Среднеуральский женский монастырь ежегодно передавал Екатеринбургской епархии миллионы рублей. Обитель также делилась с митрополией молоком и другими продуктами. Об этом E1.RU рассказал адвокат Павел Бабиков, который взялся за защиту основателя монастыря экс-схиигумена Сергия.
— Назвать точную сумму [сколько монастырь передавал епархии] пока невозможно, мы собираем материалы после того, как документы изъяли еще в ночь на 29 декабря. Сейчас мы собираем информацию по крупицам, при этом мы можем говорить о достаточно крупных суммах, кроме того, передавали также продукты питания и пожертвования, — рассказал Павел Бабиков.
Он подчеркнул, что деньги и продукты передавались до лета 2020 года. Причем деньги передавались двумя вариантами — электронным переводом и наличными.
— Однако данные факты нужно подтверждать документально. Изначально мы не хотели придавать огласке, но отца Сергия начали приравнивать к оппозиционеру Алексею Навальному, хотя это никак не соответствует действительности. Сейчас мы общаемся с людьми, которые могут подтвердить передачу денег. Но мы не говорим, что это нарушение закона.
«Монастыри передают деньги на содержание епархии, это нормально. Но тут речь идет о других суммах, точно говорится о миллионах рублей»
Мне также рассказали про Toyota Camry, которую передали [митрополиту Евгению] Кульбергу. Как мне рассказали, машина была зарегистрирована на монахиню. Также мне говорят о передаче машин другим священникам, — заметил адвокат.
Защитник отца Сергия утверждает, что в Среднеуральский монастырь приходили люди из епархии. Они просили деньги и получали их, часть денег переводилась официально, часть — неофициально. Как оформлялись платежи и о каких суммах идет речь, эти вопросы Павел Бабиков намерен поставить перед следствием.
Юрист напомнил, что церковь в России отделена от государства, и то, что внутри церкви происходит — не нарушение закона.
— Но сейчас большой вопрос с оформлением права собственности на храмы, которые строили третьи лица, которые к епархии не имеют отношения. Как раз когда возник этот внутрицерковный конфликт, и прекратилась передача средств, — заметил наш собеседник.
Что касается монастырских монахинь, которых допрашивают по эпизоду о склонении к суициду, то следователи выдали около 25 повесток. Речь идет о тех женщинах, которые фигурируют на записи.
— Они говорят, что он склонял к самоубийству, но тут нужно привлекать религиоведов. Потому что нельзя только лингвистикой ограничиваться. Для нас с вами эта проповедь может звучать как призыв к самоубийству, а для религиозных, кто знаком с православием, с подвигами, звучит иначе, — объяснил адвокат.
Юрист не исключил, что найдется человек, который, посмотрев проповедь отца Сергия, скажет, что у него появились мысли о суициде.
— Уже было административное дело против отца Сергия. Тоже пришел человек на проповедь, не понравилось, написал заявление. Вероятно, такая же ситуация будет, — предположил адвокат.
В епархии поздравили редакцию E1.RU с великим празднеством Богоявления, а также прокомментировали слова адвоката Павла Бабикова, отметив, что сторонники бывшего монаха Сергия прибегают к технологиям черного пиара, распространяя слухи.
В митрополии пояснили, что перечисление средств от монастыря в епархию — это обычное дело. При этом юрист не упомянул, что митрополия тратит собственные средства на закупку коммунальных услуг для монастыря, а обитель компенсирует затраты.
— Информация об объеме перечисляемого финансирования не соответствует действительности и является существенно завышенной, — утонили в пресс-службе епархии.
Там также объяснили, что Toyota Camry, о которой говорит адвокат, пожертвовали епархии, а та передала машину многодетной семье священника, когда она нуждалась в помощи.
16 января стало известно, что Сергий снова начал есть после сухой голодовки. Ранее он отказывался от пищи и воды в течение многих дней, при этом утверждал, что это не голодовка, а пост.
В ночь на 29 декабря силовики штурмом взяли Среднеуральский монастырь и задержали отца Сергия. Отлученного от церкви опального клирика конвоировали в Москву, где он был отправлен под арест.
Обвиняют Сергия сразу по трем статьям Уголовного кодекса. Последнее дело возбуждено по ч. 3 ст. 110.1 УК РФ («Склонение к совершению самоубийства несовершеннолетнего лица») из-за выложенного на YouTube ролика.