Екатеринбург — город, где каждый может найти что-то для себя. Любишь музыку — вот концертные площадки и магазины с инструментами, любишь природу — вот большое количество парков в черте города и живописные места на окраине. Религиозным людям тоже есть куда пойти. Внештатный корреспондент E1.RU Андрей Максимов не так давно нашел у нас буддийский центр Алмазного пути традиции Карма Кагью и поделился эмоциями от посещения. Далее — от первого лица.
Екатеринбург — город храмов. Любят так шутить многие, и не зря: в столице Урала действительно очень много церквей (и мемов на этот счет). И не только.
Я не знал, как выглядит буддийский центр, мне был известен только адрес. Единственное, что знал — это точно не пагода. Когда шел по улице Розы Люксембург, пропустил нужный дом и свернул во двор, почему-то тогда мне показалось это логичным. Там меня встретил магазин «Чебоксарский трикотаж плюс», а через проход — школа самообороны и боевой подготовки. Тогда я увидел выцветшие фотографии Евгения Пригожина и Дмитрия Уткина с гвоздиками под ними и понял: «Здесь Будды нет».
Оказалось, что центр расположен в отреставрированной усадьбе Оленьева. Неудивительно, что немного заплутал — никогда бы не подумал, что представители тибетского буддизма собираются в доме середины XIX века.
При входе во двор тебя встречает фигура медитирующего Гаутамы. Фоном для его фигуры служат помятые баннеры с изображением горного пейзажа, что закрывают собой ветхий фасад соседнего дома. Статую с улицы сразу и не заметишь, и, если не знать, что находится в здании, вид спокойно сидящего Будды на заднем дворе старинного дома породит много вопросов.
Дом имеет два входа: главный и задний. Я по своей рассеянности забыл, что вход тут со стороны двора — не повторяйте моих ошибок!
Когда я зашел за порог, не покидало чувство, что вновь ошибся домом. Разулся и повесил верхнюю одежду в обычной прихожей, открыл первую попавшуюся дверь, а там — кухня с современным ремонтом. Холодильник, чайник, раковина... За столом сидят люди, пьют чай, беседуют. Я занял место за столом, бесплатно налили чай и предложили печенье. Первое время было неловко, не покидало чувство, что ты пришел в гости без приглашения, но стоит разговориться с окружающими, как вливаешься в компанию, и стеснение проходит.
Поговорив с присутствующими, я узнал, что здесь находится единственный в городе зарегистрированный буддийский центр. Конечно, есть и неофициальные собрания, но, увы, про них ни мне, ни моим собеседникам не было известно.
Они — как суслик: их не видно, но они есть.
Благотворительностью сам центр не занимается, но ему этого и не нужно — миряне, что выбрали Алмазный путь, ведут альтруистичный образ жизни (принцип «живи для других»). В стенах этого дома под руководством духовного наставника изучают буддизм, медитируют и развивают свой разум, а за пределами стараются улучшить жизнь окружающих людей, уменьшить концентрацию страдания в мире. Медитация проходит в вечернее время, многие приходят после рабочего дня.
Центр посещают одни и те же люди. Все друг друга знают, общаются как закадычные друзья, и меня приняли как родного. Пришли в это учение по разным причинам и обстоятельствам: кто-то присутствовал на выступлении основателя центра Оле Нидала в 2004 году и уже 20 лет идет по Алмазному пути, кого-то привели в центр необычные сны, которые подтолкнули выбрать путь Дхармы, а кто-то — по совету друзей. Самая необычная история была от девушки, которая приобрела немецкий синтезатор лимитированной серии. Когда она его разобрала, то увидела на плате отпечатанное изображение Будды. После этого она решила углубиться в тему и теперь стала частым посетителем центра Карма Кагью.
Оле Нидал — датский религиозный деятель, также известный как Лама Оле, передающий поучения Махамудры школы Карма Кагью тибетского буддизма в адаптированном для западного мира виде.
Дхарма — одно из важнейших понятий в индийской философии и индийских религиях. Ему трудно найти эквивалент. Слово «дхарма» буквально переводится как «то, что удерживает или поддерживает».
Люди здесь открытые, но к своему учению относятся серьезно. Учить Дхарме в традиции Карма Кагью может только лама, который держит с центром связь. Конкретных запретов в буддизме нет, каждый ставит их себе сам, но, если духовный учитель советует от чего-то отказаться, стоит прислушаться.
Буддисты Екатеринбурга уже год не пьют алкоголь, не курят (раньше в качестве альтернативы можно было использовать нюхательный табак) и, естественно, не употребляют психотропы: разум должен быть чист и не замутнен.
Наиболее углубленные в веру посетители проводят ритуалы не только в стенах центра, но и дома. Читают мантры конкретное количество раз и делают поклоны, посвященные духовным помощникам и бодхисатвам (просветленным существам, которые находятся на пути к бодхи, то есть состоянию Будды. — Прим. ред.). Медитацию тоже никто не отменял, но для нее необязательно находиться в особенном месте. Кстати, о медитации в центре…
Когда настало время групповой медитации, все перешли в отведенное для этого помещение. Просторный зал, на стенах висят изображения духовных защитников, портреты важных для школы Алмазного пути личностей, а в середине — постамент с реликвиями и статуэтками. Каждый может бесплатно взять коврик, подушки разных форм в нужном количестве, подставку для книги и четки.
Опыт медитации происходит у каждого по-разному. С первого раза может и не получиться, но, если не оставлять практику, можно достичь нужного вам результата.
Рекомендую каждому самостоятельно пережить этот духовный опыт.
Во время групповой медитации люди сидят напротив алтаря, пока квалифицированный человек произносит нужные установки из книги. Затем медитирующие читают длинную мантру на тибетском наречии, а после каждый остается в своем состоянии чистого ума.
Я не знал тибетских мантр, поэтому читал известные мне на санскрите. Когда я после медитации спросил, уместно ли петь мантры другой школы, мне ответили, что в этом нет ничего крамольного. Пока тебе не передавал знания лама, ты можешь медитировать как хочешь, а если не знаешь мантр, можно просто считать. Лучше всего проговаривать числа от 1 до 21, этот ряд чисел можно зациклить на единице и проговаривать его раз за разом, но никто не запрещает вам считать цифры, какие вам нравятся.
Когда групповая медитация окончилась, люди стали покидать стены центра, а я решил изучить остальные помещения.
Здесь есть небольшая библиотека, где можно не только взять книги, но и купить их. Для общего развития приобрел три небольшие книжки за 700 рублей.
В здании есть туалет, совмещенный с душем. Домашняя атмосфера в центре царит неспроста — в нем иногда остаются духовные лидеры. Для них есть жилая комната и все необходимые для жизни удобства.
Перед уходом мне рассказали, что у статуи во дворе скоро инициация (это когда специально обученный монах заполняет полое нутро фигуры важными с точки зрения религии вещами, например, свернутыми определенным образом священными текстами). После этого она становится бесценной из-за своего сакрального наполнения. Все статуи в зале для медитации прошли инициацию.
Буддийский центр Алмазного пути традиции Карма Кагью — необычное место. Здесь сакральное соседствует с обыденным, открытое — с тайным и простое — со сложным. Посетить это место могу порекомендовать не только буддистам, но и любопытным прохожим. Интересно прикоснуться и изучить иную веру или культуру, проникнуться и понять людей других взглядов. Для этого часто приходится отдавать большие деньги и силы на путешествия, а тут можно облагородить душу, не покидая города.
Чтобы узнать, что вам готовит 2024 год — почитайте прогноз буддийского ламы. Кроме этого, астролог Угданского дацана Содномдаржайлинг Баир-ламу дал короткий прогноз для 12 знаков восточного гороскопа на лето этого года.