В ночь на 19 января многие екатеринбуржцы весело окунались в крещенские купели. В это же время в Ленинградской области женщина окунулась в необорудованную прорубь и погибла на глазах собственных детей, по одной из версий, ее затянуло течением под лед. Екатеринбургский священник, секретарь Епархиального совета Екатеринбургской епархии игумен Вениамин Райников в своей колонке называет обряд купания в крещенской проруби массовым унижением святого праздника. Публикуем его текст.
Великая агиасма (церковное название святой воды. — Прим. ред.) и ее ежегодное массовое поругание. Такова была основная тема моей проповеди на праздник Крещения в этом году.
Последние годы всё шире и всё беспощаднее распространяется мода на купания в проруби на праздник Крещения. Однажды я видел, как один явно благочестивый мужчина с крестом на груди окунался в прорубь со словами: «Господи, я люблю тебя». Тогда, глядя на него, я задумался, что, быть может, подобные примеры наивной, но искренней любви, проявляющейся в преодолении себя, «выходе из зоны комфорта», могут сделать это суеверие в некоторых случаях благочестивым.
«Но чем дальше, тем больше я вижу, что такие исключения не опровергают общее правило, что купания — это очень опасное суеверие»
Вопрос отношения Церкви к купаниям давно решен: они официально осуждены на Поместном Соборе 1551 года. Боролись с ними безуспешно, потом, судя по всему, активно бороться перестали, хотя о недопустимости их всегда знали и так учили духовенство. Но в постперестроечные годы духовенство не только прекратило вялую борьбу с этим диким и неблагочестивым суеверием, но, отчаявшись с ним что-то сделать, решило возглавить то, что побороть не смогло.
Причин я вижу несколько: потеря благоговения к святой воде и человекоугодие. Первое можно наблюдать во время любого крестного хода, сопровождаемого окроплением святой водой. Ну, как окроплением... Скорее, литургическим хулиганством в виде задорного обливания.
Помню, как с этим хулиганством боролся новопреставленный митрополит Владимир. И кропила использовал только те, которые разбрызгивали мелкие капельки, а не истекали потоками. И заставлял священников брызгать вверх, а не в лицо молящимся. Но кощунственное использование священнослужителями святой воды для шалости он, к сожалению, искоренить так и не смог.
Для веселого обливания придуманы водяные пистолеты. Их и надо использовать для веселья. А окропление — символ обновления обетов крещения, внешний символ омовения и очищения души, что внутри совершается посредством покаяния. «Окропиши мя иссопом и очищуся» — это про покаяние, а не про то, чем занимаются в аквапарках.
Я смотрю на бесовскую вакханалию, которая ежегодно совершается в святые дни праздника Крещения Господня, и от обратного понимаю, какую необыкновенную святыню даровал нам Господь — святую агиасму. Пора нам вспомнить, что именно ее принимают те, кто отлучен от причащения Святых Христовых Таин, с теми же чувствами — страхом Божиим и верой.
«Я не верю в миссионерский потенциал купаний. У кощунства не может быть миссионерского эффекта»
А вот как суеверие рождает преступление — такое вижу. Когда тепло одетая «яжемать» насильно окунает ребенка в прорубь, прилагая к суеверию кощунство, к кощунству — глупость, а к глупости — жестокость.
Кажется, пора уж закрывать этот провалившийся проект — пытаться воцерковить через суеверие. Ну, не получилось и не могло получиться. Пора это признать и соборно актуализировать осуждение крещенских купаний и запретить духовенству соучаствовать в этом кощунственном цирке.
Согласны с автором?
Мы подробно освещали события, связанные с Крещением в Екатеринбурге. Посмотрите онлайн-трансляцию, где мы рассказывали о том, как люди по всему городу окунаются в проруби. Самые яркие фотографии мы собрали в одном сюжете. Кстати, власти тоже поддерживают традицию окунаться в прорубь. Мэр и губернатор окунались в воду в Малом Истоке. Корреспондент E1.RU Даниил Румянцев в этом году впервые в жизни искупался на Крещение. В результате эксперимента он пришел к выводу, что в этом осталось очень мало от религиозного праздника.