Религия «Соседи торговали анашой, на кухне варили ханку»: священник с Урала — об общагах 90-х, войне в Сирии и экзаменах для крещения

«Соседи торговали анашой, на кухне варили ханку»: священник с Урала — об общагах 90-х, войне в Сирии и экзаменах для крещения

История отца Андрея, который объясняет, зачем Бог сотворил мир

Андрей Канев стал священником в 22 года и почти сразу же стал руководить приходом

Суббота, ноябрь 1999 года. Молодой священник Андрей из храма на Сибирском тракте направляется в пансионат для престарелых и инвалидов на окраину Сортировки. Он тут никогда не был. Сфера его обитания в основном была университетские общаги на Большакова. Директор пансионата «Семь ключей» здесь организовал храм. Развивать приход доверили 24-летнему парню. На тот момент на всей Сортировке это единственный православный храм.

Государство в государстве

— Зашел в пансионат, увидел узенькую комнатку, где располагался храм, маленький алтарь. Директор пансионата был человеком малосведущим в религии и всё шутил: у меня будет государство в государстве, и поэтому должно быть всё — у страны есть церковь, и у меня будет. Силами помощников он создал иконостас. Люди всё это сделали в меру своего понимания, не учитывая одного нюанса — у меня рост выше среднего, поэтому иконостас получился низкий. Смотрелось комично, когда каждый раз пришлось сгибаться, но служить было можно. Первыми прихожанами сначала были несколько жителей пансионата, — вспоминает отец Андрей.

Это уже современный иконостас, первая его версия была наполовину меньше

Потом в его жизни будут эксперименты по созданию приходской общины, строительство храма, аспирантура и защита диссертации, должность доцента в педагогическом университете, служба в армии, работа в горячих точках, руководство священниками в бригадах Центрального военного округа и организация проектов для пары сотен мальчишек и девчонок. А еще была система подготовки людей к крещению и «экзамены» перед этим таинством.

Прошло два десятка лет руководства приходом в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы на Семи Ключах, и в храме не протолкнуться. Чтобы хоть как-то люди могли принимать участие в службах по воскресеньям, в храме и на улице оборудовали колонки. Но это временное решение. Сейчас строится еще один храм вместимостью в тысячу человек.

Каждое бревно в храме именное

На возведение первого храма собирали с миру по нитке. Получился народный храм. Каждый желающий мог купить себе блок фундамента в строении, на котором написали имя жертвователя. Поскольку храм строили из бревен, то история повторилась: каждый мог пожертвовать и купить свое бревнышко. Прихожане вместе со священником чистили и обрабатывали бревна, строили тоже все вместе. Теперь всех участников народной стройки поминают за каждым богослужением.

Зачем Господь создал людей, или Экзамены перед крещением


Еще в начале 2000-х отца Андрея отправляли в годовую командировку в Нижний Тагил. За год он покрестил около тысячи человек, но не видел, чтобы после таинства они вернулись в храм. Это давало повод подумать о том, что необходим осознанный подход к крещению.

К крещению, по мнению отца Андрея, нужно подходить осознанно

— Однажды после возвращения в Екатеринбург ко мне пришел человек с просьбой крестить его, я провел с ним беседу. Поговорил, объяснил всё, покрестил, и… человек пропал. Со следующим таким я провел две беседы с разницей в неделю. Человек послушал-послушал, покивал головой, но как только покрестился, сразу же исчез. Я завел четыре беседы. Мне стало интересно, где этот рубеж, где человек превращается в того, кто остается после крещения, — начал наш собеседник.

Четыре беседы тоже оказались неэффективными. После шести бесед отцу Андрею пришла мысль проверять знания тех, кто хочет креститься. Что сложного в том, чтобы покивать головой, отсидеть положенное время и получить желаемое? Настоятель храма ввел экзамены, чтобы понять, усвоил ли человек услышанное или нет. Один из вопросов, которые есть в тесте: «Зачем Бог сотворил мир?»

Храм посещают родители с детьми

— Еще в четвертом веке подготовка к крещению занимала от трех до пяти лет, — объясняет отец Андрей. — Самый главный эффект от всего этого — человек понимает, нужен ли ему Бог или нет. Сейчас так же. Мы получили поколение, которое выросло в основном в тех семьях, где детям не дали духовного опыта. И здесь уже моя обязанность не просто помочить людей в воде, а давать человеку знания о Боге. Вера же — это не просто эмоция, это опыт. Его нужно передавать.

Сейчас те, кто хочет креститься, приходят к отцу Андрею раз в неделю. На занятиях он дает основы основ.

Отец Андрей уверен, что современное поколение нуждается в духовном просвещении

— Я, как священник, несу личную ответственность за того человека, которого крестил. Понятно, что у нас не толпы крестятся, а единицы. За прошедший 2020 год таких было семь взрослых крещеных. Но я уверен, что этих людей смогу увидеть в храме на воскресной службе. В лучше времена мы собирали группы по 30–40 человек. Причем это были не только прихожане нашего храма, люди у нас заканчивали курсы и возвращались к себе в приходы, — подчеркивает наш собеседник.

Со временем отец Андрей понял, что человеку недостаточно давать теорию, нужна еще практика религиозной жизни. В храме претенденту на крещение рассказывают о вере, настраивают практику молитвы и поста, участия в таинствах. Человеку нельзя просто дать устав и календарь и сказать: тут ешь, а тут не ешь. Это неправильно, уверен наш собеседник. Человек может болеть, и строгий пост ему будет противопоказан. Ему нужно подобрать такую форму, чтобы была посильна и духовная работа.

Общаги, ханка, сектанты и ценностная опора


Священником отец Андрей стал в 22 года, а осознанный шаг к церкви он сделал в 19 лет на третьем курсе истфака УрГУ, а ныне УрФУ. Тогда Россия стремительно менялась, как и люди вокруг, и молодой студент понял, что в жизни не хватает оценочной опоры: что хорошо, что плохо.

— Тогда в стране что происходило? Бандиты, наркоманы, драки. Мы жили на Большакова, общаги были коридорного типа. С одной стороны — четырехместные, их занимали студенты, а напротив — двухместные, в них обитали выходцы из южных республик.

«Наши соседи торговали анашой, их клиенты ханку варили на общей кухне».

Запомнилась Пасха 1993 года, когда обострилось очередное противостояние, в эту святую ночь в опустевшей общаге ОМОН бился с нашими соседями-наркоторговцами. Параллельно с этим по общагам ходили всякие сектанты, протестанты, буддисты. И я понимал, что нужна надежная, настоящая оценочная система, чтобы разбираться с происходящим. Постепенно пришло понимание, что эта основа во Христе, — уточняет наш собеседник.

Осознание, что нужно идти в православие, появилось у Андрея Канева в Пасху

Будущий отец Андрей узнал у своего однокурсника, что тот ходит в православный храм целителя Пантелеимона на Сибирском тракте. Именно это место станет духовной родиной нашего героя. Там юный Андрей Канев почувствовал, какими могут быть добрые христианские отношения. Он окончил университет в 1997 году, была дилемма: пойти по научной линии либо в храм. Выбор пал на тех, кому помощь нужна больше.

«Боевые Мерлины», или Служба в армии


Так сложилось, что отец Андрей после окончания истфака в армии не служил и даже повестки в глаза не видел, да и особо этим не интересовался до 2014 года. Тогда пришло окончательное осознание, что он упустил какой-то очень важный для мужчины опыт.

— Я переговорил сначала с митрополитом Кириллом, он дал согласие, потом в штабе ЦВО освободилась вакансия, и меня туда направили. Я, конечно, хотел оказаться в бригаде, чтобы быть с людьми, но пришлось работать с бумагами и заниматься управлением. Поэтому без шуток говорю, что писарем в штабе работаю.

Служить в армию Андрей Канев пошел в 39 лет

— На всё ЦВО у нас 30 священников. И у каждого могут быть проблемы, сложности, я им стараюсь по возможности помочь. В Москве в Министерстве обороны есть главное управление, которое занимается работой с верующими военнослужащими, оттуда тоже спускаются свои задачи, которые нужно выполнять.

Когда я пришел на военную службу, у нас был руководитель управления — генерал — своеобразный, интересный человек, он думал, что священники в армии — это кто-то типа «боевых Мерлинов», волшебников, которые приходят, и все воинские проблемы заканчиваются сами собой. Разумеется, этого не происходило, потому что человек волен делать и добро, и гадости, — уточняет священник.

Помимо бумажной работы, есть и живая. Так, в 32-м военном городке удалось открыть храм в здании старого КПП, создать условия для приходской жизни. Наш герой собирал средства, людей, чтобы сделать ремонт, а уже в ноябре 2020 года митрополит Кирилл освятил этот храм в честь Архангела Гавриила.

Не бывает атеистов в окопах под огнем, или Командировки в Сирию


Армия, по словам отца Андрея, дает возможность почувствовать себя воином и узнать совершенно другое отношение к жизни и смерти. Особо это удалось понять в Сирии. Как шутит отец Андрей, в атаки он не ходил и батальоны на бой не поднимал. Он просто выполнял свою священническую работу.

— Атмосфера войны чувствуется в воздухе, даже когда не стреляют. Это ощущение близости смерти. И оно дает возможность сделать переоценку жизни и даже возможность почувствовать Бога. В таких условиях у многих людей активизируются религиозные чувства, и это не просто психология, это опыт, — объясняет наш собеседник.

У священника было две командировки в Сирию

Там священнику удалось увидеть службу наших военнослужащих не в гарнизоне, глубоко в тылу, а ту настоящую, когда на блокпосте солдаты несут наряд. Одни спят, другие отдыхают, третьи готовятся. И такой режим на несколько месяцев, сплошной день сурка. Какую же духовную крепость нужно иметь, чтобы не заунывать, удивляется отец Андрей. Чтобы поддержать бойцов, на Урале была организована акция «Подари солдату книгу».

— Удалось отправить книги. Их накопилось полтонны! Я видел, как действует информационный голод, когда каждая бумажка дочитывается до дыр. Священники приезжали на дальние блокпосты и раздавали собранные книги солдатам. И они оставались очень благодарны. В нормальной жизни они их, возможно, и не читали бы, не потому, что не интересуются чтением, а потому, что привыкли пользоваться гаджетами. А тут живая книга, — рассказывает отец Андрей.

Еще отец Андрей проводил акцию «Напиши письмо солдату», когда все желающие могли написать свои пожелания военнослужащим. Такие письма были оформлены в виде солдатского треугольника в стилистике Великой Отечественной войны. В этом, 2020 году в такой акции поучаствовали 55 тысяч человек. Из них выбрали лучшие, чтобы раздать солдатам и порадовать их настоящими теплыми письмами и чувствами.

«Даже самый замечательный священник не заменит папу»


В 2013 году отец Андрей в очередной раз анализировал, какие есть перспективы и проблемы в приходе. Оказалось, что в храм стало приходить много одиноких, разведенных женщин с детьми. И ни для кого не будет открытием, что между мальчишками, воспитанными папами, и теми парнями, у которых пап не было, огромная разница. Так у женщин прихода появился запрос занять своих сыновей.

— Я размышлял, как бы соединить и верность Христу, и русскую, мужскую и воинскую культуру? Тут остается немного вариантов. Были бы у меня среди прихожан танкисты, я бы организовал танковую школу, летчики — школу летчиков. А так выбор пал на казачество. На тот момент в храме не было военнослужащих, которые могли нести мужскую культуру. Но я попросил мужчин из числа наших прихожан организовать казачий хутор. Мы начали кадетские занятия, где мужчины занимаются с детьми. Парни приходят по воскресеньям, — объясняет священник.

В этом здании прихожане организовали кадетский корпус для детей

При этом отец Андрей уверен — любой активный человек, горящий своим делом, может «заразить» этим делом детей. И если такой человек находится, он хочет нести свою идею детям, он готов заниматься с ними, то священник отвечает ему: «Вот помещение, набираем группу, занимайся, чем еще помочь?» Таким образом в приходе появляются различные проекты для занятий с детьми.

— Как-то ко мне пришел бывший десантник, говорит, что нужно помещение для военно-патриотического клуба «Уральские медведи». Так у нас появились десантники, недавно курсанты совершили второй прыжок с парашютом. Потом появились скауты и поисковый отряд. 8 лет подряд мы ездили в Смоленскую область на раскопки. Наши дети нашли останки 60 солдат.

Наш собеседник признается, что постоянно ищет разные формы общения, чтобы создать условия для воспитания детей, чтобы взрослые могли больше с ними общаться. Так при храме появился родительский комитет, который объединил активных родителей.

Отец Андрей показывает елку желаний, где каждый сможет взять на себя роль Деда Мороза и выполнить мечту ребенка

— Если родители будут вместе с детьми, мне, как священнику, не придется решать множество проблем. Ведь даже самый замечательный священник не заменит ни папу, ни маму, ни атмосферу в семье, — подчеркивает отец Андрей.

«Чтобы люди жили в любви»

Сейчас на территории прихода на Семи Ключах есть хуторской конный клуб, небольшой музей, библиотека с внушительной коллекцией духовной литературы, классы, изба-музей, актовый зал, созданный в ангаре, и многое другое. Настоятель храма уверен, что впереди еще очень много дел, нужны добротные здания, не говоря уже о том, что нужен храм побольше, ибо нынешний всех желающих не вмещает.

Фундамент нового храма на тысячу человек
На территории прихода есть небольшой контактный зоопарк
Одна из жительниц этого зоопарка
Библиотека духовной литературы
Церковная лавка на территории прихода
Небольшой музей истории прихода
На территории есть ангар, который оборудуется под спортивный зал. В иных случаях он служит актовым залом
Небольшой музей прихода
Экспонаты музея
Это еще одна партия книг, которые отправятся солдатам в Сирию

В заключение отец Андрей дает ответ на один из самых главных вопросов в его экзамене на крещение: «Бог создал мир не потому, что в нем нуждаются, он не питается людьми, ему не скучно без них, а потому, что у него так много любви, что он хочет, чтобы были существа, которые будут счастливы жить в этой любви».

В сентябре мы писали про отца Илию (Александрова) — настоятеля храма святого Иннокентия Московского, что на Ленина, напротив Simple Coffee и Главного проспекта. По наружной рекламе его храм можно спутать с модной кофейней, а в самом настоятеле без рясы вряд ли можно узнать священника.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
99
Форумы
ТОП 5
Мнение
«Думают, я пытаюсь самоутвердиться»: мама ученицы объяснила, зачем заваливает прокуратуру жалобами на школу
Анонимное мнение
Мнение
«Раз пошли на принцип, то денег не считали». Уральский юрист — о том, как развод довел до детектора лжи
Анонимное мнение
Мнение
Лопнет или сдуется? Как в России возник ипотечный пузырь и что с ним будет дальше
Екатерина Торопова
директор агентства недвижимости
Мнение
«Оторванность от остальной России — жирнющий минус»: семья, переехавшая в Калининград, увидела, что там всё по-другому
Анонимное мнение
Мнение
«Любителям „всё включено“ такое не понравится»: почему отдых в Южной Корее лучше надоевшей Турции
Анонимное мнение
Рекомендуем
Знакомства
Объявления