Вице-мэр Сергей Плахотин на Совете неравнодушных горожан предложил переименовать Шигирского идола и называть его просто «Шигир из Екатеринбурга». Под таким названием его будет проще подавать как самую древнюю деревянную скульптуру на планете. Также ее нужно поставить в один ряд со Стоунхенджем и египетскими пирамидами, уверен Сергей Плахотин. Городские власти хотят сделать деревянную скульптуру из краеведческого музея главной достопримечательностью города.
Последовательный критик этой идеи Оксана Иванова выступила резко против пиар-кампании Шигирского идола. В колонке E1.RU она объяснила, почему считает невозможным прославление древней скульптуры на весь мир, и рассказала, что сегодняшний крупный пожар — не просто происшествие в заброшке, а самое настоящее знамение.
Ядреная белена растет на уральских полях — настолько, что некоторые даже объедаются: «Авторы концепции поставили амбициозную задачу к юбилею города. В год 300-летия Екатеринбурга Шигирскую коллекцию должны увидеть 300 тысяч человек. Также для внедрения скульптуры в народное сознание предлагается активно внедрять его в некоммерческие проекты и коллекции. Например, клеить его на дорожные знаки», — читаю я в СМИ.
То, что от наименования «идол» решили отказаться, хорошо и правильно. А зачем внедрять «Шигира из Екатеринбурга» (учитывая, что он из кировоградских болот), в «народное сознание», кому мы это должны и что хорошего в этой концепции?
«Совету нечестивых было и вразумление — по соседству загорелся дом и едкий дым от пожарища проник в собрание развратителей»
Услышат ли предупреждение от пророка Илии? Он ведь и сам может прийти, так нам обещано, по крайней мере. Сейчас обсуждают приемы по навязыванию айдентики, причем такой, которая верующим: православным, мусульманам, иудеям — неприемлема с религиозной точки зрения.
Занимаются раскручиванием Шигирского идола политтехнологи, у которых нет ценностей, а есть только манипулятивные технологии. Для них всё становится объектом манипуляции.
«Нам пытаются, используя эти методы, насадить чуждые нам ценности»
Мы не против того, чтобы Шигирский идол был в музее, чтобы его изучали. Это действительно интересный исторический артефакт. Но на пустом месте его используют как фетиш, как голый, ничем не подкрепленный и не изученный в должной мере образ, и навязывают его нам в качестве городской идентичности.
В последних публикациях и комментариях Шигирский идол противопоставляют Храму на Крови. Я знаю, это давняя мечта мэрии — найти образ, который перекрыл бы популярность Храма на Крови и трагической истории, которая за ним стоит. Для чего будоражить и унижать православную общественность? Изучайте, музеефицируйте — никто против этого не возражает. Зачем это связывать с 300-летием Екатеринбурга?
Главный подарок, который мы хотели бы получить, — Храм святой Екатерины. Благодаря усилиям тех же людей, которые заседают в Совете неравнодушных горожан, мы его не получим. А он значим исторически, символически и религиозно. За ним стоит реальная городская история, в отличие от Шигирского идола, который с городом связан только местом хранения.
Согласны с автором?
Недавно мэрия презентовала логотип к трехсотлетию Екатеринбурга, в нём есть место и Шигирскому идолу. Судьба деревянного истукана беспокоит не только пиарщиков и православных, но и искусствоведов, которые устраивают вокруг нее нешуточные споры. Кстати, копию идола выставляют в павильоне «Екатеринбург-Экспо».