На днях в тюменской школе директор отказалась пускать на занятия девочку, которая пришла в хиджабе. Конфликт попал на видео, и разразился громкий скандал.
Права ли была директор и уместен ли хиджаб в школе? Мы задали эти вопросы уральским педагогам и представителям общин. Примечательно, что учителя либо отказывались обсуждать эту острую тему, либо соглашались говорить только на условиях анонимности.
«Заявил, что дочь не будет ходить на физкультуру»
Екатерина, учитель младших классов в одной из школ Свердловской области:
— Выгонять ребенка, как это случилось в тюменской школе, конечно, недопустимо. Даже высказывать что-то школьнице относительно ее одежды нельзя. Ребенок тут совсем ни при чем, нужно все спорные моменты выяснять наедине с родителями, не травмируя девочку. Что касается ношения национальной одежды… честно скажу, для меня это болезненный вопрос.
У меня в классе училась девочка из семьи мигрантов, в первом и во втором классах она ходила в обычной школьной форме, а 1 сентября в третьем классе Мехрона (имя изменено. — Прим. ред.) пришла вся в черном одеянии и в платке. Видно лишь лицо (вероятно, это связано с тем, что в исламе девочки с девяти лет считаются совершеннолетними. — Прим. ред.). Она ходила в нем каждый день. Другие дети в классе сначала отнеслись к этому с настороженностью — не поняли и не приняли. Конечно, чтобы не нагнетать, я провела беседу, рассказала о национальных обычаях разных народов.
«Но лично мне было не по себе, когда я каждый день видела ребенка, одетого в черное с ног до головы. Черный цвет меня пугает»
Я, конечно, ничего подобного вслух не говорила, а папа, наоборот — начал диктовать свои условия. Заявил, что дочь не будет ходить на физкультуру: якобы потому, что там дети занимаются в шортах и футболках [с открытыми руками]. Мы проводили с ним беседы: на каком основании вы отказываетесь, ведь ребенок будет не аттестован. Уговаривали найти компромисс, ведь есть спортивные костюмы. В итоге убедили, но на физкультуре Мехрона тоже была в хиджабе — а ведь это неудобно и жарко, в конце концов.
При этом девочка — обычный ребенок, подвижный, веселый, жизнерадостный и характер боевой. Носилась со всеми на переменах, могла и подраться с мальчишками. Обычные ситуации: поссорятся, на следующий день помирятся, снова играют вместе. Папа ходил разбираться, пытался вмешиваться. Я снова объясняла, беседовала, успокаивала.
Сейчас у меня в классе первоклассница тоже ходит в хиджабе. У меня такое ощущение, что она просто не слышит половины того, что я говорю, уши наглухо закрыты. Я понимаю, у нас многонациональная страна. Но когда я как туристка приехала в одну арабскую страну со строгими порядками, то, выходя в город, за территорию отеля, я не надевала шорты или топики, несмотря на то, что жарко — чтобы не выделяться, не бросать вызов местным обычаям. Считала, что надо уважать их правила и традиции.
У нас в школе учится много детей из мусульманских семей, в том числе и коренные народы России, Урала. Но почему-то и татары, и башкиры ходят в обычной школьной форме. По моему мнению, те, кто к нам приезжает, тоже должны придерживаться наших общепринятых традиций, в том числе и в одежде. Ношение формы, посещение уроков физкультуры — это правила, которые надо уважать и принимать.
«Пусть носят на здоровье всё, что не запрещено»
Ольга, учитель английского в екатеринбургской школе:
— В классах, где я преподаю, учеников в хиджабах не было. Если придут, пусть носят на здоровье всё, что не запрещено законом. Главное — чтобы они были готовы к урокам и добросовестно изучали мой предмет.
«Выгонять за хиджаб ребенка недопустимо»
Фарух Мирзоев, глава таджикской диаспоры в Екатеринбурге, председатель «Дома народов Урала»:
— С одной стороны, внешний вид школьника должен соответствовать уставу школы, но всегда можно договориться. Можно подобрать такую форму одежды, которая будет соответствовать национальным традициям, не противореча уставу школы. В исламе действительно есть нюансы, которые касаются внешнего вида, женской одежды. Но совсем не обязательно, выделяясь на фоне других, демонстративно надевать хиджаб.
Также не очень уместно, по моему мнению, одевать семилетнего ребенка в черное с головы до ног. Вообще, сама по себе школьная форма никак не противоречит канонам ислама. Никаких вопросов тут быть не должно. Вполне достаточно платка, который бы покрыл голову, и обычной школьной водолазки.
«Вообще, я сторонник того, чтобы религия была отделена от школы. Никакого религиозного воспитания в школах быть не должно — только в семье»
Возможно, кто-то не согласится, но это мое мнение. Что касается ношения традиционной одежды в школах, я за разумный компромисс.
Выгонять за хиджаб ребенка недопустимо, всё выясняется наедине с родителями. Но также недопустимо, когда родители вступают со школой в конфликт, не разрешая ребенку посещать уроки физкультуры. В таких случаях вообще должны подключаться правоохранительные органы (если не помогают разговоры с родителями), это нарушение прав ребенка. В любой исламской стране женщины занимаются спортом. Просто есть родители, которые считают, что всё знают и лучше всех разбираются в этих религиозных вопросах. Но, например, они не в курсе, что хиджабы пришли к нам из арабских стран.
Арабы так ходили еще до ислама. Там эта форма одежда была обусловлена климатическими условиями, защитой от песка, от бурь. Всё прагматично. У нас синоптики песчаных бурь, к счастью, не прогнозируют, это сто процентов. Поэтому повторю: если родители школьниц хотят соблюдать традиции, то достаточно платка, покрывающего волосы, обычной школьной водолазки, закрывающей шею, руки — и всё.
«Проблему раздувают взрослые»
Наиль Шаймарданов, заместитель председателя централизованной религиозной организации «Духовное управление мусульман Свердловской области» (Уральский Мухтасибат):
— Как одета женщина — это ее право. Не вижу в этом абсолютно никакой проблемы и повода для конфликта. Поведение директора, который при ребенке выясняет отношения по такому деликатному вопросу, непедагогично. Это абсолютно неправильно. Если есть какие-то недопонимания, это можно было обсудить наедине с родителями.
Что касается дресс-кода: да, школа вправе его вводить, но это всё-таки локальный акт и он не должен противоречить законам — в том числе закону о праве на образование.
«Нет, я не за то, чтобы все носили хиджабы. Я за свободу выбора»
Возьмите Казань: там нет никаких конфликтов по этому поводу. Есть девочки, которые приходят в хиджабах, есть русские девочки, которые ходят в школьной форме. Все нормально общаются, дружат друг с другом. Никаких проблем нет. Проблему раздувают взрослые. Просто педагогический уровень некоторых преподавателей оставляет желать лучшего.
Зачастую россиянки, надевающие хиджаб, сталкиваются с неприятием со стороны близких и окружающих. О том, почему девушки это делают, рассказала екатеринбурженка, которая по своей воле надела платок в 16 лет.
А на днях мы показывали, как прошла линейка в самой многонациональной школе города. Прочитайте также, что думают екатеринбуржцы по поводу того, уместна ли национальная одежда в школах.