Самый известный пилот «Уральских авиалиний» Дамир Юсупов — не только Герой России, но и строитель храмов. В Полевском, где он сейчас живет, командир экипажа помогает возводить мечеть, чтобы местным мусульманам было где молиться. В интервью E1.RU летчик рассказал, для чего взялся за такой сложный проект и почему не молился, когда пришлось сажать самолет с пассажирами в кукурузном поле.
— Как к вам пришла идея построить мечеть?
— В любом поселении, где есть мусульмане, хотелось бы, чтобы были мечети. Когда нет мечети, люди начинают собираться в других местах, а официальная мечеть — это и красиво, и приятно. Идея построить ее в Полевском возникла давно, еще до моего приезда, я же здесь всего десять лет живу. И вот город выделил земельный участок в 2020 году, в 2022-м дал разрешение, и мы уже два года строим. Работа идет, много желающих помочь — прихожане, добрые люди, власть тоже помогает. Это тяжелый и серьезный труд.
— Какие нюансы при строительстве мечети надо учитывать?
— Я не строитель, поэтому скажу, что знаю. Направление должно быть на Каабу, чтобы молящиеся смотрели в сторону Мекки. Это направление называется кибла. В мечети должен быть молельный зал, как правило, отдельно мужской и женский. Внутри орнамент в арабской стилистике, обязателен минарет, чтобы путники видели мечеть издалека и знали, что могут сюда прийти помолиться и найти укрытие. Раньше на минарет поднимался муэдзин и призывал людей на молитву. Разумеется, мечети необходим купол.
Муэдзин — в исламе мужчина-служитель мечети или один из прихожан, которого данный служитель мечети одобрил, совершающий азан: призыв мусульман на молитву.
— Видите себя муфтием или проповедником в будущем?
— Каждый должен заниматься своим делом. Я выучился на пилота, мне эта работа нравится, а чтобы быть муфтием, проповедником, нужно духовное образование, должно быть призвание. Это не просто какое-то увлечение. К тому же у нас в Полевском есть очень хороший имам — Назип хазрат Латыпов.
— На мечети будет знак с именем того, кто ее строил? Для вас это важно?
— Бывают такие таблички с именами меценатов, но думаю, это лишнее. Всевышний всё равно знает, кто помогал, кто давал копейку, а кто — миллион. Показуха тут не нужна, всё делается искренне, от чистого сердца. Потому думаю, не обязательно писать, кто помогал строить.
— Как вы пришли к вере?
— Это было давно, в начале 2000-х годов. Пришел к этому постепенно. Стараюсь соблюдать каноны ислама. Конечно, не всегда получается, но тем не менее — в мечеть хожу иногда, молитвы читаю, держу пост в месяц Рамадан. По возможности, конечно.
Вера помогает жить. Человек рожден, чтобы совершать благие поступки, отдаляться от запретного, помогать другим, быть преданным Всевышнему. Это общие постулаты, но нового тут я ничего не скажу. Земная жизнь — временная, а будет вечная жизнь, в которой каждому воздастся по заслугам. Поэтому земную жизнь надо прожить достойно.
— 15 августа 2019 года вам пришлось сажать самолет в поле. Вы молились, когда направляли борт в кукурузное поле?
— Когда случилась аварийная посадка, некогда было молиться. Мысли были только о полете. Может быть, в глубине души сердцем чувствовал. Всевышний мне помог, это чудо и его милость. Но не было такого, чтобы я в момент посадки молился. Не до этого было, честно говоря.
В первые дни после посадки я, конечно, много думал про это. Думал, что мог бы поменять, что случилось, почему это произошло. Сейчас прошло пять лет, я смотрю на ситуацию со стороны и могу сказать: если вернуться назад, то ничего не стал бы менять. Это было чудесное спасение для каждого, кто был на борту. После этого мне не было страшно летать. До сих пор продолжаю, эту ситуацию отпустил и мне не снятся сны об этом.
— Есть ли ощущение, что жизнь поделилась на до и после?
— Конечно. С одной стороны, ничего не поменялось, так же работаю, семья, дети. С другой стороны, я стал медийным лицом, меня стали узнавать, появилась общественная работа. Государственная награда тоже многое значит. Я провожу встречи с молодежью, участвую в патриотических мероприятиях. Пришлось привыкать к популярности и вниманию, но сейчас стало попроще, привык.
С пассажирами встречаемся, стараемся каждый год на том поле в Жуковском. Стали уже близкими друг для друга. Эти встречи всегда проходят в теплой душевной атмосфере: поедем на тренажер, мы с Георгием (Георгий Мурзин, второй пилот. — Прим. ред.) катаем наших пассажиров на А320, им приятно. Они сами управляют этим самолетом, пусть и виртуальным.
— Правда, что вы храните кукурузу с того поля?
— Да. Прошло уже пять лет, она лежит в холодильнике, вся высохла, но я ее храню.
К пятилетию посадки самолета в кукурузное поле мы поговорили с пассажирами и узнали, как сложились их судьбы. Также мы рассказывали и про всех членов экипажа.
Во время посадки самолет получил такие повреждения, что его было уже не восстановить. Суды о страховых выплатах продолжаются до сих пор.