Екатеринбурженка Нина Донина недавно пришла к вере — и решила пожить в монастыре. Для этого она выбрала женскую обитель в челябинском селе Булзи, договорилась, что приедет туда волонтером, и отправилась в сельскую глушь.
В монастыре Нина нашла общительных монахинь, долгие молитвы, толстеньких котов и массу впечатлений. Да таких ярких, что теперь она собирается каждый месяц по паре дней жить в разных монастырях Урала.
Прочитайте рассказ Нины о самом необычном дне в ее жизни — и о том, почему любому городскому полезно порой вкусить тяжелой сельской жизни.
Как мне пришла в голову эта идея? Предыстория интересная, но немного страшная. Недавно в моей жизни случилась болезнь, больница и операция. В четырех разных госпиталях у меня искали опухоль, мы с мамой много молились — и обе пришли к вере. К счастью, в итоге ничего плохого не нашли. Там, где было подозрение на опухоль, оказался только мозг и сосуды.
Но я решила, что эта ситуация была послана мне не просто так — и пора окунаться в веру. К тому же меня всегда тянуло в деревни, в глушь, а в последнее время стало тянуть в монастыри. Просто тянет и тянет — мне интересно, как всё там устроено, какая среди монахинь атмосфера. Для меня как для православной монастырь — это высший пилотаж жизни, передовая духовной борьбы, на молитвах монастырей мир держится. Мне ну очень хотелось на своей шкуре прочувствовать такую жизнь — хотя бы денек.
Я вбила в YouTube слово «монастыри», наткнулась там на женский монастырь в Булзи — и он мне очень понравился. Там всё было так душевно. Скоро я собралась — и приехала.
Жилье и питание в монастыре бесплатные, нужно только помогать и немного работать. Два раза в день необходимо ходить на трехчасовые службы. В домах — печное отопление, в трубах ночью завывал ветер. Одним словом, атмосферно!
Утром мне вручили метлу и сказали подметать вокруг храма. Заодно выдали длинное серое шерстяное платье, галоши и юбку. Я выглядела как бабка рязанская — и была в восторге. Никогда в жизни я не подметала что-то метлой. В галошах. В селе. Это звучит как рутинная работа, но для меня она оказалась очень интересным опытом!
«Я считаю, что городскому ленивому жителю вроде меня очень полезно иногда приехать и помахать метлой на чистом деревенском воздухе»
Мести было тяжело и непривычно, продлилась работа часа два.
Параллельно познакомилась с котами: их в монастыре целых восемь, все — толстенькие и ухоженные. Эти коты отрываются за монахинь во всём!
Хотя людей тоже кормят хорошо. На ужин были борщ и пюре с грибами, на выбор — макароны или рис. Многие отказались от второго, а я была голодная как волк. Только было неловко: я в монастырь привезла сетку апельсинов и яблок, а на месте показалось, что этого мало. В следующий раз привезу больше продуктов.
Столько молиться оказалось очень тяжело — даже просто физически отстоять долгие службы. Утром в монастыре не поспать, там рано встают бабуси-паломницы и громко молятся по очереди. Потом все идут на службу. У каждого своя работа и послушания — огород, мытье полов, помощь на кухне. В монастыре есть мужчины — они помогают строить храм.
Домой я добралась автостопом. Думала, что меня только подкинут до трассы, где останавливается автобус, но мужчина подвез меня до самого Екатеринбурга. Получилось забавно: на трассе я помолилась, чтобы меня подвез хороший человек, и остановился прекрасный добрый мужчина — мусульманин. Я рассказала ему про свою православную молитву, и его этот факт очень повеселил. Он всю дорогу расспрашивал меня про монастырь и удивлялся, что я поехала в такую даль.
Меня теперь спрашивают: «Ты что, в монастырь уйти собралась?» Нет, постричься мне точно слабо. Это не мой путь, я недостойна, да и характер у меня — не с шилом в одном месте, а с настоящим шилищем. Меня не удержать на одном месте, я странница и мотаюсь по всей России. Я люблю путешествия, люблю купаться, хорошо поспать и поесть, люблю детские книги и умеренные дозы одиночества.
Я поняла, что жизнь в монастыре — это жизнь в сообществе, а столько общения ежедневно — не для меня. Я люблю побыть одна, на природе, полежать дома с котами или спокойно посидеть в офисе. В конце концов, я хочу смотреть, как растет моя дочь, а потом — нянчить и баловать внуков. Я много чего хочу, а в монастыре отсекается огромная часть жизни.
Взамен мирского человек получает огромный пласт духовного — но всё же монашеская жизнь для меня выглядит подвигом. Чтобы выдерживать ее, нужно иметь непоколебимую веру и любовь к Богу, физическую силу и многое другое. Я думаю, что всё это тренируется — но здесь и сейчас это точно мне недоступно.
«Одна монахиня (из другого монастыря) сказала, что десять лет привыкала к такой жизни. Десять лет! Хотя когда привыкла — начала кайфовать»
И всё же я считаю, что периодически пожить в монастыре полезно. Помолиться, поработать на свежем воздухе, побыть вдали от дома и суеты. Это время, чтобы хорошенько подумать о своей жизни. К тому же приятно по силам помочь монастырю — финансово или трудом.
В Екатеринбурге меня внезапно потряс контраст между монастырской жизнью и миром. В городе была свобода, целый шквал событий, все вокруг куда-то бежали, торопились. Но чего-то не было...
Я зашла в пекарню. Взяла зеленый чай и долго думала, думала... Я очень сильно загрузилась, сцены монастырской жизни вспоминались снова и снова. Почему-то хотелось плакать.
Мы публиковали исповедь бывшей послушницы о том, почему женщины с детьми уходят в монастыри и как живут там. А еще — 30 наивных вопросов адекватному священнику.
На днях в Екатеринбурге прошла премьера документалки о Содоме и Гоморре, ее снял адвокат и бывший детский омбудсмен Павел Астахов. Прочитайте наш репортаж о том, как это было.