Религия истории «Четыре звезды я бы дала». Как журналистка E1.RU словила благодать, прожив несколько дней в монастыре

«Четыре звезды я бы дала». Как журналистка E1.RU словила благодать, прожив несколько дней в монастыре

Публикуем честный рассказ из уральского села Меркушино

Василина и меркушинские храмы

Этой весной мы публиковали колонку Василины Березкиной — наша коллега на пять дней уехала в женский монастырь и рассказала, как там жила. Осенью она решила повторить опыт, но на этот раз уехала в село Меркушино.

Там Василина мыла иконостасы, говорила с монахинями и восхищалась всем подряд. Публикуем ее рассказ о том, чем этот опыт отличался от первого — и от всего остального мира.

Что это такое

В Екатеринбурге есть большой женский монастырь: Александро-Невский Ново-Тихвинский (да, вот так длинно). У него есть три подворья: два в городе и одно в селе Меркушино. Во все три можно приехать: в городские — бесплатно и только девушкам (там вы живете, духовно просвещаетесь и немного работаете на благо монастыря), а вот в Меркушино порядок другой.

Огромный каменный собор стоит, в общем-то, посреди леса

Вид на комплекс с высоты

Там есть большой собор и храм, куда можно просто приехать (и люди приезжают каждый день). Но еще есть дом для паломников — по факту, это отельный комплекс посреди леса. Сюда пускают и женщин, и мужчин; зачастую заселяются женатые пары и семьи.

Еще в монастырь иногда залетают совы

И всё-таки мне сложно использовать слово «отель» и вообще писать об этом как о каком-то туристическом проекте вроде глэмпинга. Постараюсь объяснить, почему.

В сфере обслуживания клиентов принято называть гостями, проводить для сотрудников мастер-классы по гостеприимству и об стенку расшибаться, лишь бы клиент ощущал себя самым дорогим на свете гостем. Я жила в «пяти звездах» в Турции, в «четырех» на Сахалине, в бюджетном хостеле в Сеуле и дорогой гостинице в Калининграде. Короче говоря, опыт в путешествиях у меня немаленький.

Везде в монастыре ухоженные сады, клумбы и газоны

Но только в этом маленьком селе я впервые в жизни действительно ощутила себя гостьей. И не потому, что там было как-то невероятно комфортно или вежливо. Хотя условия и правда первоклассные: стены из гранита, полы из паркета. Дорогая сантехника, удобная мебель, пять полотенец в ванной и приемы пищи из трех блюд. Проживание там платное — но, на мой взгляд, такой комплекс в подобном месте должен стоить раза в три больше.

Дом паломников полон фресок — их рисуют сами сестры. Это, например, одна из комнат трапезной

В кельях тоже нарисованы иконы

И вежливо, конечно, тоже было. «Четыре звезды» я бы дала. Но оценивать дом паломников тем же языком, что и отели, язык не поворачивается по той же причине, по которой я ощущала себя гостьей: потому что вы действительно в гостях.

Вы в монастыре, в котором живут его настоящие хозяйки — сестры. Вам очень повезло, что они вас у себя приняли. Им правда интересно, зачем вы к ним приехали — и они спрашивают, чтобы организовать вам исповедь, пригласить на литургию или просто показать сад. Они относятся к вам с настоящим теплом.

Паломники, которые заезжали буквально на пару часов, при мне искали монахинь, с которыми успели познакомиться прежде — дабы поздороваться, похристосоваться, перекинуться хотя бы парой слов. Видеть такую дружбу было очень согревающе. Сестры не будут вам что-то навязывать — но ни один вопрос не оставят без ответа. Одни монахини выглядят отрешенными и аскетичными, как героини с картин Нестерова. Другие — открытыми и жизнерадостными. Но с кем бы я ни разговорилась — получала одинаково теплый и интересный диалог.

На самом деле, у монастыря очень похожий вайб

Там не было ресепшена с администратором или меню в номере. Это не классический отель, он действительно напоминает дом. Очень комфортный, красивый, уютный.

Впрочем, гранитные полы — это хорошо, но внимание — бесценно. Вопрос о том, что лучше приготовить на ужин, предложение постирать платье, как только я его заляпала, подарки на прощание (шампуни ручной работы, книжки, «рафаэлки»). В один из завтраков сестры заметили, что я особенно активно уплетаю сыр. Сразу после мне его начали подавать и к обеду, и к ужину. Мелочь? Да. Приятно? Очень.

Сестер я не фотографировала — но иногда они сами показывают свою работу в соцсетях

Это сочетание комфортных условий, красивой природы и людей, которые искренне о тебе заботятся — вещь уникальная. Побывать в гостях у монахинь — особый опыт и большая удача. Они так не говорят, но я точно не одна это так чувствовала — заметно по уважению, с которым к сестрам обращались абсолютно все паломники.

Уже после поездки я искала, с чем бы сравнить ее для колонки. Нашла Гоголя, который любил приезжать в Оптину пустынь. Он писал о том, как монахи поражали его «светлой ласковостью ангелов, лучезарной простотой обхожденья». Звучит пафосно, но лучше классика я не скажу. Приятно знать, что эти строки не устаревают даже через века.

Еще пара красивых фото

Статуя святого Симеона Верхотурского — жил он именно в Меркушино

Что там делать

Я писала о своем первом монастырском опыте: там было семь часов служб в день, немного послушаний (несложных работ для монастыря) и немного свободного времени (в основном, книжек). Шаг вправо, шаг влево — а там уже сидит сестра и тоже что-то делает. Так как среди паломниц много девочек-подростков, за ними постоянно приглядывают. Расписание довольно строгое, и вы ему подчиняетесь — не зря же вы туда приехали.

Меркушино оказалось другим. Во-первых, территория там гораздо больше, а монахинь при этом — меньше. Во-вторых, приезжают туда либо взрослые люди, либо дети — но вместе с родителями. Так что никто не сопровождает их «от двери до двери» (если только не попросят) и в целом дают полную свободу действий.

Фотографии не передают всей красоты — но хотя бы пытаются

В саду есть пруд и даже своя маленькая лодка

Опций для этих действий много. Можно гулять по благоустроенным садам, делать фото (локаций для них еще больше) и даже плавать (осторожно на маленькой лодочке по небольшому прудику). Можно посидеть в садах с книжками — их там для паломников целый шкаф на свободный выбор. Можно вкусно есть, православно шопиться в большой (очень) лавке и немного у местных. Мне успели предложить с собой клюкву и картошку.

Красивы там не только ухоженные сады, но и обычная природа

Можно, конечно же, зайти в храмы. Их два: огромный собор в честь архангела Михаила (рассчитан на полторы тысячи человек) и небольшая (зато историческая) церковь в честь Симеона Верхотурского. В ней есть его гробница — со спуском прямо из главного зала. Мощей в гробнице нет, так как их давным-давно перенесли в Верхотурье, зато на месте гроба сейчас бьет источник. Воду из него забирают с собой как целебную.

Кадр из гробницы. Под деревянной «дверью» в полу — источник с водой

Служб здесь меньше: около 4,5 часа в день вместо 7. На них приглашают, но не настаивают. Один паломник за завтраком на такое приглашение и вовсе ответил: «Ничего не знаю. Я приехал не в монастырь, я приехал в отпуск». И сестра спокойно сменила тему разговора.

Один из местных святых — Константин Меркушинский. Молодой священник, которого расстреляли большевики

Когда Константина вели на расстрел, он сам себя отпевал. Сегодня его мощи лежат в соборе

Я, впрочем, считаю, что он много потерял: побывать на монастырской службе — опыт тоже особый. Как религиозно, так и чисто эстетически: такого пения вы больше нигде не услышите.

Кадр со службы. Иконостас для храма давным-давно написал художник из Одессы

В целом, Меркушино — это место для спокойного, красивого и культурного отдыха. Здесь рядом с вами точно не будет пьяной компании или громкой музыки. При желании можно исповедаться, помолиться и приложиться к святыням. При желании — налюбоваться природой, надышаться и просто взять паузу от суеты.

Туман на рассвете

Но :)

Но я ехала в уверенности, что меня нагрузят послушаниями — как в первый раз. Когда не нагрузили, я расстроилась и сама сказала сестрам, что хочу им как-нибудь помочь. Вся моя работа — это сидение перед компьютером, так что для меня правда в радость поделать что-то руками. Вообще, вспомнить, что у меня есть руки и не тварь я компьютерная, а право имею.

В итоге мне давали поработать часа четыре в день — а взамен не взяли денег за питание. На подворье есть теплицы и огороды, но, так как у меня с собой были только длинные платья, меня в них отправили прибираться в храмах. Были обычные вещи: мытье полов, протирка пыли. Были необычные: мытье, но лампад с маслом, и протирка, но высоких иконостасов.

Фото из теплиц — в них я так и не побывала

На трапезах подавали салаты из овощей, которые сестры сами выращивают. Сказать, что вкусно — ничего не сказать

Было любопытно увидеть «внутреннюю кухню» монастыря. Например, как сестры передают друг другу информацию без телефонов (путем оставления записок на всех нужных поверхностях). Или особую систему сортировки мусора — на «огарки» (от свечек, чтобы переплавить в другие свечки), «бытовой» и «святой». К последнему относятся даже бумажные стаканчики из-под святой воды, их сжигают. Мне показали, как ремонтируют собор, и дали войти в крестильный храм. Он совсем маленький и, как правило, закрытый. Но красивый очень.

Фото из крестильного храма у меня нет. Но есть еще цветы

Дистанция между сестрами и паломницами остается всегда: у них свои кельи в отдельном здании, свои трапезы, свои правила и совершенно особая жизнь. Но оказаться включенной в нее хотя бы чуть-чуть — просто по-человечески интересно.

В пару мне поставили сестру примерно моего возраста, так что мы быстро нашли общий язык. Общение было нетипичное: мне рассказывали жития святых по памяти, потом — как лучше помыть пол, а потом снова шли самые высокие темы.

Но самым непривычным было даже не это. В обычной жизни я человек сосредоточенный и собранный, если что-то забываю — то расстраиваюсь, если ошибаюсь — злюсь. Но там я могла наматывать круги по всему комплексу из-за того, что забыла то тряпку, то фитиль от лампады — и не злилась на себя совершенно.

Иногда над Меркушино бывает полярное сияние

В Меркушино словно валерьянка разлита в воздухе. Тебя так пропитывает атмосфера этого места (сестры, наверное, сказали бы про благодать), что никакие мирские мысли — а тем более, раздражения — разум просто не держит. Ну как злиться, когда на уме то молитвы, то песнопения?

Зимнее фото — совсем скоро оно снова станет актуальным

Я взяла с собой свои книжки, но читался исключительно Иоанн Лествичник из монастырской библиотеки. При себе были телефон и наушники — но моя любимая музыка в уши просто не лезла. Наушники я ни разу даже не достала. Я жить не могу без новостей, но там до них очень быстро становится никакого дела. Наконец, я очень люблю: а) спать и б) долго спать. А там вставала в пять утра и шла на утреню. Среди тумана, леса, рассвета — красота!

Красота. В кадр попала стройка — это возводят новую гостиницу для паломников, раза в четыре больше уже существующей

Давалось это исключительно легко. Если бы меня попросили описать впечатления одним словом — то это, наверное, и было бы «легко». Светло, мирно, спокойно, благодатно. Просто очень хорошо. Состояние этой удивительно спокойной эйфории — это нечто, чего я не встречала больше нигде и никогда.

Я долго не знала, чем закончить эту колонку — но через неделю заметила, что, кажется, частичку этого спокойствия у меня получилось увезти с собой. Это и стало лучшим финалом поездки, так что пусть и колонка закончится на нем.

Прочитайте также рассказ нашего SMM-менеджера Анастасии Барановой — она побывала в монастыре в Верхотурье и покормила там альпака. И историю еще одной девушки, которая на день поселилась в монастыре в Челябинской области.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE41
Смех
HAPPY10
Удивление
SURPRISED1
Гнев
ANGRY4
Печаль
SAD2
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
225
Форумы
ТОП 5
Мнение
«Раз пошли на принцип, то денег не считали». Уральский юрист — о том, как развод довел до детектора лжи
Анонимное мнение
Мнение
Отложите покупки и ссоры: астролог из Екатеринбурга назвала самые плохие дни ноября и декабря
Мария Кучма
Мнение
«Волдыри были даже во рту»: журналистка рассказала, как ее дочь перенесла жуткий вирус Коксаки
Анонимное мнение
Мнение
«Надеюсь, это волшебный пендель, который подействует». Главред E1.RU — о внезапно пришедших снегопадах
Александр Ашбель
Главный редактор E1.RU
Мнение
«Нам говорят: вы плохо учите». Что не так с образованием детей мигрантов в российских школах
Екатерина Кириченко
Рекомендуем
Знакомства
Объявления