Этим летом в Екатеринбург съехались сотни паломников. Все они решили принять участие в фестивале православной культуры «Царские дни». Мероприятия в память о святой императорской семье в этом году проходят на фоне конфликта из-за крестного хода.
Губернатор Евгений Куйвашев публично заявил, что шествие проводить не рекомендуется. Однако митрополит Евгений объявил, что он пойдет на крестный ход. Позже церковные власти все-таки нашли компромисс со светским, пообещав соблюдать все противоэпидемиологически меры.
В преддверии кульминации церковного праздника — ночной Божественной литургии, у Храма на Крови, мы запустили онлайн-трансляцию, следили за событиями и говорили с участниками.
Паломники в Екатеринбург съехались со всей страны. Сегодня днем корреспондент E1.RU Даниил Румянцев пообщался с верующими в палаточном городке возле Храма на Крови и выяснил, что побудило их проделать такой длинный путь.
Анастасия (Уфа):
— Житие страстотерпцев очень мне близко, поэтому люблю почтить их память. В крестный ход уже не пойду. Раз власти так сказали, то, конечно, надо подчиняться. Я законопослушная.
Семья из Владимира:
— Мы приезжаем сюда уже девять лет. Мы очень плохо относимся к тому, что власти запретили проводить крестный ход. Он имеет большое значение для всей России, и как его отменить можно было, просто в голове не укладывается.
Раньше, когда были холеры, разные тяжелые заболевания, наоборот, люди собирались и шли крестным ходом, и вся болезнь отходила, и вот такой запрет, я считаю, это не духовный подход. Мы, скорее всего, пойдем. Но еще точно не решили.
8 июля губернатор Евгений Куйвашев высказался по поводу крестного хода в «Царские дни», написав в своем Instagram:
— В этом году мы не будем проводить крестный ход в «Царские дни». Посмотрите на фотографии — это крестный ход в прошлом году. На участниках нет масок, дистанция между участниками не соблюдается. Тогда нам казалось, что пандемия идет на спад, но это был только конец первой волны. У нас есть несколько доказанных случаев того, что люди заболели именно после «Царских дней». Они перенесли болезнь довольно тяжело.
Позже вице-губернатор Сергей Бидонько встречался с митрополитом, чтобы решить, как провести фестиваль без ущерба для здоровья участников. Бидонько отметил, что разговор был конструктивным, однако подробности он не сообщил. Затем губернатор еще раз высказался:
— В этом году мы не будем проводить крестный ход в «Царские дни». [В 2020 году] нам казалось, что пандемия идет на спад, но это был только конец первой волны. У нас есть несколько доказанных случаев того, что люди заболели именно после «Царских дней». Они перенесли болезнь довольно тяжело, — сообщил Евгений Куйвашев. — Новый штамм, который распространяется по области, еще опаснее. Гораздо большее количество людей подключают к кислороду. Поэтому в этом году мы не согласовываем мероприятие и не будем перекрывать дороги, идти на крестный ход самостоятельно — опасно.
Народ собирается на улице, люди стоят на тротуарах. Подъехали три автобуса с паломниками из Челябинска.
Евгений Маленкин, один из основателей фонда «Город без наркотиков», ныне алтарник храма Рождества Иоанна Крестителя, общественный деятель:
— Я считаю участие в крестном ходе и Божественной литургии очень важным делом для православного христианина, но я буду говорить сам за себя. Несмотря на то, что сейчас происходит, несмотря на нагнетание, я всё равно сюда пришел, я буду участвовать. Тут дело каждого — выбирать. Когда собираются христиане — это соборная молитва, мы молимся, исповедуемся, причащаемся. Это основные таинства для православного христианина. А что касается заявления светских властей, я считаю, это можно было сделать помягче, не так категорично. Несмотря на то что у нас проходят светские мероприятия и никто никаких заявлений не делает, никакого ажиотажа нет, а когда православные христиане собираются помолиться, пройти крестным ходом, сразу происходит какой-то ажиотаж, споры. Всё должно пройти мирно, с любовью, с холодной головой и горячим сердцем.
Евгений Маленкин отметил, что убийство царской семьи — это трагическое событие, и для каждого православного очень важно именно в эту ночь присутствовать на этой молитве.
— Посмотрите, люди едут с разных концов нашей страны, даже из других стран для участия в этой молитве, крестном ходе, — говорит Евгений. — Это нельзя запретить росчерком пера. Конечно, все меры, которые предписывает Роспотребнадзор, будут соблюдаться. Лично я привит, у меня есть маска.
Вот что сейчас происходит у Храма на Крови. До начала службы паломники исповедуются. Стоят несколько священников, которые совершают таинство исповеди.
Руководитель отдела милосердия Екатеринбургской епархии Татьяна Ананьина рассказывает о том, как обеспечивают меры безопасности:
— У нас на площадке работают порядка 50 добровольцев и порядка 20 сестер милосердия. С началом службы они все здесь выстроятся, у нас имеются маски, их около двух тысяч, санитайзеры. Всем, кто будет находиться на территории храма без маски, наши добровольцы будут предлагать ими воспользоваться. Добровольцы будут отслеживать, чтобы соблюдалась социальная дистанция.
Петр Мультатули, российский публицист, правнук Ивана Харитонова, старшего повара императорской кухни, убитого вместе с царской семьей.
— Что касается этого порыва людей: это их жизнь, каждый человек сам принимает решение, идти ему или не идти, называет он это крестным ходом или нет, но он идет на то место, которое считает святым. Для православного человека это жизнь, это величайшая святыня. Святые царственные мученики почитаются во всём христианском мире. Люди уже 20 с лишним лет идут туда, это всё равно что сказать людям: «Не ходите на Голгофу».
Начал накрапывать дождь, скоро начнется богослужение, которое продлится два с половиной часа. Сразу восемь архиереев проведут службу, которая начинается в эти минуты.
Православный олигарх Константин Малофеев, замглавы Всемирного русского народного собора, с которым приехали православные «силовики» — крепкие мужчины, которые, как предполагается, будут обеспечивать порядок на шествии:
— Не надо забывать, что для православных верующих эта традиция стала ежегодной. Для меня было естественно сюда приехать. Что касается режима санитарного — я сегодня прошелся по Плотинке, ни одного человека в маске не нашел. У меня маска с собой. После службы я в ней пойду на Ганину Яму, куда мы обычно ходим. У нас санитарная обстановка далека от Москвы, где совсем плохо. Поэтому я считаю, что у нас вполне ситуация штатная. Ничего грандиозного не происходит оттого, что нет перекрытия дорог. Людей, я надеюсь, сегодня будет меньше, чем обычно. Я надеюсь, мы справимся и пройдем по тротуару без нарушений.
Служба началась. Люди выстроились на тротуарах, их значительно больше, чем было ранее. Многие стоят на тротуаре через дорогу, на газоне в сквере. Люди внимательно слушают священников, крестятся, молятся сами. Машины, проезжающие мимо храма, снижают скорость. Есть нищие — собирают милостыню. Один мальчик долго расспрашивал женщину про ее многодетную семью, для которой она собирает деньги, потом положил ей в ведерко несколько монет.
Пока происходящее с точки зрения соблюдения норм эпидбезопасности не сильно отличается от любых светских массовых мероприятий, которые проходили в Екатеринбурге с мая по июнь.