашлыки, манты и плов, советую сходить, – говорит он.
Возвращаться в Таджикистан парень не планирует.
Недавно мы рассказывали о норвежском учёном Йохэне Юнгэильгесе, который говорит, что если бы норвежцы знали какие тут цены, то давно бы сюда переехали. Все серии проекта об учёных-иностранцах можно прочитать здесь.
Фото: Артём УСТЮЖАНИН / Е1.RU